Пора поговорить о
гражданской ответственности
Всем давно известно, что российские
дороги чересчур далеки от идеала. Будь то
современное шоссе или богом забытая улица,
водитель всегда настороже и готов к самым
неожиданным сюрпризам, которые так и норовят
проверить на стойкость его психику и силу духа.
Что греха таить: по родным дорогам ездить вредно.
Только расслабился - бац... и вот она - “ситуация”!
Поэтому вполне понятно желание многих
владельцев автомобилей застраховать себя и свое
сокровище от всевозможных дорожно-транспортных
происшествий, а также от разного рода
“приключений” (например, от угона машины).
Сегодня у владельцев автомобилей есть
возможность выбрать один из нескольких видов
страхования.
“Авто-каско” - это наиболее
распространенный в России вид страхования; он
представляет собой защиту от убытков, которые
могут возникнуть в результате ДТП, пожара,
самовозгорания, взрыва, стихийного бедствия,
кражи и других противоправных действий, за
исключением ущерба эксплуатационного характера.
При наступлении страхового случая выплачивается
компенсация, равная стоимости
восстановительного ремонта, или полная
стоимость автомобиля (например, при его угоне).
“Страхование от несчастного
случая” предусматривает компенсацию
последствий дорожно-транспортных происшествий:
ранений или увечий, длительной или постоянной
утраты трудоспособности либо смерти
страхователя.
От несчастного случая могут быть
застрахованы как водитель, так и пассажиры.
“Страхование гражданской
ответственности перед третьими лицами” в
России начало развиваться сравнительно недавно.
В чем суть этого вида страхования? Об этом чуть
позже, а для начала - небольшое отступление.
Следует иметь в виду, что при
дорожно-транспортном происшествии обязанность
возмещения вреда возлагается на лицо, которое
владеет автомобилем на правах собственности или
по доверенности (ст. 1079 ГК РФ).
За счет страхования ответственности
владельцев транспортных средств покрываются
возможные убытки третьим лицам, в том числе
причинение вреда здоровью.
Практически во всех странах этот вид
страхования давно стал обязательным.
Гражданскую ответственность удостоверяет
соответствующий документ - “зеленая карта”. Без
нее в странах Западной Европы вам не удастся
избежать неприятностей при встрече с дорожной
полицией.
Что касается России, то у нас закон об
обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных
средств до сих пор не принят. Но можно
застраховать свою гражданскую ответственность
добровольно.
Такую услугу предлагает, в
частности, САО “Ингосстрах -
С.-Петербург”. Обратившись к начальнику отдела
страхования Игорю Владимировичу ТАЙНОВИЧУ, мы
получили ответы на интересующие нас вопросы.
- Игорь Владимирович, как, на ваш
взгляд, складывается ситуация со страхованием
гражданской ответственности?
- Пока в Петербурге этой возможностью
воспользовались 5-7% автомобилистов города. Что
касается деятельности “Ингосстраха”, то
компания и раньше страховала гражданскую
ответственность, но работала только с
зарубежными автомобилистами. (До начала 90-х годов
мы занимались исключительно
внешнеэкономической деятельностью). За границей
не понимают, как можно ездить в чужой стране, не
имея полиса по страхованию гражданской
ответственности, поэтому мы и выдавали такие
полисы иностранцам. Со временем “Ингосстрах”
начал ориентироваться и на внутренний рынок. Не
все россияне тогда понимали, зачем и для чего им
предлагают этот вид страхования. Доходило до
смешного: в этот период мы выдавали туристам
больше полисов, чем своим соотечественникам.
Правда, и сейчас некоторые граждане не видят
смысла в таком страховании.
- Каким образом происходит
возмещение вреда третьим лицам?
- Прежде всего, нужно сообщить в ГИБДД о
происшествии. Сотрудники ГИБДД, приехав на место
аварии, проведут учет, анализ ситуации, составят
протокол и схему ДТП. Со справкой из ГИБДД об
осмотре машины пострадавшая сторона обращается
в страховую компанию. А дальше рассчитывается
стоимость восстановительного ремонта. Для того
чтобы произведеные расчеты были точными, мы
рекомендуем гражданам обращаться в независимое
автоэкспертное бюро.
- А если пострадавшая сторона
представит неверные сведения о размере ущерба?
- Не припомню, чтобы в практике
компании были такие случаи. Наш инспектор
владеет всей необходимой информацией. Размер
ущерба рассматривается с точки зрения характера
повреждений. Все расчеты производятся по средним
ценам региона. Если калькуляция не будет
соответствовать этим ценам, мы настоятельно
попросим пострадавшего обратиться в независимое
автоэкспертное бюро. В крайнем случае, выяснить
этот вопрос можно и в ходе судебного
разбирательства.
- Сколько сегодня стоит
застраховать гражданскую ответственность?
- На автомобиль с мощностью двигателя
до 100 л. с., при лимите ответственности 10 тыс
долларов, тариф составляет 100 долларов, а с
лимитом 20 тыс долларов -
120 долларов. Марка и возраст автомобиля не
является определяющими моментами. Правда, если
возраст машины больше 10 лет, а водительский стаж
меньше 2-х лет, стоимость полиса несколько
увеличивается.
Беседовала
Елена СМИРНОВА |