"Президент"
Сегодня на нашем авторынке
Чехословакия представлена в основном
автомобилями "Татра" и "Шкода",
выпускающимися в небольшом городке Копрживнице.
Это сейчас он стал автомобильным центром Чехии, а
в конце XIX века местечко было далекой провинцией
Австро-Венгрии...
Тогда одним из его немногочисленных
производств была каретная мастерская Игнаца
Шусталы, основанная им еще в 1853 году. Он выпускал
самые различные конные повозки (до 1200 штук в год),
а когда через Копрживнице проложили железную
дорогу, каретные мастера переключились на
производство вагонов. Постепенно небольшая
мастерская превратилась в завод, который стал
называться "Нессельдорфер
ВагонбауфабрикГезельшафт" - сокращенно NW. В
скором времени, в 1887 году в цехах NW, рядом с
телегами для простого люда и раззолоченными
каретами для богачей, а также с железнодорожными
вагонами, появился первый в Австро-Венгрии
бензиновый автомобиль. Ему дали название
"Президент". Это был первый автомобиль в
будущей Чехословакии, а потом - и Чехии.
Свой собственный
автомобиль на заводе NW было решено сделать, когда
в городе появился самодвижущийся экипаж Бенца из
Германии с одним запасным двигателем к нему. Этот
автомобиль стали использовать для нужд завода, а
вот двигатель решили разобрать и хорошенько
изучить. У кого-то из мастеров появилась мысль,
что было бы неплохо поставить его на конную
повозку и сделать из нее самобеглую коляску. Это
оказалось не так уж и сложно. Выбор пал на
стандартную 4-местную повозку типа "Милорд". Она
была достаточно просторна и удобна, с высоким
местом для кучера, элегантно изогнутым передком
и четырьмя высокими деревянными колесами.
Германский двигатель Бенца установили в
специально изготовленном ящике позади коляски.
Сделали это не особенно задумываясь, поскольку
тогда все автомобили были такими. Впоследствии
большинство автомобильных фирм мира отказалось
от этой схемы, но не NW - для него заднее
расположение двигателя стало традицией. Даже
сейчас в легковых "Татрах" представительского
класса моторы расположены сзади.
Система зажигания и
карбюратор на "Президенте", как и двигатель,
были "бенцовскими", но систему охлаждения чехи
сделали по-своему. Она включала в себя не только
радиатор, но и конденсаторы для образующегося
пара, а также дополнительные емкости с запасом
воды. Общая объем системы охлаждения
"Президента" составлял 27 литров. Крутящий
момент с коленвала двигателя передавался двумя
плоскими ремнями на шкивы промежуточного вала
диаметром 300/400 мм, а с них - бортовыми цепными
передачами на звездочки каждого колеса. При
перебрасывании ремней с одного шкива на другой
можно было получить две передачи вперед. Внутри
шкивов размещался еще и простенький
дифференциал. Все это было характерным примером
заимствования хорошо известной конструкции, но в
этом никто не находил ничего предосудительного.
Наоборот, Бенц сам поощрял своеобразный плагиат,
получая огромные прибыли от использования своих
разработок.
Однако чехи внесли немало и своего в
конструкцию "Президента". Оригинальным было
шасси машины, а точнее - конная повозка
собственного изготовления. При ее переделке в
автомобиль она претерпела совсем незначительные
изменения. Большие задние колеса диаметром 1,1
метра подвешивались на полуэллиптических
рессорах, а передние - на эллиптических. Колеса
поворачивались на шкворнях, а не на поворотном
круге, как это было принято у конных экипажей.
Управляли колесами при помощи рулевой рукоятки,
напоминавшей велосипедный руль. Новинкой того
времени считались крылья над передними колесами.
Ножной тормоз был ленточного типа и действовал
на барабаны задних колес, а при помощи длинного
рычага, расположенного справа от места кучера,
можно было привести в действие два тормозных
башмака, прижимавшихся к массивным резиновым
протекторам ведущих колес. В наследство от
кареты автомобилю "Президент" достался
огромный складной тент, закрывавший все
4 места, а также два ацетиленовых фонаря,
кованая ажурная решетка вместо переднего
бампера, а также гнутые дуги перед водителем,
некогда служившие для привязывания вожжей на
стоянке. От прежней кареты остался и
механический счетчик пройденного пути,
отсчитывавший пробег с точностью до 1 метра.
По внешнему виду автомобиль
"Президент" было трудно отличить от кареты, и
казалось, что не хватает только лошадей, чтобы
сдвинуть его с места. Однако вместо того, чтобы в
эту диковинную коляску впрячь и пришпорить
лошадей, где-то у заднего колеса вращали заводную
рукоятку, внутри ящика что-то начинало тарахтеть,
и экипаж, дернувшись пару раз, медленно двигался
вперед, обдавая зевак сизым дымом и черной
копотью.
С автомобилем "Президент" связана
судьба и некоторых будущих знаменитых
конструкторов. Главным творцом этой машины был
Леопольд Свитак, заложивший основу будущей
"Татры". Вместе с ним над "Президентом"
работали два никому не известных студента - Ганс
Ледвинка и Эдуард Румплер. Первый из них вошел в
историю автомобилестроения как создатель целого
семейства автомобилей "Татра", а второй остался
в памяти любителей автостарины благодаря своим
новаторским проектам самых удивительных
автомобилей, значительно опередивших свое время.
Судьба единственного экземпляра
"Президента" оказалась очень короткой. В 1898
году, он с четырьмя пассажирами на борту, за сутки
проделал путь в 328 километров до Вены. Там его
демонстрировали на промышленной выставке. После
этого он сразу же был передан в Технический музей
в Праге, где хранится и по сей день. В 1970-е годы для
музея автозавода "Татра" была изготовлена его
точная копия. 30 лет назад на это ушло всего
несколько недель, а в конце прошлого века для
создания одного-единственного экземпляра
"Президента" было затрачено целых три года и 10
тысяч часов рабочего времени.
Автомобиль "Президент" стал
родоначальником целой гаммы машин марки
"Татра". На рубеже веков фирма NW выпускала и
другие машины, прототипом для которых послужил
"Президент". Они носили звучные названия -
"Метеор", "Вице-президент", "Вена",
"Нессельдорфер" и так далее. Среди них были
открытые и закрытые машины, первые автобусы и
электромобили, а также гоночные и грузовые
машины. На базе маленькой экипажной мастерской
впоследствии был основан чешский автогигант
"Татра".
Михаил ПАЗИН |