| 4 Runner: пикап
своего времени.
Мечта многих российских мужиков о крутом
японском внедорожнике, пусть даже подержанном,
пока малоосуществима. Достаточно высокий
уровень цен поддерживается как репутацией
лейбла “Made in Japan”, так и автомобильный модой,
которая, что ни говори, все же существует. Pajero, Grand
Cherokee, Land Cruiser... Список этих популярных на
сегодняшний день внедорожников можно
продолжить. Несколько выбивается из этого ряда
Toyota 4Runner - вполне добротный полноприводный пикап,
популярный на заре приватизации и незаслуженно
позабытый сегодня ввиду полного отсутствия
официальных поставок этой машины в Россию.
Безоблачные дни позади
Действительно, в настоящее время 4Runner
является ярчайшим представителем сектора Second Hand,
однако в “жизни” автомобиля было немало
безоблачных дней. Пик его популярности пришелся
на первую половину 90-х годов, когда страницы
центральных и региональных газет пестрели
сообщениями о заказных убийствах. Определенная
симпатия криминальных кругов к 4Runner объяснялась
одной его любопытной технической особенностью:
водителю достаточно было нажать кнопку на
передней панели приборов, и заднее тонированное
стекло убиралось посредством электропривода.
Идеальный вариант для стрельбы на ходу!
Времена великого лиходейства прошли,
многие “сорви-головы” остепенились и пересели
на другие, более современные автомобили. 4Runner
начал потихоньку уходить в тень. Свою лепту в
процесс внес и “возраст” модели, которая
выпускались аж с 1984 года. Производство 4Runner было
прекращено в
1995 году, когда ему на смену пришел до сих пор
сходящий с конвейера Toyota Land Cruiser Prado. Все эти
факторы способствовали тому, что на рынке
появилось много подержанных 4Runner, цена на
которые, в зависимости от года выпуска и
техсостояния, варьируется в пределах
10.000 долларов.
4Runner - он же HiLux Surf
Марка Toyota издавна славится своими
компактными пикапами, которые очень популярны во
многих частях света, не исключая и Северную
Америку. В 1984 году конкретно для этого рынка, в
дополнение к полноприводным 1,1-тонным пикапам HiLux
генерации RN серии 50 (1983-1989 годов выпуска),
тойотовцы создали 3-дверный универсал HiLux Surf
(серия RN60). В странах с правосторонним движением
HiLux Surf продавали под маркой 4Runner. Больших различий
в конструкции пикапа и универсала искать не
стоит. Грубо говоря, в кабине пикапа убрали
переднюю стенку грузового отсека, а также заднюю
стенку кабины и закрыли это пространство
пластиковым верхом. Интересной особенностью
отличаются модели всех лет выпуска: они имеют
составную заднюю дверь, у которой верхнее стекло
распашное, а борт - опускной.
Угловатый 5-местный салон с тканевой
(улучшенная версия SR5) или дерматиновой обивкой в
моделях выпуска до 1989 года порадует своим видом
лишь невзыскательного покупателя, для которого
нет особой разницы между грузовиком и
внедорожником. Именно поэтому 4Runner ценят фермеры
и многочисленные труженики американских полей.
Более взыскательные потребители, скорее всего,
найдут его панель приборов и отделку салона,
мягко говоря, скучноватой. Однако надо быть
справедливыми: для внедорожников и пикапов того
времени это норма. Габаритные размеры
универсалов серии
60 выпуска до 1989 года: 4440х1690х 1705 мм, дорожный
просвет под задним мостом - 220 мм.
Модели HiLux Surf и 4Runner первой генерации
продавали только в Швеции и Италии, поэтому в
Россию автомобили чаще попадали из Японии, США и
стран Ближнего Востока. Последний вариант, по
утверждению продавцов, самый ненадежный -
слишком велика вероятность купить
“предынфарктника”.
