ВЫБИРАЕМ   ПОДЕРЖАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ

# 19 (50) октябрь 2000 г.

Chevrolet Blazer: Достойный ответ японцам

Chevrolet BlazerКонец 90-х годов продемонстрировал возрастание интереса россиян к автомобилям марки Chevrolet Blazer. Популярность этой модели можно было сравнить разве что с триумфальным шествием Jeep Grand Cherokee начала тех же 90-х. Blazer и по сей день остается наиболее покупаемой у нас продукцией General Motors. Спрос поддерживают неплохие технические характеристики, надежность и вполне приемлемая стоимость, которая к сегодняшнему дню опустилась до небывало низкой отметки. Все это в полной мере относится и к Chevrolet Blazer предыдущего поколения, количество экземпляров которого на питерских улицах по-прежнему велико. Об этом автомобиле - наш очередной рассказ.

Близнецы-братья

В результате топливно-энергетического и последовавшего за ним экономического кризиса в Америке начала 1980-х “большая тройка” американских автоконцернов вынуждена была, под давлением все увеличивавшегося импорта, а также законодательных инициатив конгресса США по ограничению расхода топлива автомобилями, внедрить глобальную программу модернизации всей номенклатуры производимых автомобилей. Ее целью было уменьшить размеры транспортных средств и уложиться в требуемые законом новые ограничения. Появление на рынке компактных пикапов Chevrolet S-10 и GMC S15/Sonoma (последний - с 1991 года) и 3-дверных внедорожников Chevrolet Blazer S и GMC Jimmy позволило крупнейшей автокорпорации мира занять сектор рынка, до того занятый не менее известными марками Jeep и International.

Конструкция этих небольших - по американским меркам - автомобилей имеет достаточно много общего между собой: это и передняя часть кабин, и ложеронная рама с независимой пружинной и малолистовой рессорной задней подвесками, и автоматическая трансмиссия, а также некоторые варианты двигателей. Такую унификацию легко объяснить: тогда мода на компактные внедорожники в Соединенных Штатах только зарождалась, и масштабы их продаж были относительно невелики (естественно, по сравнению с пикапами). К слову, полный привод для этих автомобилей вовсе не являлся обязательным условием, а потому значительная часть пикапов и внедорожников расходилась на местном рынке в заднеприводном (2WD) исполнении, в том числе в качестве буксировщиков всевозможных прицепов и небольших трейлеров. В России Chevrolet Blazer S или его “близнеца” GMC Jimmy покупают совершенно по иным мотивам, а потому в наших стране распространение получили в основном полноприводные (4WD) версии.

Пикапы Chevrolet/GMC и SUV (внедорожники, по американской классификации) Chevrolet/GMC/Odsmobile компактного класса на российском рынке могли бы составить достойную конкуренцию японским внедорожникам, если бы не хромающее поначалу качество сборки, которое удалось улучшить только на модификациях, произведенных после 1987 года. В этой связи надо быть особенно осторожным при покупке автомобиля из вторых и тем более третьих рук. Выигрыш приобретения “по дешевке” сведут на нет высокие таможенные пошлины (особенно с двигателем 4,3 л), а также достаточно дорогие запасные части (хорошо хоть, их дефицита сегодня не наблюдается). А так как список мест конструкции, которым при покупке необходимо уделить внимание, довольно велик, желательно соразмерить свои финансовые возможности с желанием иметь чисто “американский джип”.

Комфорт среднего уровня

Салон Chevrolet Blazer S вряд ли можно охарактеризовать как очень уж комфортный. В 3-дверном варианте автомобиль больше напоминает нашу “Ниву”. Зато со сложенным задним диваном объем багажника будет побольше, чем в тольяттинской версии - 997 л. А главное, не стоит забывать, что “АвтоВАЗ” никогда в качестве стандартного оборудования не устанавливал автомагнитолу, сигнализацию и автоматическую коробку передач - последняя не фигурирует даже в перспективных планах развития.

