|
Береги автомобиль
Отчаяние человека, у которого угнали автомобиль,
не дай Бог пережить никому. Еще недавно ваш "четырехколесный
друг" стоял под окнами (на стоянке, у супермаркета,
во дворе) - и вот теперь на нем ездит кто-то другой. Как
ни банально, но вся надежда тут на сотрудников правоохранительных
органов: в частности, на 8-й отдел уголовного розыска ГУВД
Санкт-Петербурга, который борется с самыми серьезными правонарушениями
в этой сфере - кражами, грабежами, разбойными нападениями
на водителей. Особый контроль за работой отдела осуществляет
1-й заместитель начальника ГУВД СПб и ЛО, начальник Криминальной
милиции Владислав Пиотровский. Ну а наш собеседник - начальник
8-го отдела полковник милиции Арсен ЗАГАШТОКОВ.
- Арсен Асланович, каковы функции вашего отдела?
Чем занимаетесь вы и чем - ваши коллеги из милиции общественной
безопасности?
- Провести четкую границу между сферами нашей деятельности
невозможно. Мы - подразделение Криминальной милиции - расследуем
кражи и тяжкие преступления. Но говорить о том, что наш
отдел не занимается расследованием угонов автотранспортных
средств, нельзя. Хотя подобные дела остаются и в ведении
милиции общественной безопасности, с которой мы тесно сотрудничаем.
Законодательством определены несколько статей, согласно
которым, исходя из особенностей преступления, возбуждается
уголовное дело по статьям “угон” или “кража”.
Мы в основном занимаемся разработкой организованных преступных
групп, их задержанием и ликвидацией.
- Интересно, насколько сейчас “популярны” подобные преступления?
- Пожалуй, их число за последнее время не выросло и не сократилось.
Среднестатистические цифры остаются на одном уровне.
- С обывательской точки зрения кажется, что у организованных
групп - более серьезные масштабы…
- Все угоны можно подразделить на несколько категорий. Одно
дело, если детвора взяла покататься “Запорожец”, и совсем
другое - люди, употребляющие наркотики, основная добыча
которых - машины, не оборудованные серьезной сигнализацией.
Цель таких преступников - угнать машину, сдать ее на разборку,
а на вырученные деньги купить очередную дозу. В общей массе
преступлений, связанных с угоном автотранспорта, доля таких
очень велика.
Если же говорить о серьезных группах, то в них работают
не один и не два человека, и каждый знает, за что он отвечает.
Задача одних - угнать автомобиль и доставить в
определенное место; кататься на нем никто не будет. Дальше
кто-то перебивает номера, затрудняя идентификацию машины,
а кто-то параллельно изготовляет документы под новые номера.
Затем украденный автомобиль легализуется через рынки.
Нам важно раскрыть всю цепочку. В противном случае, найдя
автомобиль на какой-то стадии, очень тяжело привлечь к ответственности
всех виновных.
- Организованные группы, как правило, хорошо экипированы…
- Вы правы, сейчас техника совершенствуется. Преступники
оснащены новейшими техническими средствами - например, дорогостоящими
сканирующими устройствами. Как только появляются новые модели
и новые сигнализации, сразу ищется “противоядие” и за короткий
срок находится.
Мы обязаны быстро реагировать на изменение оперативной обстановки.
Некоторое время назад одними из самых сложных для угона
были модели Audi A6, которые пользовались большим спросом
на рынках.
Но затем определенная преступная группа получила компьютер,
и машины стали исчезать буквально каждый день. Недавно нами
была проведена специальная операция, и преступники, специализировавшиеся
именно на этой модели, были задержаны в момент совершения
очередного преступления.
- Арсен Асланович, где чаще всего воруют автомобили? Есть
ли определенная закономерность?
- Место угона зависит от того, что нужно преступникам. Они
получили заказ на модель и могут ездить за ней по всему
городу. Но в основном автомобили воруют в местах массового
скопления людей: например, в магазинах и супермаркетах -
там, где человек отлучается на продолжительное время. Но
если надо, угоняют и от дома, и из гаражей.
