"Черная полоса" позади
Автомобилестроение Великобритании,
которое пережило поистине "черную полосу" в
2000 году, получило мощный импульс к дальнейшему
развитию. Сразу два крупнейших в мире
автогиганта - General Motors и Ford - объявили о намерении
инвестировать в совокупности примерно 655 млн
долларов в наращивание темпов производства на
своих заводах в Соединенном Королевстве. Таким
образом, в среднесрочной перспективе данные
решения позволят создать 600 новых рабочих мест и
сохранить еще 1200.
В первую очередь, речь идет о фабрике в Элсмере
близ Ливерпуля. Здесь расположено производство
английской фирмы Vauxhall, которая входит в состав
империи General Motors. Последняя собирается в будущем
году поставить на конвейер новую модель Vauxhall Vectra
и вложить в предприятие 200 млн фунтов стерлингов (около
300 млн долларов). Это позволит сохранить 700
рабочих мест в Элсмере, а также, дополнительно к
этому, - 570 рабочих мест на фабрике в Лутоне (к
северу от Лондона), откуда осуществляется
поставка запчастей для автомобилей Vauxhall Astra.
Второй проект нацелен на другой отстающий регион
Великобритании - юг Уэльса. На фабрике в
Бридженде занято в общей сложности 1300 человек,
которые собирают двигатели для популярных
моделей Ford Focus, Ford Fiesta и Jaguar. Через 2 года
американский гигант решил наладить там
производство двигателей, которые будут
устанавливаться на 3 моделях Jaguar, а также на Volvo,
Land Rover и Lincoln. Под этот проект, предусматривающий
создание 600 новых рабочих мест, Ford выделяет 360 млн
долларов. Компания надеется, что в намеченные
сроки производство в Бридженде вырастет на треть
- до более 1 миллиона единиц в год. Не исключено,
что продукция фабрики будет даже
экспортироваться в США.
Правда, местные эксперты вполне резонно замечают,
что тактика обеих компаний похожа на обмен по
принципу "шило на мыло". Например, всего 2
месяца назад General Motors объявила о решении
полностью закрыть в течение 3 лет свою фабрику в
Лутоне, что по сути означает сокращение 2 тыс.
рабочих мест. А Ford в мае прошлого года сообщил о
предстоящем прекращении выпуска модели Fiesta в
Дагенеме (восточная окраина Лондона) и
переориентации мощностей на сборку дизельных
двигателей. Первое грозит увольнением 1400
работникам отрасли, а второе позволит создать 500
новых рабочих мест. Расхождение очевидно.
Впрочем, в отличие от северо-запада Англии, югу
Уэльса выбирать не приходится. Только на прошлой
неделе британо-голландский сталелитейный
консорциум "Корус" объявил о намерении
сократить там более 2800 рабочих мест. В качестве
причины непопулярного шага были названы высокий
курс фунта стерлингов, лишающий произведенную в
Соединенном Королевстве продукцию способности
конкурировать не только на мировом, но и на
европейском рынке. Кстати, тем же
обстоятельством мотивировали свои сокращения
General Motors и Ford.
Напоследок следует отметить, что общая ситуация
в британской автоиндустрии уже изменилась к
лучшему по сравнению с 2000 годом. Правда, по данным
Ее Величества по-прежнему приходится платить
больше своих европейских "коллег" за 4-колесные
агрегаты. Но если в прошлом году при самом
неблагоприятном положении на рынке разрыв в
ценах на одну и ту же марку машины составлял 41%, то
в начале года - уже 21%. Например, во Франции Ford Mondeo
обходится потребителю в среднем на 2800 фунтов
стерлингов меньше, чем британцу. Но есть и свои
парадоксы: Mercedes С180 стоит в Дании более 42 тыс.
фунтов стерлингов, а в Великобритании - лишь 20. Во
всяком случае, на покупательной способности
местного населения подобные "искривления
рынка" отражаются благотворно. По сравнению с
прошлым годом, уровень продажи автомобилей в
стране вырос на 28%. |