Удлиненные на 165 мм (размеры 4490х1660х1600 мм) 5-дверные Chevrolet Blazer S с более просторным кузовом (объем багажника увеличен до 2015 л) были представлены автообщественности только в 1989 году. Годом позже дебютировал люксовский вариант Oldsmobile Bravada. Удобство посадки на задние сиденья в 5-дверных модификациях безусловно выше, чем у 3-дверных Blazer. В то же время, по вместительности и комфорту этот автомобиль несколько проигрывает конкурентам - к примеру, 5-дверному внедорожнику Toyota 4-Runner, уровень комплектации которого и общая техническая надежность несравнимо выше. В зависимости от модификации Chevrolet Blazer S, запасное колесо может находиться как в багажном отсеке, так и снаружи, на двери. Говорить о том, какой вариант предпочтительнее, нельзя - все зависит от вкуса водителя и от его манеры вождения.

Больше всего в Blazer S и пикапах S10 разочаровывают угловатые подлокотники и коробкообразная панель приборов с острыми краями. Показания приборов предусмотрены в 2-х вариантах: в привычном нам “стрелочном” и “американизированном” электронном, встречающимся у нас довольно редко. К электронной версии нужно лишь привыкнуть. В целом же она очень удобна, и в первую очередь тем, что с помощью кнопок позволяет переводить американские единицы измерения в европейские. На стрелочных шкалах приборов Blazer S, выпущенных в США или Канаде, показания скорости даются в милях, а температура - в градусах по фаренгейту, а не в километрах и градусах по Цельсию.

Вещевой отсек салона явно не отличается большими размерами, зато предусмотрены непременные американские подстаканники. Все стеклоподъемники и наружные зеркала заднего вида оборудованы электроприводом, передние сиденья имеют несколько регулировок, однако, наряду с этими преимуществами, в Blazer S не предусмотрены, к примеру, подушки безопасности.

Если потребность в перевозке громоздких грузов и нескольких пассажиров постоянная, то покупателю стоит подумать о 4-местных пикапах с “полуторной” кабиной (с двумя развернутыми к центру кабины небольшими дополнительными сиденьями). К тому же, стоимость таких пикапов, да еще марки GMC, может оказаться гораздо ниже цены Blazer S (и тем более Oldsmobile Bravada) с такой же степенью износа. Как бы то ни было, пикапы Chevrolet S-10 особой популярностью у нас не пользуются - отечественные коммерсанты довольствуются “Газелью”. А использовать пикап в качестве личного средства передвижения в России еще долго будет не принято.

Опасайтесь налета и очистителей

Chevrolet Blazer S оснащали тремя типами силовых агрегатов - рабочим объемом 2,5, 2,8 и 4,3 л. Для американского “бездорожья” оказалось достаточно 2,5-литровой 106-сильной “четверки” или 2,8-литрового V6 от легковой модели Chevrolet. Однако за стандартный, тем не менее, взяли 4,3-литровую V-образную “шестерку” Vortec, которая, несомненно, до глубины души поражает соотечественника, раньше сидевшего за рулем разве что “уазика”. Эти моторы наиболее хороши на новых машинах, что вполне понятно. Старые же, по свидетельству некоторых автовладельцев, иногда изрядно дымят и при прохождении техосмотра не всегда могут уложиться в рамки не то что калифорнийских, но и российских стандартов. Впрочем, это частное мнение, которое никак не комментируется специалистами автосервиса. “Чадящими”, скорее всего, могут быть модели до 1988 года выпуска, которые не оборудовались системой впрыска. Кроме того, следует учесть и “прожорливость” этих бензиновых двигателей. Так, некоторые “ушатанные” экземпляры 4,3 V6 в городском режиме и при включенном переднем мосте потребляют до 25 л/100 км пути, что при нынешних ценах на топливо более чем расточительно.

Самый “ходовой” у нас, 4,3-литровый двигатель, при должном за ним уходе, способен прослужить до 300 тыс. км. Аналогичной жизнеспособностью обладает и цепь газораспределительного механизма. Никаких регулировок по натяжению она не требует. Сигналом для замены цепи служит ее грохот. Эта операция у квалифицированных мастеров обычно занимает около 5 часов и опустошает кошелек владельца Blazer S примерно на 150 долларов (расценки фирменного сервиса). Цепь ГРМ можно заменить и за более приемлемую сумму. С появлением, в последнее время, переводной литературы по данной модели за ремонт Blazer S берутся и рядовые станции техобслуживания.

