ТЕМА НОМЕРА

# 18 (49) сентябрь 2000 г.

Куда поехала "шляпка"

Вообще-то, принято считать, что женщина за рулем - явление далеко не безопасное для дорожного движения. Пожалуй, эта "крамольная" мысль прочно укоренилась в сознании российских автомобилистов. Тема "женщина за рулем" действительно вдохновляет. Недавно мне довелось услышать такой анекдот.

Женщина, которая только что попала в автомобильную аварию, обратилась в страховую компанию.

- Мне необходимо получить страховку за машину.

- Расскажите, что с вами случилось.

- Я ехала на нормальной скорости, вдруг случайно попала на тротуар, въехала в лавку, выехала оттуда, задела невнимательного пешехода, врезалась в грузовик и с этого момента потеряла контроль над машиной.

Подобных анекдотов предостаточно. Но если подойти к проблеме безопасности дорожного движения более серьезно, наверное, не только нашим читателям (но и читательницам) покажется интересным личное мнение старшего инспектора УГИБДД С.-Петербурга и Ленинградской области Сергея Александровича ПЕТРУШЕВСКОГО.

- Сергей Александрович, на ваш взгляд, женщина за рулем - это опасно?

- Наверное, нет. В принципе, любой водитель представляет определенную опасность на дороге. Здесь все зависит от его навыков. Но у женщин есть специфическая особенность психологии, которая не всегда приводит к адекватным действиям как со стороны самой женщины, так и со стороны других участников движения. Мужчина-водитель иначе ведет себя на дороге: он воспринимает происходящее разумом. В экстремальной ситуации, когда все определяется долями секунды, женщина, как правило, дает волю эмоциям (а время-то идет), и только потом задается вопросом: "Правильно я поступила или нет?".

Женщина-водитель, попав в такую ситуацию, теряется: закрывает глаза, бросает руль... Мужчина же принимает единственно верное решение и выходит из сложившейся ситуации достойно. И только после этого позволяет себе эмоционально расслабиться: его прошибает холодный пот или бросает в жар, с ним может начаться истерика (от сознания того, что он находился в микроне от смерти).

Тот факт, что по дорогам ездят женщины, некоторые автомобилисты-мужчины воспринимают негативно. И бывает, что мужчины ведут себя по отношению к дамам не совсем корректно. Но это наша с вами общая беда. А причиной тому - нервозность, неудовлетворенность жизнью. Приведу элементарный пример. Водителю нужно выехать с прилегающей к проезжей части территории. Транспорт идет сплошным потоком. В такой ситуации, может быть, только один автомобилист из пятидесяти остановится и пропустит водителя. Тоже самое - и с женщиной: не каждый мужчина отнесется к ней с пониманием.

Думаю, что в продолжение начатого разговора стоит поговорить о назначении знака "женщина за рулем".

Конечно, информацию о том, что автомобилем управляет женщина, нужно получать своевременно, а не в тот момент, когда водитель, не зная об этом, уже открыл рот, чтобы энергично высказаться.

Правда, когда выясняется, что машиной управляет дама, некоторые мужчины, вместо того чтобы успокоиться, начинают еще активнее высказываться в ее адрес. Поэтому я считаю, что знак "женщина за рулем" необходим, хотя Правилами дорожного движения он не предусмотрен.

Другое дело, что этот знак у нас часто используют не по назначению. С такими знаками едят и мужчины, вводя в заблуждение участников дорожного движения. Ну, например, потому что сломалась машина, и пришлось пересесть в авто жены. Автомобилисту уступают дорогу, но может так случиться, что кто-то из водителей, заприметив "шляпку" на заднем стекле, решит поучить того, кого он посчитал женщиной, как надо ездить. Понятно, что "шляпка" не замедлит с ответной реакцией, а потому ситуация может выйти из-под контроля. Думаю, если знак "женщина за рулем" использовать по назначению, это станет большим плюсом для безопасности дорожного движения.

- А почему бы этот знак не разрешить официально?

- Это вопрос спорный. Дело в том, если в обществе женщины имеют привилегии перед мужчинами, то эти привилегии должны распространяться и на дороге. Но это не означает, что женщине должны прощаться какие-то нарушения.

- Сергей Александрович, предусматриваются ли какие-то послабления для женщины?

- Ответить на этот вопрос я могу, исходя из своей практики. Когда я пришел работать в наш отдел, мне не поверили, что за 3 года я привлек к ответственности за нарушение ПДД 3 женщин. У меня есть нагрудный номер, который вводится в базу данных. И вот за те 3 года, что я стоял на дороге, можно посмотреть, кого из автомобилистов я привлек к ответственности - в частности, за какие правонарушения останавливал женщин. Но это были исключительные случаи, когда милые дамы не желали выслушивать мои аргументы, поскольку не считали свои действия нарушением. Как показывает практика, обычно женщина, которую остановил инспектор, признает свою ошибку.

- Как часто женщины попадают в аварии?

- Затрудняюсь ответить. В количественном отношении женщин-автомобилисток гораздо меньше, чем мужчин. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить, какой процент мужчин-водителей (от общего количества мужского населения) попадает в ДТП.

Так же определяется и процент женщин-водителей. Если бы мы располагали такими сведениями, можно было ответить, насколько часто женщины попадают в аварии по сравнению с мужчинами? На сегодняшний день на уровне субъектов РФ официальному госстатучету подлежат только дорожно-транспортные происшествия, в результате которых имеются пострадавшие (когда люди гибнут или получают какие-то увечья). Но не всегда в ДТП есть пострадавшие. К сожалению, в России, из-за отсутствия закона об обязательном страховании гражданской ответственности, многие участники ДТП не считают нужным проводить официальное оформление происшествия. А ведь это является прямым нарушением действующего законодательства.