В 1989 году в Японии начато производство
модернизированных моделей HiLux и 4Runner. Изменения
коснулись не только внешнего вида и оформления
салона - ревизии подверглись двигатели, коробка
передач, трансмиссия, тормоза передних колес и
элементы ходовой части. Продажи этих машин (30-я
серия) рамной конструкции с цельнометаллическим
кузовом начались в том же году.
В целом модернизированный вариант 4Runner
стал несколько массивнее. Теперь его габариты
составляли 4470х1715х1755 мм. Универсальность кузова
при этом не пострадала. Объем багажника (1200-1210 л)
фактически не меняется на всем протяжении
выпуска машин. С 1990 года, для рынков США и Японии,
на Toyota приступили к производству модели 2WD с
задним приводом. Этот автомобиль внедорожником
считаться уже не мог, хотя тоже относился к
широко распространенному сегменту SUV. В Америке
их до сих используют преимущественно в качестве
тягачей для прицепов-караванов.
Обогрев и вентиляция салона в моделях
30-й серии значительно улучшились. Отделка салона
приблизилась к легковой, и пассажиры, сидя в
мягких сиденьях, уже не ощущали никакого
дискомфорта. Панель приборов стала
информативнее, а ремни безопасности, не слишком
удачные в 60-й серии, отныне не доставляли
неудобств.
Много двигателей, но не для нас
Первоначально 4Runner комплектовали 2,4-литровой
112-сильной (для США - 118 л. с.) бензиновой рядной
“четверкой”, которую лишь в середине 1995 года
заменили 150-сильным 2,7-литровым двигателем. При
этом почти все бензиновые моторы агрегатировали
и с 5-ступенчатой коробкой передач (как правило, в
Европе и Африке), и с 4-диапазонным “автоматом”
(продажи велись преимущественно в США, Японии и
на Ближнем Востоке). Если не хотите узнать, что
такое дефицит, следует избегать 2,5-литровых
турбодизелей (до 1987 года), которые были
унифицированы по основным узлам и деталям с
безнаддувными двигателями, применявшимися
весьма непродолжительное время (до 1986 года).
Интересно, что этими моторами, мощностью 75 л. с.,
со скверными динамическими характеристиками,
сравнимыми с нашим УАЗ-469 (они находятся в одной
весовой категории) оснащались модификации 4Runner
образца 1985 года, которые, в свою очередь, до сих
пор выпускают в Китае и Южной Африке. Правда,
теперь под капотом этих машин находятся
3-литровые 125-сильные турбодизели, которые на
европейский континент не поставляются уже 4 года.
До сих пор на китайские и африканские 4Runner
устанавливают инжекторные 1,8-литровые 88-сильные
и 2,2-литровые 115-сильные бензиновые моторы.
Как мы уже упоминали, модернизация не
обошла стороной и двигатели 4Runner. Так,
альтернативой старой 150-сильной 3-литровой
V-образной “шестерке” с впрыском топлива (в
Европе мощность ограничена до 143 л. с.) стал рядный
3-литровый 4-цилиндровый турбодизель 1KZ-TE (125 л. с.),
который появился с
1992 года, а также 3,4-литровый 24-клапанный 185-сильный
бензиновый V6 (5VZ-FE) - его начали устанавливать с 1994
года. Если важна проходимость с прицепом, лучше
выбрать вариант с дизелем; если же скорость и
приемистость - бензиновый V6 (максимальная
скорость 175 км/час против 155 км/час у дизеля).
Значение крутящего момента у них одинаковое:
384-385Hm, однако у первого оно достигает максимума
уже при 2000 об/мин, тогда как у бензинового V6 -
только при 3600 об/мин.
Мы подошли к тому моменту, когда у
читателя может возникнуть впечатление, что
производитель предлагал для 4Runner весьма обширную
гамму силовых агрегатов, разобраться в которой
весьма не просто. Действительно, так может
показаться, но нам, как говорится, это не грозит.
На российском рынке подержанных автомобилей
превалирует модификация с 3-литровым бензиновым
V6, поэтому на данном моторе мы остановимся чуть
подробнее.
