| 12(167)
2002 |
МОТО |
01.04-07.04
|
100 лет культа
Harley-Davidson - культовая вещь для всех, а не просто
средство передвижения. Мотоциклы этой легендарной марки,
как никакие другие, соответствуют представлениям о независимости.
Их владельцам нет никакой нужды говорить: “Да, сэр, нет,
сэр”. Дух свободы, связанный с этим именем, так же незыблем,
как, скажем, McDonalds или Статуя Свободы. В мире байкеров
обладатели Harley-Davidson - такие же “аристократы”, как
счастливые хозяева Ferrari или Lamborghini в автомобильном
мире.
Друзья
и родственники
История марки началась в далеком 1902 году в американском
городе Милуоки, где на одном из предприятий работали друзья
детства - чертежник Уильям Харли и модельщик Артур Дэвидсон.
По характеру увлекающиеся, молодые люди лелеяли одну и
ту же мечту - построить такую машину, у которой для передвижения
не использовался бы педальный привод.
Друзья смогли провести серию экспериментов, однако из-за
нехватки должного инженерного опыта дело не очень-то продвигалось
вперед. Поняв это, они решили подыскать квалифицированного
механика, который согласился бы работать над созданием
мотоцикла собственной конструкции. Выбор пал на родного
брата Артура Дэвидсона - Уолтера, имевшего неплохой опыт
в конструировании моторов. Осталось только уговорить последнего
приехать в Милуоки из другого города, где он имел хорошо
оплачиваемую работу, и принять участие в сомнительной,
с финансовой точки зрения, авантюре изобретательства “с
нуля”.
Уолтер весьма охотно дал свое согласие на эксперимент,
а вскоре компанию “родственно-дружественной” троице составил
третий из братьев Дэвидсонов - Уильям, работавший бригадиром
слесарей-инструментальщиков на железной дороге. Теперь
уже квартет целеустремленных и напористых молодых людей
быстро шел к успеху, изготавливая недостающие детали из
всего, что попадалось под руку.
Сначала
- один цилиндр
Основой для первого мотоцикла послужила обычная рама от
велосипеда. Одноцилиндровый мотор De Dion имел всего 3
л. с., а привод на колесо осуществлялся при помощи кожаного
ремня (от педалей конструкторы решили пока не отказываться).
Создатели понимали, что их творение далеко от совершенства,
но ведь оно могло передвигаться, а это - главное.
Вскоре появилась вторая машина - с усиленной рамой, доработанными
мотором и карбюратором. Увидев серьезность намерений своих
сыновей, отец Дэвидсонов позволил им превратить свой сарай
в “мотоциклетную фабрику”, единственный цех которой имел
весьма скромные размеры.
В 1903 году компания Harley-Davidson (братья оценили деятельность
Харли и поставили его фамилию в названии фирмы перед своей)
собрала 3 мотоцикла с 400-кубовым двигателем мощностью
3 л. с. Все они были изготовлены по предварительным заказам
с предоплатой. Пилотная модель получила название Silent
Grey Fellow (“Серый тихоня”), так как друзья полагали,
что мотоцикл - тихий вид транспорта, а серый цвет был
избран как фирменный.
Через год компаньоны сумели расширить помещение своей
фабрики, взять на работу наемного работника и даже построить
головной офис. В 1907 году объем продаж мотоциклов уже
составлял 50 единиц. Компанию решено было преобразовать
в корпорацию. Ее президентом был избран Уолтер Дэвидсон.
Уильям получил должность управляющего производством. Артур
занялся общеорганизационными вопросами, а пост главного
инженера достался Уильяму Харли.
Позитивным изменениям подверглись в эти первые годы и
сами двухколесные машины. До 525 “кубиков” увеличился
рабочий объем двигателя (мощность возросла до 4 л. с.),
конструктивно другой стала передняя вилка (получила пружинную
подвеску с нижней “серьгой”, что стало отличительным признаком
Harley-Davidson вплоть до 1949 г.).
Прогрессивность конструкции мотоциклов Harley-Davidson
была замечена в 1908 году, с появлением новой модели,
которая разгонялась до 72 км/час. И это при одноцилиндровом-то
моторе! Правда, очень быстро Харли понял, что такой двигатель
должен уйти в прошлое. Инженер-чертежник предложил сдвоить
цилиндры, расположив их под углом 45о в виде латинской
буквы V. Так появился на свет новый тип легендарного двигателя
V-Twin, который на долгие годы стал “визитной карточкой”
компании.
Через
войну и по спортивным трассам
В июне 1908 года Федерация Американских Мотоциклистов
организовала соревнование под названием “Гонки на выживание”,
маршрут которого роходил из Нью-Йорка в Бруклин. На его
преодоление спортсменам отводилось 2 дня, после чего участники
должны были соревноваться на 290-километровом “кольце”.
