- Согласно Постановлению
Правительства РФ № 158 от 25 февраля 2000 г. “О
внесении изменений и дополнений в положение о
порядке изготовления, ввоза в РФ и использования
на территории РФ радиоэлектронных средств
(высокочастотных устройств)”, пользователям
сотовых телефонов такое разрешение не требуется.
С моим приятелем произошел такой
случай. Выпив немного пива, он ехал по трассе. Его
остановили сотрудники ГИБДД - кстати, тоже
нетрезвые. Они накинулись на водителя с бранью,
силой выволокли его из машины, отобрали права и
отправили автомобиль на штрафстоянку. В этот же
день пострадавший обратился с жалобой в ГИБДД,
где ему ответили, что в действиях подвыпивших
инспекторов не было ничего противозаконного, т.
к. он находился за рулем в нетрезвом состоянии. То
же самое ему сказали и на комиссии. А в
неофициальной обстановке знакомому предложили
сделку: 5 тыс. долларов в обмен на водительские
права. Приятель отказался и обратился в суд. По
этому делу состоялись 2 судебных
разбирательства. В итоге милиционеры,
превысившие служебные полномочия, привлечены к
ответственности. Но компенсацию за моральный
вред приятель не получил. Тогда он написал письмо
в ООН. Полагаю, что скоро ему ответят. Как
расценивать данную ситуацию? Наверное, еще не все
автомобилисты знают о существовании Конвенции
по правам человека?
Ольга Васильевна
- Ольга Васильевна! Полагаем, что об
упомянутой конвенции не знают и многие пешеходы,
а не только автомобилисты. Посему письмо в ООН
ваш знакомый написал раньше времени; к тому же, не
по адресу. За защитой своих прав уместнее
обращаться в Европейский суд по правам человека.
Но прежде ему нужно было пройти все судебные
инстанции, предусмотренные законодательством
РФ. А для начала обратиться с кассацией на
решение суда первой инстанции и изложить все
свои доводы. В рамках процесса по уголовному делу
пострадавший мог заявить гражданский иск, в т. ч.
и на возмещение морального вреда. Если бы этот
иск не был удовлетворен, он имел бы право
обжаловать решение суда в установленном законом
процессуальном порядке. Только после этого ваш
знакомый был бы вправе обратиться с жалобой в
Европейский суд по правам человека.
Принят ли новый Кодекс об
административных правонарушениях? Внесены ли в
него какие-нибудь изменения после 3-го чтения?
Если принят, то можно ли рассчитывать на то, что
он в дальнейшем будет пересмотрен?
Кирилл
На этот вопрос мы попросили ответить
Главного государственного инспектора ГИБДД
Бориса Геннадьевича МОЛЧАНОВА.
- Автор этого вопроса располагает
неверной информацией. Проект нового кодекса
прошел в Думе только 2-е чтение. Насколько мне
известно, при 3-м (редакционном) чтении в него
могут быть внесены лишь незначительные поправки.
Если при этом будут приведены убедительные
аргументы относительно каких-либо статей этого
документа, возможно, он и будет пересмотрен.
Если у вас, Кирилл, есть предложения в
новый кодекс, вы можете обратиться к депутатам
Государственной Думы.
Обсуждение в прессе вопроса о новом
кодексе, на мой взгляд, носит провокационный
характер: внимание акцентируется не на
безопасности дорожного движения, а на
административных репрессиях, которые уготованы
нарушителю ПДД.
А ведь новый кодекс должен быть
направлен на то, чтобы повысить уровень
безопасности дорожного движения... Правда, исходя
из той информации, которой я располагаю, ситуация
на наших дорогах с принятием этого кодекса вряд
ли улучшится.
Мне запомнился один случай. На
перекрестке не работал светофор. По этой причине
не соблюдалась очередность движения. А
сотрудники ГИБДД, вместо того чтобы регулировать
движение, занимались тем, что собирали с
автомобилистов деньги. На каком основании они
останавливали водителей? Если неисправен
светофор, ведь можно было вызвать технические
службы?
К. Н.
- Хочется думать, что сотрудники ГИБДД,
которые “собирали с автомобилистов деньги”,
просто не знали о том, что светофор не работает.
Наверное, как только узнали, сразу же пошли
регулировать движение.
Тот факт, что сотрудники ГИБДД
опустились до вымогательства денег, говорит о
том, что действия этих лиц противозаконны. О
таких и подобных им случаях следует сообщать по
телефону: в милицию (02), дежурному УГИБДД (234-26-46)
или в Территориальное отделение милиции. В
крайнем случае, можно рассказать об инциденте,
позвонив по “телефону доверия” (329-43-80).
За рулем моего авто находился
знакомый, а я сидел рядом. Кроме нас, в машине
находились еще два пассажира. Произошло ДТП.
Вскоре на место происшествия приехали
сотрудники ГИБДД. Выяснив, кто является
владельцем автомобиля, меня попросили сесть к
ним в машину и без каких-либо объяснений отвезли
на медицинское освидетельствование. В протоколе
они написали, что пройти медицинское
освидетельствование было предложено всем, кто
находится в машине, но, мол, смогли “посадить”
только меня. Как расценивать данную ситуацию?
Имеют ли право сотрудники ГИБДД без свидетелей
проверять на трезвость человека, если он от этого
отказывается?
Влад
- По закону, за нарушение Правил
дорожного движения, повлекшего за собой ДТП,
ответственность несет тот, кто управлял
автомобилем. В данной ситуации сотрудников ГИБДД
должен был интересовать не владелец автомобиля,
а водитель.
Что касается “контроля трезвости”, то
сотрудники ГИБДД вправе проводить
освидетельствование только в том случае, если
есть достаточно оснований полагать, что водитель
находится в нетрезвом состоянии.
Освидетельствование проводится с помощью трубки
“контроля трезвости” или других специального
средств.
Акт “осмотра” должен проходить в
присутствии 2-х свидетелей. С точки зрения
объективности, лучше всего, когда свидетелями в
таком деле являются посторонние люди. Но закон не
лишает этого права ни сотрудников ГИБДД, ни
знакомых водителя. Следует иметь в виду и другой
нюанс: если водитель, которого сотрудники
милиции признали нетрезвым, не согласен с
результатом “экспертизы”, его отправляют на
медицинское освидетельствование к наркологу.
Он-то точно разберется в этом вопросе!
И все же желаем не попадать в ситуации,
подобной этой.
Благодарим за предоставленные
консультации “Адвокатское бюро Нонина и
Мельгина” (ул. Чайковского, д. 20, ком. 137), ОГИБДД
Калининского района и фирму New Star (ул. Варшавская,
д. 54).