3,0 V6 боится перегрева
По утверждению специалистов
автосервиса и владельцев 4Runner, с которыми нам
приходилось общаться, 3-литровую V-образную
“шестерку” можно охарактеризовать как
достаточно надежный двигатель, истинный
представитель тойотовского семейства силовых
агрегатов, имеющих хорошую репутацию. При
божеском обращении и планомерном обслуживании
двигатель может “пробежать” и 300, и даже 400 тыс.
км без серьезного вмешательства автомехаников.
Что важно: 3-литровый V6 не слишком требователен к
качеству потребляемого топлива. Во всяком
случае, отечественный бензин он переносит
более-менее спокойно; главное, не допускать
попадания в него воды. Выбирая эту версию, сразу
следует просчитать ежемесячные расходы на
топливо. Дело в том, что автомобиль прожорлив: на
трассе на 100 км пути уходит, как правило, 12-13
литров топлива, в условиях города - все 17. Немало,
но чего еще ждать от длиннобазного и высокого
внедорожника, вес которого вплотную
приближается к 2 тоннам?
Самой большой бедой 3-литрового V6 можно
назвать его склонность к перегреву. Особенно
ярко этот недостаток проявляется при пробеге
более 100 тыс. км, когда происходит “пробивание”
прокладки головки блока цилиндров. По мнению
некоторых специалистов, причина этого явления
кроется в не совсем верном расчете объемов
моторного отсека и циркулирующих воздушных
потоков. Если вы покупаете автомобиль, двигатель
которого часто перегревается, будьте готовы к
одной из двух неприятностей: либо, как мы уже
сказали, к пробою головки блока цилиндров, либо к
деформации самой головки. “Поведенная” головка
- вещь опасная, способная вызывать целый ряд
технических проблем. Первая неприятность
заключается в том, что охлаждающая жидкость
легко может просочиться в картер, а затем - в
моторное масло. Чтобы проверить свои подозрения,
осмотрите масляный щуп. Светлая эмульсия вместо
темного масла - явный признак того, что там что-то
неладно. Надо признать, что с такой проблемой
вряд ли кто погонит автомобиль на рынок
продавать. Двигатель, как известно, не терпит
разбавленного масла, и никто не знает, в какой
момент его может заклинить.
Вторая неприятность может быть
связана с попаданием масла в систему охлаждения.
Внешними признаками неисправности служат
наличие жирной пленки на поверхности тосола в
расширительном бачке, а также изменение цвета
самой охлаждающей жидкости. Как правило,
автомобили с подобного рода проблемой на рынке
подержанных машин также редки.
Существует и третья - пожалуй, самая
серьезная неприятность. Из-за деформации головки
блока охлаждающая жидкость просачивается в
цилиндры, испаряется и уходит через систему
выпускных газов. Ездить с таким дефектом, по
большому счету, можно, да и машины с подобной
проблемой на рынках встречаются. Выявить
неисправность можно по характерному дыму из
выхлопной трубы. Кроме того, под трубу можно
подставить газетный лист, на котором быстро
появляются капли влаги. Обнаружив это, не
раздумывая принимайтесь за поиск другого 4Runner. К
слову, если на газетном листве проявятся
крохотные масляные пятнышки, знайте, что в
двигателе пора менять маслосъемные колпачки. Как
показывает опыт эксплуатации, колпачки служат в
среднем до 150 тыс. км пробега, а иногда и больше. В
процессе естественного старения они
затвердевают и перестают справляться со своими
обязанностями. В результате появляется
небольшая утечка масла (примерно 20 г на 100 км
пути), и от одного ТО до другого вам необходимо
будет доливать 1-1,5 л моторного масла.
Бывший владелец 4Runner может скрыть
дефект деформации головки, затянув болты ее
крепления. В этом случае автомобиль временно
перестает, как говорят специалисты, “парить”.
