МАСЛА И АВТОХИМИЯ

# 19 (50) октябрь 2000 г.

История присадок

В № 17 за 2000 г. мы писали о классификации присадок к маслам. Все присадки условно поделены на классы:

1. Загустители масла (подробно - в № 17 за 2000 г.).
2. Присадки, увеличивающие моюще-диспергирующие и антиизносные свойства моторного масла (подробно - в № 17 за 2000 г.).
3. Обкаточные (притирочные) составы.
4. Ремонтно-восстановительные составы.
5. Антифрикционные присадки (добавки) в масла.

Обкаточные (притирочные) составы

Обычно это различные мелкодисперсные абразивные алмазные порошки, которые “подрезают” излишние шероховатости и помогают мягкой притирке трущихся деталей двигателя. Главная проблема - своевременность замены масла с присадкой.

Особняком в этом классе стоит уникальная швейцарская присадка “Лубрифилм-Диаманд-Ран Ин”, разработанная по заказу “АвтоВАЗа”. Этот препарат изготавливают на основе неабразивного ультрадисперсного алмаза с размером частиц 1000 ангстрем. Алмазные шарики работают, как подшипники: тем самым они, методом наклепа, сглаживают микрошероховатости и, самое главное, упрочняют подповерхностные слои металла, что значительно увеличивает моторесурс. Исключительно важное свойство для двигателя, прошедшего капремонт!

Ремонтно-восстановительные составы

Эта группа представлена добавками к маслу - реметаллизаторами. Подобные препараты не воздействуют на масло напрямую, а используют его как носитель для доставки к зонам трения, где они втираются в изношенные участки и восстанавливают геометрию поверхностей деталей (вкладыши коленвала, подшипники, стенки цилиндров).

Самая большая группа - антифрикционные модификаторы трения. Сюда входят многочисленные препараты, снижающие трение и износ. Антифрикционные присадки бывают следующих типов:

- на основе твердых порошков (графит, дисульфид молибдена);

- на основе полимеров (PТFE “Тефлон”, фторопласты и т. д.);

- на основе жидких солей металлов - кондиционеры металла;

- на основе керамических составов.

Все антифрикционные препараты, как правило, воздействуют не на само масло, а на поверхности трения - т. е. создают защитные пленки, снижающие коэффициент трения - а значит, и износ.

Существует мнение, что хорошие масла уже все необходимое содержат и в дополнительных присадках не нуждаются. Это справедливо в отношении присадок первых двух классов. Но сложные условия работы современных двигателей, а также тот факт, что никакое масло не сможет компенсировать уже существующий износ двигателя, делают оправданным применение присадок к маслам. Но когда применять присадки и каким образом, разговор пойдет в следующей публикации.

Информация подготовлена специалистами компании “И. К. С.”.