КОГДА НЕВА
КИПИТ
Петр Первый, рубя окно в
Европу, вряд ли предполагал, что его любимое
детище - красавец город - через 300 лет станет не
только Северной Венецией, но и самым прекрасным и
удобным водным Колизеем для всех без исключения
водно-моторных видов спорта. Шесть раз в
Санкт-Петербурге царила “Формула 1”.
Этап “Формулы” 1997 года
удостоился “Гран При Европы”. Так Международный
союз водно-моторных видов спорта (U. I. M.)
подтвердил, что наш город имеет все основания
быть водно-спортивным центром Европы.
Подавляющее большинство зарубежных участников
самых престижных соревнований, организаторов и
руководителей U. I. M. единодушно называют трассу
на Большой Неве (между Петропавловской крепостью
и Эрмитажем) самой красивой в мире.
Сейчас, вследствие череды
политических и экономических неурядиц, “Формула
1” покинула (будем надеяться, временно!)
Санкт-Петербург. И все же в 2000 году петербуржцы
смогли увидеть несколько захватывающих водных
феерий. Как всегда, в роли организаторов этих
соревнований с российской стороны выступила
Петербургская спортивно-техническая ассамблея.
Поговорить о дальнейшем развитии
водно-моторного спорта на невских берегах мы
решили с исполнительным директором ассамблеи
Кириллом Ивановичем РЕПИНЫМ.
- Кирилл Иванович,
расскажите немного о вашей организации.
- Ассамблея существует с 1997
года. Ее президент, главный инициатор и
вдохновитель В. И. Малышев, в прошлом -
вице-губернатор, теперь - депутат Госдумы. Именно
ему принадлежит заслуга в создании этой
организации. Это некоммерческий фонд, главная
задача которого - объединить усилия различных
федераций, энтузиастов, производителей техники и
коммерческих структур в целях развития и
продвижения, в основном, технических видов
спорта. Как известно, на федеральном уровне этим
занимается РОСТО (бывший ДОСААФ). Но его главная
задача - воспитание молодежи и поддержание всех
технических видов спорта, а их немало: 90 видов!
Естественно, уделить всем должное внимание РОСТО
пока просто не в состоянии - это ведь бюджетная
организация. Поэтому у нас была создана
ассамблея, в основном, для организации крупных
престижных соревнований, которые, помимо всего
остального, работают на создание благоприятного
имиджа Петербурга и России за рубежом.
В городе есть еще
Спортивный комитет, но так сложилось, что он
развивает олимпийские виды спорта. Такой
“триадой” и работаем.
- Нынешний сезон не
самый насыщенный?
- Конечно, нет. Вообще, если
говорить о водниках, то самый шикарный сезон был
в 1998 году. Накануне, в 97-м, ассамблея наладила
контакты с U. I. M., и уже в 98-м у нас гостили
“Формула 1” - этап чемпионата мира; аквабайк -
этап чемпионата мира, “Формула 500”; “Формула 4”
и “на сладкое” - соревнования океанских
гоночных катеров: чемпионат мира по классу
“Оффшор 1” в Финском заливе. Это самый мощный (из
7) класс катамаранов-болидов. Двигатели - объемом
около 16 л: и бензиновые, и дизельные. Мощность - до
2000 л. с. Вес - около 4,5 тонн, скорость - до 237
км/час.
В этом году, конечно,
поскромней. Самые яркие события на воде - гонка
“24 часа” на резиновых лодках с жестким днищем и
аквабайк. Но ведь мы занимаемся не только
техническими видами. Так, персонал
Спортивно-технической ассамблеи полностью взял
на себя всю подготовку чемпионата мира по хоккею
в Ледовом дворце Петербурга. По-моему, справились
неплохо! В прошлом году сотрудничали с
Футбольным союзом, а осенью 2000-го, возможно, будем
проводить теннисный турнир “St.-Peterburg Open”. Почему
нет “Формулы 1”? Эти соревнования проводятся на
деньги спонсоров, поиск которых в этом году завел
в тупик. Не удалось привлечь даже таких
традиционных спонсоров, как топливные и нефтяные
компании (Это Neste, “Лукойл”); а также табачные
фирмы - такие, как Chesterfild. Ничего не поделаешь:
экономические условия в нашей стране еще слишком
нестабильны. Ко всему этому, у нашей организации,
безусловно, были более широкие возможности,
когда ее президент был вице-губернатором города,
и власти относились к нам более внимательно, не
буду скрывать...
