СПОРТ В ПЕТЕРБУРГЕ

# 16 (47) август 2000 г.

КОГДА НЕВА КИПИТ

Петр Первый, рубя окно в Европу, вряд ли предполагал, что его любимое детище - красавец город - через 300 лет станет не только Северной Венецией, но и самым прекрасным и удобным водным Колизеем для всех без исключения водно-моторных видов спорта. Шесть раз в Санкт-Петербурге царила “Формула 1”.

Этап “Формулы” 1997 года удостоился “Гран При Европы”. Так Международный союз водно-моторных видов спорта (U. I. M.) подтвердил, что наш город имеет все основания быть водно-спортивным центром Европы. Подавляющее большинство зарубежных участников самых престижных соревнований, организаторов и руководителей U. I. M. единодушно называют трассу на Большой Неве (между Петропавловской крепостью и Эрмитажем) самой красивой в мире.

Сейчас, вследствие череды политических и экономических неурядиц, “Формула 1” покинула (будем надеяться, временно!) Санкт-Петербург. И все же в 2000 году петербуржцы смогли увидеть несколько захватывающих водных феерий. Как всегда, в роли организаторов этих соревнований с российской стороны выступила Петербургская спортивно-техническая ассамблея. Поговорить о дальнейшем развитии водно-моторного спорта на невских берегах мы решили с исполнительным директором ассамблеи Кириллом Ивановичем РЕПИНЫМ.

- Кирилл Иванович, расскажите немного о вашей организации.

- Ассамблея существует с 1997 года. Ее президент, главный инициатор и вдохновитель В. И. Малышев, в прошлом - вице-губернатор, теперь - депутат Госдумы. Именно ему принадлежит заслуга в создании этой организации. Это некоммерческий фонд, главная задача которого - объединить усилия различных федераций, энтузиастов, производителей техники и коммерческих структур в целях развития и продвижения, в основном, технических видов спорта. Как известно, на федеральном уровне этим занимается РОСТО (бывший ДОСААФ). Но его главная задача - воспитание молодежи и поддержание всех технических видов спорта, а их немало: 90 видов! Естественно, уделить всем должное внимание РОСТО пока просто не в состоянии - это ведь бюджетная организация. Поэтому у нас была создана ассамблея, в основном, для организации крупных престижных соревнований, которые, помимо всего остального, работают на создание благоприятного имиджа Петербурга и России за рубежом.

В городе есть еще Спортивный комитет, но так сложилось, что он развивает олимпийские виды спорта. Такой “триадой” и работаем.

- Нынешний сезон не самый насыщенный?

- Конечно, нет. Вообще, если говорить о водниках, то самый шикарный сезон был в 1998 году. Накануне, в 97-м, ассамблея наладила контакты с U. I. M., и уже в 98-м у нас гостили “Формула 1” - этап чемпионата мира; аквабайк - этап чемпионата мира, “Формула 500”; “Формула 4” и “на сладкое” - соревнования океанских гоночных катеров: чемпионат мира по классу “Оффшор 1” в Финском заливе. Это самый мощный (из 7) класс катамаранов-болидов. Двигатели - объемом около 16 л: и бензиновые, и дизельные. Мощность - до 2000 л. с. Вес - около 4,5 тонн, скорость - до 237 км/час.

В этом году, конечно, поскромней. Самые яркие события на воде - гонка “24 часа” на резиновых лодках с жестким днищем и аквабайк. Но ведь мы занимаемся не только техническими видами. Так, персонал Спортивно-технической ассамблеи полностью взял на себя всю подготовку чемпионата мира по хоккею в Ледовом дворце Петербурга. По-моему, справились неплохо! В прошлом году сотрудничали с Футбольным союзом, а осенью 2000-го, возможно, будем проводить теннисный турнир “St.-Peterburg Open”. Почему нет “Формулы 1”? Эти соревнования проводятся на деньги спонсоров, поиск которых в этом году завел в тупик. Не удалось привлечь даже таких традиционных спонсоров, как топливные и нефтяные компании (Это Neste, “Лукойл”); а также табачные фирмы - такие, как Chesterfild. Ничего не поделаешь: экономические условия в нашей стране еще слишком нестабильны. Ко всему этому, у нашей организации, безусловно, были более широкие возможности, когда ее президент был вице-губернатором города, и власти относились к нам более внимательно, не буду скрывать...

