| Грэф унд
Штифт
Это случилось ранним утром 28 июня 1914
года в городе Сараево - столице балканского
государства Босния и Герцеговина. В то время эта
страна входила в состав Австро-Венгерской
империи. Здесь существовало множество
молодежных патриотических подпольных
организаций, боровшихся за независимость своей
родины. Одной из была “Молодая Босния”. Когда в
Сараево со своей женой приехал наследник
австрийского престола эрцгерцог Фердинанд,
чтобы проинспектировать расквартированные там
войска, боснийцы решили убить его. По их мнению,
это должно было стать поводом для начала
национально-освободительной войны. Однако о
готовящемся покушении стало известно полиции, и
она надежно перекрыла трассу, по которой должен
был двигаться правительственный кортеж. Но
стражи порядка ошиблись, полагая, что покушение
состоится на многолюдной набережной: террористы
выбрали для покушения неприметную чахлую улочку.
В этой точке собрались сразу семеро боевиков.
Один из них бросил бомбу в проезжавший мимо
кортеж эрцгерцога Фердинанда. Однако этим
взрывом была повреждена лишь третья машина
кавалькады, пассажиры которой были легко ранены.
Фердинанд продолжил свой путь к ратуше, где
состоялся торжественный прием. Между тем полиция
утратила бдительность, считая, что покушение уже
состоялось; к тому же, террористы были
арестованы. После приема эрцгерцог решил
навестить раненных взрывом офицеров в госпитале.
Во время этой поездки боевик Гаврила Принцко
открыл огонь из револьвера по машине
австрийского эрцгерцога. Фердинанд и его жена
Софья были убиты на месте.
Австрийцы заявили, что боевиков
подослала Сербия, объявили ей войну. Потом Россия
поддержала сербов, а Германия - австрийцев, что и
вылилось в I Мировую войну. В ней участвовали 33
страны и 70 миллионов солдат, а начало
кровопролитной войне положило убийство одного
не самого знаменитого человека. Это был лишь
повод к переделу земного шара. Одновременно это
было и первое политическое убийство, совершенное
в автомобиле. Судьбе было угодно распорядиться
так, что в тот злополучный день эрцгерцог
Фердинанд сел в автомобиль австрийской фирмы
“Грэф унд Штефт”.
Венская фабрика “Винер
Аутомобильфабрик АГ Грэф унд Штифт” была
основана в 1908 году, ее прочные и комфортабельные
автомобили быстро завоевали популярность. Фирма
предлагала к продаже целую гамму дорогих
автомобилей с 4-цилиндровыми двигателями
мощностью от 18 до 65 лошадиных сил. Все они
изготавливались по одной классической схеме с
приводом на задние колеса и оснащались высокими
закрытыми кузовами, отделанными изнутри с особой
роскошью. Здесь были мягкие диваны из
натуральной кожи, панели из ценных пород дерева,
посеребренные и даже позолоченные ручки,
шелковые шторы, электрическое освещение, бар с
напитками. Благодаря всему этому автомобили
завоевали любовь австрийских вельмож; к тому же,
самолюбие последних тешил тот факт, что они
пользуются только отечественными машинами, а не
импортными навороченными Merсedes или Renault.
Авторитет фирмы возрастал с каждым сообщением в
прессе, что тот или иной автомобиль марки “Греф
унд Штифт” купил кто-либо из высокопоставленных
вельмож. Так, на “Грэфах” ездили австрийский
принц Георг Вильгельм и даже сам император Франц
Иосиф. У него был 38-сильный “Грэф унд Штифт”
образца 1908 года. Принц Георг имел более роскошную
модель, “Грэф унд Штифт 40/45 PS” выпуска 1910 года.
Интересно, что один из лимузинов этой фабрики,
стоявший в гараже австрийского императора, имел
полностью алюминиевый кузов! Таким образом, в
начале века “Грэф унд Штифты” стали называться
автомобилями королей или австрийскими
“Роллс-ройсами”.
Настоящий триумф в Австрии имел “Грэф
унд Штифт” с кузовом “фаэтон” и
регистрационным номером A III-118. 15 декабря 1910 года
его приобрел граф Франц Мария Альфред Харра.
Будучи приятелем эрцгерцога Фердинанда, он
предложил ему поехать на нем в Боснию и
Герцеговину, что и сделало автомобиль известным
на весь мир.
Эта печальной славы машины имела
традиционную для своего времени конструкцию. На
ней был установлен 4-цилиндровый двигатель
объемом 6 литров и мощностью 32 лошадиных силы.
Каждые два цилиндра двигателя были объединены в
отдельные блоки. Сцепление было многодисковым,
“мокрым” (в масляном картере), а коробка передач
- 4-ступенчатая. Самой нетрадиционной частью
механизма стали две тормозные педали. Одна
служила для легкого притормаживания, а другая -
для резкого, экстренного. Помимо простых,
открытых кузовов, эти машины оснащались и
роскошными закрытыми: их изготавливали
специальные подрядчики по заказам богатых
клиентов.
Автомобиль с регистрационным номером
АIII-118 был не лучше и не хуже других, и вряд ли
оставил такой же заметный след в истории, если бы
не трагические события 1914 года. После этого на
этой машине в течение 12 лет ездило более 15
владельцев, и что самое удивительное: 13 из них
погибли, а 2 сошли с ума. Самым непостижимым
образом этот автомобиль стал роковым для всех
его последующих хозяев. Каким-то мистическим
образом дух убитого эрцгерцога Фердинанда стал
воздействовать на управление автомобилем, и он
то без видимых причин опрокидывался, то давил
автослесарей, а то и сшибал прохожих насмерть. В
конце концов “несчастливую” машину поставили
на прикол, и несмотря на то, что она стала
причиной смерти многих людей, ее бережно
сохранили до наших дней как свидетеля важнейшего
события I Мировой войны, а также как образец
австрийского автомобилестроения того времени.
Сегодня знаменитый “Грэф унд Штифт” находится в
Венском военно-историческом музее и стоит в зале,
названным коротко: “Сараево”. Самой же фирме
“Грэф” было суждено еще добрых два десятка лет
благополучно существовать на европейском
авторынке, и создание каждой новой модели
становилось заметным событием в автомобильной
жизни Австрии.
Михаил ПАЗИН |