Время от времени рекомендуется проверять состояние бегунка и крышки трамблера. От нашей влажности, грязи и перепада температур на контактах нередко появляется налет характерного беловато-серого цвета, который может вызывать перебои в работе двигателя. Решение данной проблемы не требует от автовладельца определенных технических навыков: необходимо произвести элементарную зачистку контактов от “болезнетворного” налета.

Как достоинство специалисты автосервиса отмечают систему зажигания Blazer S. Она хороша тем, что регулируется довольно-таки просто. Электросеть машины в целом также не вызывает серьезных нареканий. Здесь “старый” Blazer даст фору ныне сходящему с конвейера. В “новом” плюсовая спайка расположена в очень неудобном для ремонтных работ месте, к тому же, подверженном воздействию грязи, снега, соли и пр. И если водитель не будет оберегать пол автомобиля от этих “вредителей”, примерно через год интенсивной эксплуатации выйдет из строя система регулировки передних сидений.

4,3-литровые моторы оснащались системой впрыска 2 типов: центральным впрыском (WIN-Z) и многоточечным распределенным (VIN-W). И тот, и другой типы инжекторов достаточно лояльно относятся к качеству используемого у нас топлива. На СТО нам привели пример, когда один автовладелец “кормил” свой Blazer S исключительно 76-м бензином и делал это на протяжении 3 лет!

В первые годы массового ввоза Chevrolet Blazer S в Россию у этих моделей очень часто выходили из строя каталитические нейтрализаторы и кислородные датчики, которые никак не могли приспособиться к разбавленному до безобразия на наших АЗС топливу. Поэтому, чтобы избежать ненужных затрат на покупку новых узлов, катализаторы, говоря языком водителей, просто “выбивали”, а датчики отключали. Сегодня с качеством топлива, вроде бы, дела обстоят куда лучше.

Тем не менее, ни сам автопроизводитель, ни специалисты автосервиса не рекомендуют водителям пользоваться специальными добавками (очистителями) к топливу. Их частое применение приводит к преждевременному выходу из строя топливного насоса, который не так уж и дешев (около 150$). Насос - погружного типа, и для его замены нужно снимать топливный бак, что не очень удобно в обслуживании (это характерно для многих моделей GM). Автопроизводитель предупреждает, что даже небольшое количество некоторых добавок может содержать вещества, которые негативно повлияют на изоляцию обмоток инжекторов. Поэтому, если возникает хотя бы тень сомнений в чистоте топливного бака, его необходимо демонтировать, хорошенько промыть и полностью исключить применение очистителей. Эта профилактическая мера станет залогом долгой и эффективной работы топливного насоса.

Масло должно быть красным и прозрачным

Слегка перефразируя известного украинского поэта, можно сказать: редок тот Blazer, который оборудован ручной КПП. Механика - это атрибут почти не встречающихся у нас 2,5- и 2,8-литровых версий. Blazer S 4,3 V6 комплектовались преимущественно “автоматами”. Рассказывали случай, как один петербуржец специально летал в Арабские Эмираты за 4,3-литровым Blazer S с ручной коробкой, но и там удовлетворить пожелания клиента смогли лишь месяц спустя...

О механической КПП автомеханики в целом отзываются одобрительно. Ничего из ряда вон выходящего она собой не представляет: так же со временем начинает подтекать, так же любит уход за собой и совевременную замену масла. Специалисты рекомендуют производить ее примерно через 100 тыс. км пробега - равно как и на мостах. К слову: подтекание масла характерно и для переднего моста автомобиля. Явную “слабинку” здесь выказывает левый сальник. Иногда можно увидеть и обмасливание хвостовиков переднего моста. Пугаться этого не стоит, так как с признаками обмасливания можно ездить долго и уверенно.