Чтобы не поддаться на уловку продавца, перед
покупкой машины желательно съездить в
автосервис и провести полную диагностику
состояния двигателя. Не стесняйтесь заострить
внимание мастера или механика именно на этой
проблеме. Если такая распространенная
“болезнь” всех моторов, как течь передних и
задних сальников, “вылечивается” быстро и
относительно недорого, то замена головок
V-образного мотора может опустошить карман
автовладельца примерно на 1,2-2 тыс. долларов.
Замена же пробитых прокладок, которые, как мы уже
упоминали в качестве меньшего зла, на рядовой
станции техобслуживания обойдется примерно в
300-400 долларов.
Останавливаться подробно на описании
системы питания 4Runner особой нужды нет. И дело не
только в том, что она представляет собой
классический и широко распространенный вариант
электронного впрыска. Просто из разговоров с
автовладельцами и механиками автосервиса
выяснилось, что при постоянном использовании
качественного бензина ни тем, ни другим система
больших хлопот не доставляет. Примером
надежности ее работы могут служить те же
форсунки, которые у заботливых водителей служат,
как правило, не менее 200-300 тыс. км.
Редко когда подводит автовладельца и
электроника. Вся проводка проходит в основном в
особо защищенных местах, поэтому дистанцирована
от влияния не всегда благоприятного
климатического фактора. Кроме того, следует
учесть, что 4Runner - автомобиль с высоким клиренсом.
Сей факт служит дополнительной защитой
электропроводов. Безусловно, старение и
окисление контактов цепи все же происходит, но
это свойственно всем автомобилям, и 4Runner в данном
случае не исключение.
Не назовешь оригинальными и коробки
передач, устанавливавшиеся на это внедорожник.
Это были
5-скоростная механическая КПП и 4-диапазонный
“автомат”. Последний вариант, как правило,
входил в оснащение дизельных и турбодизельных
моделей.
Отзывы об обоих коробках - самые
положительные: грамотное распределение
передаточных чисел, мягкость включения передач,
надежность и долговечность. При плановой (через
каждые 60-70 тыс. км) замене масла КПП бесперебойно
отслужат 400-500 тыс. км, что ненамного превышает
срок “жизни” двигателей. Такое
распространенное для некоторых иномарок
явление, как подтекание сальников приводов, для
4Runner малоактуально. Если за рулем автомобиля не
джипер-экстремал, которого постоянно тянет на
изрытое ухабами бездорожье, следов подтекающего
масла на корпусе КПП можно не увидеть очень
долгое время.
Проверка трансмиссии
4Runner с рамной конструкцией оснащен
полноприводной трансмиссией без межосевого
дифференциала, с жестко подключаемым передним
мостом. Это означает, что постоянно использовать
режим “4х4” нежелательно - он необходим разве что
на бездорожье или на скользком покрытии.
Проверить работоспособность
трансмиссии приобретаемого автомобиля лучше
всего самому, сев за руль. Дело в том, что на глаз
определить, подключается передний привод или
нет, практически невозможно, и с этой точки
зрения рассчитывать лишь на хвалебные
характеристики продавца не приходится.
Идеальный вариант - съехать с асфальта на ту же
грунтовку и попросить хозяина резко тронуться с
места: сперва в режиме заднего привода, затем в
режиме “4х4”. Таким образом будет очень легко
определить, вращает автомобиль передние колеса
или их движение полностью зависит от задних.
Владельцы 4Runner свидетельствуют, что иногда при
трогании с места “выскакивает” первая передача.
Больших неудобств водителю это, конечно же, не
доставляет, однако определенный дискомфорт все
же ощущается. Те, кому эта ситуация знакома,
просто придерживают рычаг КПП рукой.
Согласно заводской инструкции, полный
привод 4Runner может включаться на ходу, на скорости
до
80 км/час. При этом рычаг должен перемещаться
свободно, без скрежета в недрах трансмиссии.
Кстати, одним из признаков неправильной
эксплуатации полноприводной трансмиссии
является неравномерный износ покрышек
автомобиля.