Однако я считаю сезон
2000 года успешным во многом благодаря гонке “24
часа”. Вернуть на Неву “Формулу 1” мы всегда
успеем - дело лишь в финансах. А пока ее вполне
заменят наше, чисто российское изобретение -
соревнования на скоростных надувных лодках.
Судите сами: в “Ф 1” у нас нет гонщиков,
претендующих на пьедестал почета, главным
образом потому, что нет фирм, способных
“потянуть” все 12 этапов. В лучшем случае - 2-3
этапа. Последние годы честь России на водной
“Формуле 1” успешно защищал Андрей Берницын.
Гонщик он классный, но лодки для него мы все время
брали в аренду у одной английской команды, а
отсюда - возможность подготовки к состязаниям у
него была невелика. В итоге Андрей, едва
подготовившись на чужой лодке, практически
только на одном мастерстве, выезжал на 9-10 места,
то есть едва входил в “очковую зону”.
А гонка “24 часа” (о
которой уже писал ваш журнал) более демократична,
так как там к участию допускаются все: и любители
и профессионалы. Необходимо лишь наличие
водительских прав, а также соответствие лодок и
двигателей определенным классам. И все! Поэтому
успех гонки, прошедшей 8-9 июля, закономерен. Ведь
мы даже не предприняли никаких серьезных
рекламных акций, поскольку не могли рисковать:
все удалось организовать буквально в последний
момент. Договор с “Лукойл” о спонсорстве и
поставке топлива для гонки, например, был
подписан всего за 3 дня до начала соревнований. То
же было и с рядом других компаний-спонсоров.
И вот на старт вышли 25
лодок и даже одна команда из Украины (которая,
кстати, оказалась отлично подготовленной и
заняла I место в престижном классе). Это успех. Он
показал, что гонка “24 часа” - перспективный вид
спорта. Теперь, когда проба сделана, есть
красивый видеоматериал, есть зрители, пресса -
теперь можно продвигать гонку и за границей. Я
уверен, что в следующем году у нас будут
англичане, итальянцы, французы. Наша маленькая
делегация уже была в Руане (Франция), где
проводятся гонки катеров продолжительностью 24
часа, и выяснилось, что состязание в
Санкт-Петербурге не только эффектнее (за счет
красоты города), но и скоростнее - в самом мощном
классе, конечно.
Ход гонки “24 часа”
показал, что она требует от спортсменов
максимальной собранности и подготовленности. Те,
кто решил выступить с прохладцей, быстро
убедились в этом. Ведь нагрузки были достаточно
серьезные. “Любители” очень много времени
теряли на пит-стопах, дозаправке, смене команд и
ремонте: двигатели выходили из строя,
прокалывались резиновые борта.
А победили профессионалы -
Андрей Берницын и его команда. В ходе гонки,
ночью, он говорил мне, что отстоять 2 часа за
штурвалом на такой скорости - очень непросто.
Ассамблея тоже выставила
команду. Ее возглавила Надежда Пылаева, наш
сотрудник - единственная женщина, принявшая
участие в этом соревновании. Команда заняла 6
место в одном из классов... Совсем неплохой
результат, если учесть, что это детская команда -
так сказать, подрастающая смена, что еще раз
подтверждает: у гонки “24 часа” есть будущее!
Надежда курирует еще один,
детский, вид водно-моторных состязаний -
“Формула Будущего”. Проект впервые стартовал 24
мая 1998 года, когда были проведены первые в
российской истории соревнования среди детей от 11
до 14 лет. В дальнейшем возможный возраст
участника “вырос” до 16 лет. Для участия в гонке
требуется согласие родителей ребенка (или
опекунов), а также - умение плавать.
В 1999 году на генеральной
сессии Международного союза водно-моторного
спорта (U. I. M.) было принято решение о
проведении в городе Пушкине первого Открытого
чемпионата Европы в этом виде. 24-25 июля эти
соревнования состоялись в Пушкине, на воде
Большого пруда в Екатерининском парке. Пока
стран-участниц не так много: Германия, Чехия,
Италия и Россия, но все еще впереди.
А сам факт проведения
детских соревнований говорит о том, что
водно-моторный спорт в нашем прекрасном городе,
несмотря ни на что, чувствует себя прекрасно и
продолжает развиваться. 20-26 сентября мы снова
ждем начала детских соревнований, это будет
Открытый кубок Санкт-Петербурга в классе
“Формула Будущего”.
Беседовал
Валерий МЕТЕЛЁВ |