К автоматической коробке передач у владельцев Blazer S, как правило, крупных претензий не возникает. Работает она мягко, и лишь изредка при первоначальном включении рычага может ощущаться небольшой толчок. АКПП обслуживаемая: замена масла и масляного фильтра осуществляется через каждые 50 тыс. км пробега. Специалисты настоятельно рекомендуют следить за качеством смазки, особенно если автомобиль часто эксплуатируется вместе с прицепом или трейлером. Масло Dixtron должно быть прозрачным, с красноватым оттенком. Если оно начинает коричневеть, можно сделать вывод, что масло долго не менялось. Если же масло утеряло свою прозрачность, в нем видны мелкие темные вкрапления и оно припахивают гарью, это верный признак того, что “автомат” теряет эффективность своей работы.

Как мы уже говорили, в России превалируют Chevrolet Blazer S в полноприводном варианте. Благодаря схеме “4х4” автомобиль достаточно уверенно идет и по грунту, и по песку, и по грязи. Только не вздумайте испытывать автомобиль более “крутым” бездорожьем - Blazer S не является внедорожником в самом прямом значении этого слова и может не справиться с трудной задачей. В то же время сравнительно высокий клиренс машины позволяет преодолевать разбитые тракторами колеи, небольшие каменистые завалы, лежащие поперек дороги стволы молодых деревьев. Режима “4х4” вполне хватает, чтобы добраться до любого места в лесу. В крайнем случае всегда можно воспользоваться пониженным рядом передач в раздатке. Эти режимы включаются с помощью электроприводов в трансмиссии - кнопками на передней панели: так же, как и у Chevrolet Suburban. Эта система называется Instra-Trac.

Раздаточная коробка у Blazer S электрическая. Ее сильным местом является удачный цепной привод, который “джиэмовцы” не без гордости называют произведением искусства. Цепь служит надежно и очень долго. Если же при большом пробеге автомобиля она начинает каким-то образом растягиваться, это нетрудно заметить: при переключении режимов будут ощущаться стуки в раздатке, что сигнализирует о необходимости замены цепи.

Не бойтесь люфта шаровых опор

Использовать полный привод на асфальте не стоит - у автомобиля отсутствует межосевой дифференциал. Ежели попробовать пройти поворот на предельной скорости на полном приводе, Blazer S будет больше походить на переднеприводный автомобиль. Без подключения переднего моста машина на скоростных поворотах держится также не очень плохо. Водитель находится в полном контакприпахивают гарью, это верный признак того, что “автомат” теряет эффективность своей работы.

Как мы уже говорили, в России превалируют Chevrolet Blazer S в полноприводном варианте. Благодаря схеме “4х4” автомобиль достаточно уверенно идет и по грунту, и по песку, и по грязи. Только не вздумайте испытывать автомобиль более “крутым” бездорожьем - Blazer S не является внедорожником в самом прямом значении этого слова и может не справиться с трудной задачей. В то же время сравнительно высокий клиренс машины позволяет преодолевать разбитые тракторами колеи, небольшие каменистые завалы, лежащие поперек дороги стволы молодых деревьев. Режима “4х4” вполне хватает, чтобы добраться до любого места в лесу. В крайнем случае всегда можно воспользоваться пониженным рядом передач в раздатке. Эти режимы включаются с помощью электроприводов в трансмиссии - кнопками на передней панели: так же, как и у Chevrolet Suburban. Эта система называется Instra-Trac.

Раздаточная коробка у Blazer S электрическая. Ее сильным местом является удачный цепной привод, который “джиэмовцы” не без гордости называют произведением искусства. Цепь служит надежно и очень долго. Если же при большом пробеге автомобиля она начинает каким-то образом растягиваться, это нетрудно заметить: при переключении режимов будут ощущаться стуки в раздатке, что сигнализирует о необходимости замены цепи.

Не бойтесь люфта шаровых опор

Использовать полный привод на асфальте не стоит - у автомобиля отсутствует межосевой дифференциал. Ежели попробовать пройти поворот на предельной скорости на полном приводе, Blazer S будет больше походить на переднеприводный автомобиль. Без подключения переднего моста машина на скоростных поворотах держится также не очень плохо. Водитель находится в полном контакте с дорогой всеми четырьмя колесами. Торсионная передняя подвеска, вкупе с длинноходными амортизаторами, плавно глотает кочки и ямы петербургских улиц, так что, в салоне они практически не ощущаются.