Как показывает опыт эксплуатации, 4Runner
- довольно способный внедорожник, который почти
не боится бродов и ям. Его передний бампер
посажен так высоко, что даже не пригибаясь можно
заметить под ним элементы передней подвески.
Клиренс почти в 30 см и здоровые покрышки
стандарта 265/70 R16, подчас со специально
подобранным грубым протектором, на бездорожье
являются огромным плюсом. Недаром 4Runner уже не
первый год стоит на вооружении ВВС НАТО. Этот
внедорожник идеально подходит для поездок на
охоту или рыбалку. Длинная база и широкие
колесные арки, готовые “вместить” в себя даже
“310-ю” резину, способствуют мягкому и уверенному
прохождению самых сложных участков пути.
Передний мост, как мы уже говорили, подключается
жестко. Учитывая это, по бездорожью едешь, словно
с заблокированным межосевым дифференциалом.
Сразу скажем: выбирая 4Runner, лучше предпочесть
вариант, предназначенный для европейского рынка
- он снабжен задним самоблокирующимся
дифференциалом, который заметно облегчит
движение по проселкам и бездорожью. В
американской версии машины выпускались без
блокировки заднего дифференциала.
Особой динамики от 3-литрового V6
ожидать не приходится. В те времена, когда
конструировался автомобиль, из двигателей,
подобных этому, инженеры извлекали меньше
мощности, чем сегодня. Субъективные ощущения
таковы, что тогдашний 6-цилиндровый вариант
ускоряется ничуть не лучше нынешних
4-цилиндровых внедорожников.
Берегите переднюю подвеску
4Runner выбирают преимущественно те люди,
которые четко знают, что автомобилю придется
активно трудиться в сельской местности, где
дорожные условия, мягко говоря, не самые лучшие.
Им советуем обратить внимание на независимую
переднюю подвеску, которую называют самым
больным местом автомобиля. Распространенный бич
подвески - износ бронзовых втулок ступицы. Если
не обращать внимания на этот узел, уже через 80-100
тыс. км пробега из него запросто может уйти
смазка, появятся люфты и явно заметная вибрация.
Примерно после 100 тыс. км неизбежен абразивный
износ узла (как говорят специалисты, “уходит”
развал колес), который желательно привести в
соответствие с заводскими нормативами.
Рычаги, сальники и сайлент-блоки
передней подвески хлопот доставляют и того
меньше - свои 100-150 тыс. км они отрабатывают
исправно. Правда, если на них начинают появляться
пусть и малозаметные трещинки, детали лучше
заменить, так как повреждение одного элемента
неизбежно влечет за собой цепочку других
поломок. В этой связи механики советуют
автовладельцам посещать автосервис не только
для прохождения планового ТО, а примерно через 5000
км пробега. Осмотр автомобиля, занимающий 1-3 часа
по времени и обходящийся владельцу в среднем в 10
долларов, позволит уловить тот момент, когда, к
примеру, износ какой-либо детали только-только
начинается. А убить инфекцию в зародыше всегда
легче. В целом, говоря про переднюю подвеску, надо
заметить, что ее полная переборка тяжела в
ремонте, длительна по времени и, что немаловажно,
требует больших финансовых затрат (не менее 1 тыс.
долларов с учетом стоимости запчастей).
Задний мост 4Runner ничего
сверхъестественного собой не представляет - при
наличии положенного количества масла он
работает долго и надежно. Примерно через 5-6 лет
активной эксплуатации автомобиля могут
появиться признаки вытекания масла из задних
амортизаторов - они становятся полупустыми и
плохо выполняют свои функции. В среднем через 8-10
лет возможно проседание пружин. Специалисты не
советуют использовать для 4Runner детали
неизвестных производителей, так как автомобиль
требователен к оригинальным запчастям, за
качество которых несет ответственность
непосредственно производитель.