Харли и братья Дэвидсоны решили выставить свою команду,
поручив сесть за руль Уолтеру. Президент компании довольно
успешно прошел все этапы тяжелой дистанции и финишировал
первым, набрав максимальные 1000 очков.
Победа в этой гонке обернулась коммерческим успехом для
молодой фирмы. Объем продаж мотоциклов Harley-Davidson
вырос очень значительно. В сознании масс данная марка
стала отождествляться с практичностью и надежностью.
Между тем, Харли продолжал работы по усовершенствованию
мотоциклов. В 1912 году он представил новую муфту сцепления
и ряд других важных новшеств. В 1918 году компания полностью
отказалась от выпуска одноцилиндровых версий. Новые машины
были по-достоинству оценены не только гражданскими людьми,
но и военными, использовавшими Harley-Davidson на фронтах
Первой мировой войны. После ее окончания компания взяла
курс на еще более активную модернизацию техники. Так,
в 1919 году увидел свет абсолютно новый мотоцикл Sport
Model с 8-сильным двигателем объемом 600 куб. см и закрытым
цепным приводом. Тогда же в серию была запущена модель
с усовершенствованной электрической системой собственного
изготовления.
1930 год фигурирует в истории Harley-Davidson как начало
производства мощных дорожных мотоциклов. Тогда были разработаны
2 новых типа двигателя с объемом 1200 куб. см. В 1936
году “родился” 1300-кубовый мотор. Кроме того, тогда же
было принято решение разнообразить цветовую гамму машин
и создать отделение дизайнерско-стилистической экспертизы.
Маховик закрутился...
Закончилась
эра основателей
В самом расцвете популярности компанию Harley-Davidson
постигает ряд смертей. В 1937 году ушел из жизни Уильям
Дэвидсон, в 1942-м не стало его рата Уолтера, а в 1943-м
- и Уильяма Харли.
В 1950 году автомобильная авария вывела из игры последнего
из отцов-основателей Harley-Davidson - Артура Дэвидсона,
и с его смертью закончился очередной этап развития компании.
В этой тяжелой ситуации новое руководство фирмы не дрогнуло
и продолжало выпускать мотоциклы, в том числе для нужд
американских военных. В 1952-1953 годах в двигателях всех
выпускавшихся фирмой машин появились хромированные поршневые
кольца. Одновременно свет увидела и новая модель мотоцикла
- “К” с 750-кубовым двигателем, низкой рамой и гидравлическими
амортизаторами передней и задней подвесок. К тому времени
Harley-Davidson уже считалась одним из ведущих мотоциклетных
производителей в мире...
“Зебра” жизни
Тем временем конкуренты по бизнесу изрядно насолили американской
фирме, затоварив рынок более дешевой, но при этом очень
качественной мототехникой. Harley-Davidson начала терпеть
убытки. Основными потребителями ее продукции оставались
армия, полиция и немногочисленные приверженцы марки. Кстати,
последние часто вносили в конструкцию мотоциклов что-нибудь
свое или, наоборот, снимали с машин “лишние детали” для
уменьшения их веса. Так в модельном ряду Harley-Davidson
появились чопперы (Chopping - “разрезание”, “разделывание
на куски”).
В 60-х годах фирма, мягко выражаясь, потеряла свое лицо.
Был период, когда она ввозила в США итальянские мотоциклы.
В 1965-м из частной структуры Harley-Davidson превратилась
в АО, а через 4 года и вовсе слилась с Американской Машиностроительной
и Сталелитейной Компанией (AMF), что было воспринято фанатами
как удар ниже пояса.
За черной полосой жизни всегда идет белая. Новый взлет
Harley-Davidson пришелся на конец 60-х, после выхода на
экраны “кассового” фильма “Easy Rider”, где снялись сразу
2 чоппера марки. Акции мотопроизводителя резко поползли
вверх, обозначился новый интерес к “Харлеям”. В 1971 году
поклонникам культовых машин была предложена модель FX
Super Glide, мгновенно ставшая популярной. А к 1976 году
семейство Glide уже насчитывало 11 представителей, каждый
из которых был очень хорошо принят рынком.
В честь 200-летия провозглашения Американского государства
Harley-Davidson выпустила “юбилейную” модель Liberty.
Годом позже гамма машин пополнилась моделями FXS Low Rider.
А в начале 80-х акцент инженеров фирмы был сделан на конструирование
новых, более экологичных моторов - вынужденный ответ компании
на введение государством жестких норм экологической безопасности.
Самой приятной датой в истории Harley-Davidson последних
годов почитатели марки считают 26 февраля 1981 года. В
этот день руководство фирмы подписало протокол о намерении
выкупить у AMF свои акции, что вскоре и произошло. Harley-Davidson
вновь обрела независимость...
|