 |
| Репортаж: Должники на колесах |
На сегодняшний день 53% россиян предпочитают покупать машину в кредит. При этом предпочтение отдают бюджетным моделям. За аналогичный период прошлого года этот показатель составлял только 30%. В 2012 году в кредит были куплено 34,8% машин (от общего объема). Возрастающий спрос связан с появлением более доступных кредитных программ и, конечно, ростом конкуренции в этом сегменте.
Аналитики связывают рост количества автокредитов и с подорожанием машин, о чем свидетельствует и возросший на 9% планируемый бюджет на покупку автомобиля. В связи с этим банки понизили минимальную ставку до 9,5-12% годовых, а государство начало реализацию программы льготного кредитования (госпрограмма субсидирования процентных ставок по автокредитам официально заработала 1 июля 2013 года). Условия программы таковы: будущий владелец должен выбрать автомобиль массой не более 3.5 тонн и стоимостью не более 750 000 рублей. Срок кредитного договора не должен превышать 36 месяцев. К тому же покупатель должен внести не менее 15% стоимости авто.
Государственная субсидия составит 5.5% от общих процентов за использование кредита.
К концу августа было выдано 39 992 льготных автокредитов, из них большая часть - 35 000 - была выдана в августе, так как увеличилось количество банков, участвующих в госпрограмме. Если в начале месяце в списке участников числилось 65 банков, то к концу августа в программе уже насчитывалось124 организации. Эксперты полагают, что госпрограмма льготного автокредитования поможет российскому авторынку стабилизироваться. Программа льготного кредитования будет действовать до 1 апреля 2014 года. Пока же реализация автомобилей за август снизилась на 10%, до 231 915 единиц. За восемь же месяцев на авторынке продано 1,8 млн автомобилей, это на 7% ниже результатов прошлого года. Лидерство на российском авторынке по-прежнему удерживает ОАО «АВТОВАЗ» (39 079 ед. за август, -24%). За первые восемь месяцев 2013 года в стране продано 303,3 тыс. автомобилей Lada разных моделей. На втором месте Kia с показателем 17 013 автомобилей, +7%, далее -Chevrolet, чей результат составил 15 984 машин (19%). Компания Renault на четвертом месте, ее продажи увеличились на 23%, до 15 181 машин. Hyundai оказалась на пятом месте, ее продажи увеличились на 7%, до 14 219 единиц. В первую десятку также вошли Toyota (13 778 шт., -3%), Volkswagen (13 024 шт., -3%), Nissan (11 611 шт., -12%), Ford (8 938 шт., -17%) и ГАЗ (7 538 шт., -12%).
По данным аналитиков, в кредит россияне берут более бюджетные автомобили. Льготная программа автокредитования позволила «смягчить» сезонное снижение покупательского спроса на авто. Если до конца 2013 года ежемесячно будут выдаваться 20 000-30 000 автокредитов, то в России, по итогам года, будет продано 2.8 миллиона авто. Стоит помнить лишь о том, что, по некоторым данным, количество невозвращенных кредитов выросло до 10-20%.