Для города слишком громоздок
Усилитель дисковых тормозов и
гидроусилитель рулевого управления, изначально
входившие в стандартное оснащение 4Runner,
значительно повысили комфорт и активную
безопасность автомобиля, поскольку заметно
улучшилась управляемость на скользкой дороге.
Определенную помощь здесь в какой-то степени
(особенно неопытным водителям) оказывала и ABS.
Новшество по достоинству оценили покупатели из
Северной Америки и Европы, где эти модели
расходились очень неплохо.
Дисковые тормоза особого ухода не
требуют. Оригинальные тормозные колодки служат,
как и на других марках машин, свои стандартные 20-25
тыс. км. Правда, если они чрезмерно изношены, то
могут “вылететь” тормозные цилиндры. При
попытке самостоятельной их установки на
положенное место редко когда удается избежать
перекоса, что влечет за собой подтекание
жидкости.
Рулевое управление 4Runner оставляет о
себе двоякое впечатление. С одной стороны, даже
несмотря на наличие ГУР, автомобиль имеет
огромный радиус разворота (около 13 м), что
является большим недостатком при его
эксплуатации в стесненных условиях большого
города. Виновата в этом длинная “корма” 4Runner,
из-за увеличенных габаритов которой автомобиль
иногда именуют “коровой”. С другой стороны,
именно благодаря гидроусилителю, этому
непременному атрибуту внедорожной модели, 4Runner
беспрекословно повинуется рулю на любой
скорости и в любой дорожной ситуации.
По мнению некоторых специалистов
автосервиса, сложная рулевая трапеция требует
“плановой” переборки через каждые 50-60 тыс. км
пробега. Связано это в первую очередь с тем, что
рулевое управление является одной из самых
напряженно работающих систем автомобиля. При
больших пробегах в системе неизбежно возникают
люфты, однако при наличии гидроусилителя они
ощущаются не так сильно. Замена жидкости в бачке
ГУР должна производиться через каждые 2 года. Это
спасет гидронасос и не позволит всевозможным
абразивным элементам, попадая на сальники
рулевого управления, преждевременно разрушать
их. Если на рулевом валу, в месте стыковки с
сальником, появляются характерные рисочки, это
говорит о первом проявлении течи жидкости. Как
правило, это происходит при пробеге 200 тыс. км и
больше.
Первоначально рулевое управление 4Runner
было редукторного типа, и лишь на более поздних
версиях появилась рулевая рейка. Конструкция ее
проверена временем на многих моделях
автомобилей разного класса и уровня, а потому
есть смысл говорить об ее относительной
надежности и ремонтопригодности. Рулевое
управление 4Runner требует минимального
обслуживания, а именно: необходимо периодически
проверять натяжение ремня гидронасоса, а также
следить за состоянием жидкости в системе. Как
только почувствуете, что масло припахивает
горелым, немедленно замените его.
Как насчет запчастей?
Этот вопрос в отношении 4Runner решается
довольно-таки просто. Хотя автомобиль, как мы уже
говорили, официально в Россию не поставлялся, с
расходными материалами к нему сегодня проблем не
существует. В начале 90-х годов было ввезено очень
много таких моделей, и фирменные автоцентры
имеют на своих складах солидный запас запчастей
на случай ремонта. Причем детали есть как для
“европейцев”, так и для “американцев”.
Ценное предупреждение: экономить на
оригинальных запчастях не следует. 4Runner и
особенно его ходовая часть “любят” фирменные
детали, которые хоть и более дорогостоящи, но в
несколько раз надежнее. В качестве “неродных”
можно использовать разве что стекла да элементы
кузовного железа, которое, кстати, вполне
долговечно. Правда, с “левым” железом надо также
быть настороже: иногда его подгонка и покраска
могут вызвать определенные проблемы, и не
исключено, что впоследствии придется спасать
автомобиль от коррозии.
Андрей ИВАНОВ
Автор выражает благодарность специалистам СТО
“Знамя-Мегасервис”, оказавшим помощь в
подготовке материала. |