Однако я считаю сезон 2000 года успешным во многом благодаря гонке “24 часа”. Вернуть на Неву “Формулу 1” мы всегда успеем - дело лишь в финансах. А пока ее вполне заменят наше, чисто российское изобретение - соревнования на скоростных надувных лодках. Судите сами: в “Ф 1” у нас нет гонщиков, претендующих на пьедестал почета, главным образом потому, что нет фирм, способных “потянуть” все 12 этапов. В лучшем случае - 2-3 этапа. Последние годы честь России на водной “Формуле 1” успешно защищал Андрей Берницын. Гонщик он классный, но лодки для него мы все время брали в аренду у одной английской команды, а отсюда - возможность подготовки к состязаниям у него была невелика. В итоге Андрей, едва подготовившись на чужой лодке, практически только на одном мастерстве, выезжал на 9-10 места, то есть едва входил в “очковую зону”.

А гонка “24 часа” (о которой уже писал ваш журнал) более демократична, так как там к участию допускаются все: и любители и профессионалы. Необходимо лишь наличие водительских прав, а также соответствие лодок и двигателей определенным классам. И все! Поэтому успех гонки, прошедшей 8-9 июля, закономерен. Ведь мы даже не предприняли никаких серьезных рекламных акций, поскольку не могли рисковать: все удалось организовать буквально в последний момент. Договор с “Лукойл” о спонсорстве и поставке топлива для гонки, например, был подписан всего за 3 дня до начала соревнований. То же было и с рядом других компаний-спонсоров.

И вот на старт вышли 25 лодок и даже одна команда из Украины (которая, кстати, оказалась отлично подготовленной и заняла I место в престижном классе). Это успех. Он показал, что гонка “24 часа” - перспективный вид спорта. Теперь, когда проба сделана, есть красивый видеоматериал, есть зрители, пресса - теперь можно продвигать гонку и за границей. Я уверен, что в следующем году у нас будут англичане, итальянцы, французы. Наша маленькая делегация уже была в Руане (Франция), где проводятся гонки катеров продолжительностью 24 часа, и выяснилось, что состязание в Санкт-Петербурге не только эффектнее (за счет красоты города), но и скоростнее - в самом мощном классе, конечно.

Ход гонки “24 часа” показал, что она требует от спортсменов максимальной собранности и подготовленности. Те, кто решил выступить с прохладцей, быстро убедились в этом. Ведь нагрузки были достаточно серьезные. “Любители” очень много времени теряли на пит-стопах, дозаправке, смене команд и ремонте: двигатели выходили из строя, прокалывались резиновые борта.

А победили профессионалы - Андрей Берницын и его команда. В ходе гонки, ночью, он говорил мне, что отстоять 2 часа за штурвалом на такой скорости - очень непросто.

Ассамблея тоже выставила команду. Ее возглавила Надежда Пылаева, наш сотрудник - единственная женщина, принявшая участие в этом соревновании. Команда заняла 6 место в одном из классов... Совсем неплохой результат, если учесть, что это детская команда - так сказать, подрастающая смена, что еще раз подтверждает: у гонки “24 часа” есть будущее!

Надежда курирует еще один, детский, вид водно-моторных состязаний - “Формула Будущего”. Проект впервые стартовал 24 мая 1998 года, когда были проведены первые в российской истории соревнования среди детей от 11 до 14 лет. В дальнейшем возможный возраст участника “вырос” до 16 лет. Для участия в гонке требуется согласие родителей ребенка (или опекунов), а также - умение плавать.

В 1999 году на генеральной сессии Международного союза водно-моторного спорта (U. I. M.) было принято решение о проведении в городе Пушкине первого Открытого чемпионата Европы в этом виде. 24-25 июля эти соревнования состоялись в Пушкине, на воде Большого пруда в Екатерининском парке. Пока стран-участниц не так много: Германия, Чехия, Италия и Россия, но все еще впереди.

А сам факт проведения детских соревнований говорит о том, что водно-моторный спорт в нашем прекрасном городе, несмотря ни на что, чувствует себя прекрасно и продолжает развиваться. 20-26 сентября мы снова ждем начала детских соревнований, это будет Открытый кубок Санкт-Петербурга в классе “Формула Будущего”.

Беседовал
Валерий МЕТЕЛЁВ