ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА

# 18 (49) сентябрь 2000 г.

Автомобили "Хрущов"

Первый автомобиль марки "Хрущов" был продан некоему Маркову в станицу Урюпинскую на Дону, а позже, во время I Мировой войны, его конфисковали для нужд армии. Дальнейшая судьба автомобилей М. Хрущова неизвестна.

P. S. В следующих номерах журнала мы расскажем и о других российских фирмах, занимавшихся выпуском автомобилей в начале века.

До революции в России выпускались несколько марок автомобилей, одна из которых носила экзотическое название "Хрущов". Эти машины изготавливались на Машиностроительном заводе М. М. Хрущова в городе Орле.

Михаил Михайлович Хрущов (1866-1922) был выпускником Петербургского института путей сообщения и помещиком. В 1891 году он продал свое имение и на вырученные деньги купил небольшой чугунолитейный заводик. Новый владелец его расширил и стал выпускать различные сельскохозяйственные машины. С 1903 года М. М. Хрущов начал производить стационарные двухтактные бензиновые двигатели шведской конструкции. Эти двигатели выпускались под маркой "Орел".

Начало производства транспортных средств с механическими двигателями было положено в том же 1903 году, когда М. Хрущов получил заказ на постройку саней-автомобиля. Идея снегохода со спиральными полозьями принадлежала изобретателю К. Кульсу. М. Хрущов заказ выполнил, однако внес в конструкцию саней свои новшества, за что Кульс жаловался на заводчика в прессе. Тем не менее задумки Хрущова, воплощенные в этом снегоходе, до сих пор используются в современных танках, тракторах и гусеничных тягачах.

Число хрущовских машин, выпущенных в Орле, точно неизвестно: от одной до пяти. Первоначально было задумано построить три автомобиля, но на это не хватило средств. Работа началась в 1909 году. Первый двигатель был собран, но только с третьей попытки. Этот мотор установили на имевшийся у Хрущова французский автомобиль "Рено" - или опять же, внеся свои новшества и значительно переделав его. На новом автомобиле, цепная передача, доставшаяся ему от "Рено", была заменена карданной. Детали собирались со всего мира: карбюратор - "Зенит", магнето и свечи - фирмы "Бош", а стальная рама была выписана из Бельгии. А кузов типа "Торпедо" и деревянные колеса по заказу изобретателя изготовили на экипажной фабрике Евсеева в Москве.

Первый автомобиль марки "Хрущов" был продан некоему Маркову в станицу Урюпинскую на Дону, а позже, во время I Мировой войны, его конфисковали для нужд армии. Дальнейшая судьба автомобилей М. Хрущова неизвестна.

P. S. В следующих номерах журнала мы расскажем и о других российских фирмах, занимавшихся выпуском автомобилей в начале века.