Маркуса
Историки подсчитали, что у автомобиля
имеются около сотни предшественников,
претендующих на звание “первого в мире”. Споры о
первенстве той или иной модели не прекращаются
до сих пор. В этой дискуссии участвуют многие
страны. В каждом краю есть свой пионер
автомобилизма, и даже если его изобретение не
было признано официально, то оно все равно хорошо
известно современникам.
В Австрии таким человеком был Зигфрид
Маркус (1831-1898), которого с полным основанием можно
назвать главным претендентом на звание
“создатель первого в мире автомобиля”. Если бы
его изобретение было признано официально, то
сегодня автомобилю насчитывалось бы на десяток
лет больше.
Зигфрид Маркус был одаренным механиком
и электротехником, родом из города Мекмельбурга.
Он долгое время работал в немецкой электрической
компании “Сименс унд Хальске” в Берлине. Маркус
хорошо изучил историю транспортной техники.
Среди его кумиров был француз Жозеф Кюньо,
который построил первую в мире самоходную
повозку - 3-колесную паровую телегу (1
7 с
водяным охлаждением.
Познание в области электротехники
позволили австрийцу создать в 1864 году искровое
зажигание низкого напряжения от магнета с
механическим прерывателем на головке цилиндра.
Как и карбюратор, искровое зажигание Маркуса
широко применялось в последующие годы.
Построенный Зигфридом двигатель весил
280 кг и развивал мощность в 0,75 лошадиной силы. Он
имел карбюратор собственной конструкции,
который обогревался выхлопными газами.
Изобретатель испытал его в сентябре 1870 года на
своей первой самодвижущейся повозке, а затем
построил более компактный мотор. В 1875 году Маркус
поставил его на деревянную раму от конной
пролетки на 4-х деревянных колесах. Передние
колеса поворачивались вместе с осью, а для
управления было приспособлено небольшое рулевое
колесо. Водитель и пассажир сидели на деревянной
скамейке в центре машины. На первом образце
передняя ось имела резиновые подушки, которые
потом заменили металлическими рессорами. Задние
колеса крепились к раме жестко и снабжались
тормозными башмаками. Они прижимались ручным
рычагом прямо к ободам колес. Трансмиссия
приводилась в действие не коленвал, а маховик. С
него вращение на задние колеса передавалось при
помощи конического сцепления и ременной
передачи. Эта машина была собрана на
Лихтенштейновском механическом заводе в
местечке Адамов - близ города Брно в современной
Чехии. Эта страна тогда входила в состав
Австро-Венгрии.
К автомобилю - а вернее, моторной повозке
- Зигфрида Маркуса местные обыватели и полиция
сначала отнеслись враждебно, и ему приходилось
испытывать свое изобретение по ночам, на тихих
улицах близ кладбища. Это происходило уже в Вене,
куда автомобиль Маркуса перевезли по железной
дороге. Его шарабан еле-еле тащился по булыжным
мостовым, нещадно чихая и треща, пугая собак и
добропорядочных граждан. Скорость моторной
повозки Маркуса составляла 6-8 км/час и не
производила никакого впечатления. Его легко
обгоняли не только конные экипажи, но и модные
тогда велосипеды. Никто не заинтересовался
изобретением Зигфрида. Однако он, вечно грязный,
с покрытым копотью лицом, не обращая внимания на
сердитые возгласы горожан, продолжал испытывать
свое детище.
Первый автомобиль Маркуса, да и личность
самого изобретателя окружает множество тайн,
легенд и слухов. Это объясняется борьбой за
пальму первенства в области автомобилестроения
между претендентами из разных стран. Иногда в
справочниках пишут, что Маркусу не хватало
знаний, хотя именно ему принадлежали 38 патентов в
области автомобилизма. Кое-кто вообще заявлял,
что его безлошадная повозка “не могла двигаться
без помощи лошади”. Некоторые договорились даже
до того, что первый в мире автомобиль З. Маркуса
объявили... мифом, а его первая работоспособная
копия была построена лишь в 1949 году! Якобы
мифическое детище Маркуса приписывали желанию
Австрии иметь своего изобретателя автомобиля.
С первым построенным Маркусом
автомобилем действительно до сих пор много
неясностей, но вот работоспособность второго
самодвижущегося экипажа, созданного им в 1888 году,
ни у кого не вызывает сомнений. Но ему, таким
образом, уже не суждено было стать самым первым
автомобилем, так как двумя годами ранее такой же
самоходный экипаж был построен в Германии
изобретателями Г. Даймлером и К. Бенцем.
Судьба первого автомобиля Зигфрида
Маркуса сложилась так. После смерти изобретателя
в 1898 году его машину забрали в
Австро-Венгерский автомобильный клуб, а потом
она стала экспонатом технического музея в Вене.
Рядом с ним долгое время стояла табличка:
“Повозка Маркуса (1875 г.). Готова к действию”. То,
что автомобиль все же двигался, было доказано в
1950 году, когда после реставрации он
самостоятельно открыл парад старинных
автомобилей. Сегодня старую табличку сменила
новая вывеска: “Автомобиль Маркуса с 4-тактным
мотором. Около 1888 года”. Скептики и сейчас
утверждают, что это лишь современная копия
исторического автомобиля Маркуса, и что
двигатель на нем не “родной”. Однако сами
австрийцы так не считают и еще в 1898 году
воздвигли Зигфриду Маркусу памятник. Он стал
одним из национальных героев. Австрийцы твердо