Понимаете, проникнуть в квартиру и что-то украсть - куда
больший риск: соседи услышат или еще что. В нашем случае
преступников привлекает доступность автомобилей. Вот
50 тысяч долларов стоят на улице, а через минуту на этом
месте - чистый асфальт.
Свою роль играет и бесконтрольное появление огромного количества
разборок. Вы же видите, сколько их в городе! В каждом районе
можно получить соответствующее разрешение, и нет единого
стандарта, по которому открывается разборка. Автомобиль
заезжает туда, и через 20 минут от него ничего не остается.
Проблема в том, что многие разборки действуют под маркой
торгово-закупочных контор: то есть они покупают не машины,
а запчасти. Приезжает владелец автомобиля, отвинчивает дверь
и продает ее. Отвинчивает колесо - и продает. Четкого алгоритма
действий по отношению к ним нет.
Мы пытались регламентировать открытие разборок, выходили
с предложением в правительство города и области, но пока
безуспешно. А в этом деле нужен государственный подход.
- Арсен Асланович, что, на ваш взгляд, еще необходимо для
более успешной борьбы с подобными преступлениями?
- Мое мнение - нужно ввести в Уголовный кодекс единую статью
за хищение транспортных средств. Сейчас их несколько - 166-я,
158-я, 161-я и 162-я. На мой взгляд, первые две из них -
по угону и кражам - вполне можно объединить.
Многообразие статей дает преступникам возможность лавировать
между ними. Например, задерживают человека за рулем Mercedes,
у которого - 3 порога сигнализации! А преступник говорит:
“я не воровал, а просто покататься взял”. Или утверждает,
что залез погреться - холодно ему было. И в этот бред зачастую
верят.
Ответственность по статье “кража” - от
5 лет и выше, а за угон можно и штрафом отделаться. Вот
преступники и стараются получить как можно меньше. В результате
мы по 20 раз ловим одних и тех же.
Но я считаю, что даже несмотря на очевидные трудности, 8-й
отдел и в целом все сотрудники милиции серьезно противостоят
угонщикам и организованным группировкам. Наша задача - выявить
преступника и задержать. И мы с нею справляемся.
- Может, ситуацию улучшит массовая установка на машины специальных
систем слежения?
- Такие системы весьма недешевы: в какую-то сумму обойдется
установка, а ведь есть еще ежемесячная абонентская плата.
Для граждан самый безопасный вариант - страховать машину,
хотя от угона это ее, конечно, не обезопасит.
- А какие модели пользуются сейчас наибольшим спросом у
преступников?
- В среднем, по городу и области ежедневно пропадают 15-20
машин. Конечно, во все времена наибольшим спросом пользуются
новые отечественные модели. Когда появились вазовские “десятки”,
начали воровать их. Сейчас начали угонять Chevrolet Niva,
ведь никаких особых штатных сигнализаций на наших автомобилях
нет. А многие, потратив на машину несколько тысяч долларов,
жалеют еще 100 на охранную систему.
Традиционно популярны у преступников 10-12-летние модели
Passat и Audi. Они не стоят больших денег, но сдать их на
запчасти по-прежнему выгодно. Что же касается сверхдорогих
машин, то их, в основном, угоняют под заказ.
- И в заключение, Арсен Асланович, если можно, - несколько
советов автолюбителям: как максимально обезопасить свой
автомобиль?
- Рецепт прост: устанавливать побольше всяких препон. Причем
не обязательно сверхдорогих. От определенной категории преступников
спасают и простые сигнализации. Не экономить также на секретках,
крюках, механических прерывателях.
Одна электроника не спасет от “серьезных” людей. Сигнализацию
снимут, замки сломают, а прерыватель на бензобак в этом
случае может оказаться очень полезен. Главное, чтобы о нем
не знали по всему городу.
Конечно, это не панацея. Неугоняемых машин нет, и сигнализация
служит не для того чтобы гарантированно предотвратить угон.
Все виды сигнализаций - и механические, и электронные -
нужны, чтобы максимально удлинить период завладения автомобилем.
Несколько секунд здесь могут оказаться решающими.
Беседовал Филипп Березин
|