Автомобили "Хрущов"
Первый автомобиль марки "Хрущов" был
продан некоему Маркову в станицу Урюпинскую на
Дону, а позже, во время I Мировой войны, его
конфисковали для нужд армии. Дальнейшая судьба
автомобилей М. Хрущова неизвестна.
P. S. В следующих номерах
журнала мы расскажем и о других российских
фирмах, занимавшихся выпуском автомобилей в
начале века.
До революции в России выпускались
несколько марок автомобилей, одна из которых
носила экзотическое название "Хрущов". Эти
машины изготавливались на Машиностроительном
заводе М. М. Хрущова в городе Орле.
Михаил Михайлович Хрущов (1866-1922) был
выпускником Петербургского института путей
сообщения и помещиком. В 1891 году он продал свое
имение и на вырученные деньги купил небольшой
чугунолитейный заводик. Новый владелец его
расширил и стал выпускать различные
сельскохозяйственные машины. С 1903 года М. М.
Хрущов начал производить стационарные
двухтактные бензиновые двигатели шведской
конструкции. Эти двигатели выпускались под
маркой "Орел".
Начало производства транспортных
средств с механическими двигателями было
положено в том же 1903 году, когда М. Хрущов получил
заказ на постройку саней-автомобиля. Идея
снегохода со спиральными полозьями принадлежала
изобретателю К. Кульсу. М. Хрущов заказ
выполнил, однако внес в конструкцию саней свои
новшества, за что Кульс жаловался на заводчика в
прессе. Тем не менее задумки Хрущова, воплощенные
в этом снегоходе, до сих пор используются в
современных танках, тракторах и гусеничных
тягачах.
Число хрущовских машин, выпущенных в
Орле, точно неизвестно: от одной до пяти.
Первоначально было задумано построить три
автомобиля, но на это не хватило средств. Работа
началась в 1909 году. Первый двигатель был
собран, но только с третьей попытки. Этот мотор
установили на имевшийся у Хрущова французский
автомобиль "Рено" - или опять же, внеся свои
новшества и значительно переделав его. На новом
автомобиле, цепная передача, доставшаяся ему от
"Рено", была заменена карданной. Детали
собирались со всего мира: карбюратор - "Зенит",
магнето и свечи - фирмы "Бош", а стальная рама
была выписана из Бельгии. А кузов типа "Торпедо"
и деревянные колеса по заказу изобретателя
изготовили на экипажной фабрике Евсеева в
Москве.
Первый автомобиль марки "Хрущов" был
продан некоему Маркову в станицу Урюпинскую на
Дону, а позже, во время I Мировой войны, его
конфисковали для нужд армии. Дальнейшая судьба
автомобилей М. Хрущова неизвестна.
P. S. В следующих номерах
журнала мы расскажем и о других российских
фирмах, занимавшихся выпуском автомобилей в
начале века. |