Да будет свет!
Мы становимся участниками все большего
количества акций, проводимых ГИБДД с целью
повышения безопасности дорожного движения. В это
время нам настоятельно "советуют" включать
ближний свет фар. И мы включаем, хотя действующие
Правила дорожного движения предписывают нам
ездить "со светом" только в темное время
суток.
Каждый знает, что человеческий глаз больше
приспособлен для работы в светлое время суток,
чем в ночное. Человек, по природе своей, - существо
дневного образа жизни, и ночью он должен отдыхать.
Но люди научились искусственно продлевать день,
сделав освещение, помогающее глазу работать в
темное время суток. Проблема обеспечения
видимости в темноте особенно остро стоит в сфере
дорожного движения. Статистика дорожно-транспортных
происшествий показывает, что общее их количество
ночью значительно снижается, а вот происшествий
с ранеными и погибшими ненамного меньше по
сравнению с дневными цифрами. При этом
последствия ночных ДТП намного тяжелее. Даже
самые современные и совершенные фары не отвечают
водительским требованиям, так как до сих пор не
решена главная проблема - хорошо осветить дорогу
в темное время суток, не ослепляя водителя
встречного автомобиля. Посему воз и ныне там.
Единственное решение проблемы на данном этапе -
это ближний свет для встречного разъезда и
дальний для движения в свободном режиме (без
встречных машин и с отдаленными попутными во
избежание ослепления через стекла заднего вида).
Как наиболее, правильно и безопасно пользоваться
световыми приборами при существующем
многообразии дорожно-транспортных ситуаций?
Нужен ближний свет на освещенных вечерних улицах
или он мешает?
Правила дорожного движения СССР, действовавшие
до 1 сентября 1996 года, давали водителю полное
право на освещенной улице города выбирать
удобный ему световой режим: габаритные огни,
ближний свет или свет противотуманных фар.
В действующих правилах черным по белому записано:
"Дальний свет должен быть переключен на
ближний: в населенных пунктах, если дорога
освещена..." Это предписывает необходимость
применения одинакового осветительного режима на
всех автомобилях все на равных. Значит, в городах
на улицах с искусственным освещением, а тем паче
без него, все должны двигаться с включенными
фарами ближнего света. Именно так вот уже более 30
лет ездит вся Европа - в частности, вся Германия,
где правила разрешают в населенных пунктах
применять только ближний свет фар, а при движении
в тумане, при дожде и в снегопад (в условиях
недостаточной видимости) могут быть
дополнительно включены противотуманные фары.
Основные факторы, ухудшающие видимость и
достоверность получаемой зрительной информации
при освещении фарами, - низкий уровень яркости
дороги (фона), наличие источников ослепления (фары
встречных автомобилей, реклама, витрины и т. д. и т.
п.), большая неравномерность яркости в поле
зрения водителя. Каждый ездивший в темное время
суток знает, что чем светлее на улице (т. е. чем
выше яркость, к которой уже адаптировались глаза),
тем меньше вероятность ослепления светом фар.
Днем фары вообще не слепят. Очевидно, что чем
лучше освещена улица, тем меньше дискомфорт от
фар встречных авто. Но в понятие "лучше
освещена", помимо яркости, входит еще и
равномерность.
Существующие нормы по освещению городских улиц
допускают 10-кратную неравномерность яркости
дорог. На практике это означает, что препятствие
или пешеход в зоне минимальной яркости не всегда
будут замечены водителем автомобиля, который
движется с габаритными огнями, но без включенных
фар. Фары ближнего света высветят человека где-то
за 50 метров. Причем освещенность пешехода
увеличится благодаря тому, что фары, в дополнение
к осветительным лампам, светят не сверху, а
перпендикулярно туловищу человека. Кроме того,
только от света фар начнут светиться катафоты
стоящих у тротуара транспортных средств и
световозвращающие дорожные знаки. Таким образом,
включение ближнего света фар, вместе с уличным
освещением, повышает яркость дороги, видимость
пешеходов и объектов на проезжей части,
уменьшает неравномерность яркости дорожного
полотна.
Конечно, те, кто был "за бугром", скажут, что
города и населенные пункты там освещены лучше -
выше уровень и равномерность яркости проезжей
части, в поле зрения водителей много ярко
освещенных витрин, неоновой рекламы. Но все это
не является препятствием для применения
ближнего света. Плюс ко всему сказанному,
автомобили с включенными ближними фарами видны
за сотни метров и значительно контрастней, чем
машины с габаритными огнями.
Применение фар ближнего света на освещенных
участках городских улиц повышает видимость улиц
и участников дорожного движения, снижает уровень
аварийности в ночное время суток (однако стоит
отметить и правильную регулировку фар, и их
исправность). Да будет ближний свет... |