В
автомобильной промышленности наметился перспективный тренд. Производство
транспорта, адаптированного к использованию природного газа в качестве топлива,
наращивает мощности. За последние семь лет глобальный парк автомобилей на природном
газе вырос на 25%. Правительство России в прошлом году поддержало переход на
газомоторное топливо и внедряетразличные стимулы и льготы для разных категорий
потребителей.
За последнее десятилетие глобальный парк
автомобилей на компримированном природном газе вырос и приблизился к отметке в
20 миллионам единиц. В 2014 году в России насчитывается более 100 тысяч
автомобилей, работающих на «голубом топливе». Объем мирового потребления этого
горючего вырос: с 11 миллиардов кубометров в 2008 году до 37 миллиардов. И это
только начало, считают эксперты.
Природный газ — самое экономичное и
экологичное топливо. Выбросы вредных веществ при сжигании газа в разы меньше,
чем у бензина и дизеля. Кроме того, он существенно привлекательнее по цене.
Например, в России его средняя стоимость колеблется от 9 до 15 рублей за 1 м3.
Поэтому интерес к природному газу в качестве топлива столь велик. Правительства
многих стран внедряют его использование, стимулируя потребителей льготами и
субсидиями.
Мировыми лидерами по использованию природного
газа на автомобильном транспорте являются Иран, Таиланд, Пакистан, Аргентина и
Бразилия.Европа также наращивает газовый автопарк. Во Франции, например, на
муниципальных автобусах и мусороуборочной технике запрещено использовать любые
углеводородные виды топлива, кроме природного газа. Подобные запреты существуют
во многих странах мира. Некоторые идут еще дальше: в Пакистане, например, действует
запрет на использование дизельных автомобилей в населенных пунктах и в
природоохранных зонах.
Поддерживая переход на газомоторное
топливо, государства внедряют стимулы и льготы для разных категорий
потребителей. В Иране предоставляется преимущественное право получения
муниципального заказа предприятиям с парком автотранспорта на газу. В Италии и
Германии при переводе автомобиля на голубое топливо выплачивается
единовременная премия.
Россия также включилась в процесс
внедрения нового вида газомоторного топлива. В стране реализуется программа по
переводу общественного, коммунального и дорожно-строительного транспорта на
компримированный природный газ. К 2020 году в городах-миллионниках до половины
муниципальной техники должно быть переведено на «голубое топливо». В городах с
населением до 500 тысяч — до трети. Повсеместное внедрение газобаллонного
транспорта сопровождается разработкой стимулирующих потребителя мер.
Планируется, что закупать газовую
технику регионы будут при государственной поддержке. Минпромторгом разработана
специальная программа субсидирования — заявка на сумму 3,7 млрд рублей
находится на рассмотрении в Правительстве РФ. Вместе с тем на региональном
уровне обсуждаются вопросы предоставления льгот и преференций «газовым»
перевозчикам при получении госконтрактов, рассматривается возможность снижения
или обнуления транспортного налога для владельцев газобаллонных автомобилей.
Технику на
газомоторном топливе разрабатывают и производят все основные автопроизводители
российского рынка. Например, группа ГАЗ выпускается в общей сложности семь
моделей автобусов, работающих на природном газе. Широкую линейку газового
транспорта производит КАМАЗ. Плотно занялись газомоторным направлением на
предприятиях «МАЗ».
Эксперты предрекают: природный газ в
ближайшем будущем серьезно потеснит бензин и дизель. Для того, чтобы обеспечить
всех желающих возможностью заправляться экономичным топливом, в России ведется
строительство газомоторной инфраструктуры. Планируется, что к 2020 году в
стране будет создана сеть более чем из 2000 газовых заправок. Очевидно, что с
развитием заправочной сети переход на использование природного газа станет
массовым.