Рамная конструкция Chevrolet Blazer S достаточно крепка. Торсионы “ходят” до тех пор, пока не сломаются от времени и постоянных нагрузок; стойки стабилизатора “вылетают” так же редко. Амортизаторы служат 100 тыс. км и более. Что очень важно, все основные элементы подвески - смазываемые. Если раньше производитель рекомендовал производить смазку тех же шаровых опор, рулевых наконечников и пр. через каждые 8 тыс. км пробега, то сегодня рекомендуемый интервал - 5 тыс. км. Шаровые опоры изначально, с завода, идут в клепаном варианте. Если в верхних шаровых люфт изготовителем не предусмотрен, то в нижних опорах максимальный вертикальный люфт допускается до 3,8 мм. Многие водители этого не знают, и однажды обнаружив люфт нижней шаровой опоры, спешат ее заменить. На самом деле замена этого узла производится, если люфт превышает указанную цифру.

Задняя подвеска Blazer S, выполненная в варианте мелколистовых рессор, не любит часто повторяющихся перегрузок - листы и пружины с ними просто не справляются. Рессора в сборе - удовольствие не из дешевых (500-800 долларов), поэтому есть смысл ее поберечь. Можно, конечно, заказать листы из Америки (кроме коренных), но тутнадо учесть, что они отличаются друг от друга в зависимости от модификации автомобиля, года его выпуска и комплектации. Желающие сэкономить сегодня все чаще обращаются к услугам кустарных мастерских. Народные “Кулибины” навострились изготавливать необходимые листы рессор и запросто перебирают их. Сказать что-либо о надежности таких “самоделок” трудно.

Небольшой люфт рычага - дело обычное

Кто хоть однажды сидел за рулем Chevrolet Blazer S, подтвердит неплохую управляемость внедорожника. Назвать ее выдающейся, конечно же, нельзя, однако и особой хулы в свой адрес она не заслуживает. Рулевое управление представляет собой широко распространенный червячный механизм с возможностью регулировки. Иногда у водителей опасение вызывает, как им кажется, сильно болтающийся маятниковый рычаг. Механики считают эту проблему надуманной. Дело в том, что производителем предусмотрен суммарный люфт (вверх-вниз) на конце рычага, не превышающий 6 мм. Рычаг резьбовой, и если беспокойство водителя обоснованно, его всегда можно подтянуть на один оборот. Это не рекомендация General Motors, а опыт эксплуатации автомобиля в наших условиях. Главное, говорят специалисты, не перетянуть.

Если говорить о характерной неисправности рулевого управления, то стоит упомянуть гидроусилитель руля. От старости и частых температурных перепадов начинают подтекать его резиновые трубопроводы. Они крепятся к металлической трубке с помощью специальных “обжимок”, которые часто вылетают. Не спасают положение и стандартные хомуты, которые по незнанию устанавливают сами водители. Так как давление в гидросистеме очень сильное, хомуты не выдерживают нагрузки, и их легко выбивает. Это очень опасное явление, ибо в результате гидроусилитель может выйти из строя. Неисправные шланги восстановлению не подлежат и требуют полной замены.

Тормозная система “старого” Blazer S представляет собой классический вариант, характерный для первых годов прошлого десятилетия: дисковые передние тормоза и барабанные задние. Опыт эксплуатации автомобиля свидетельствует об относительной надежности системы, но при условии надлежащего ухода. Потенциальному владельцу подержанного Blazer S желательно помнить, что замена передних колодок производится через каждые 20-25 тыс. км пробега, задние служат в 2 раза дольше. Не стоит пренебрегать стояночным тормозом. Подвод задних колодок осуществляется не без помощи известного механизма с трещеткой. Если пользоваться “ручником” раз в сезон, в нашем влажном климате механизм может заржаветь, и тогда возникнут существенные проблемы с задними тормозами.

Андрей ИВАНОВ

Автор благодарит специалистов фирмы “Лаура”, официального дилера General Motors, за помощь в создании материла.