Продолжаем начатый в
№ 18 нашего журнала рассказ о небольших
российских фирмах, выпускавших в начале века
отечественные автомобили.
“Семевский и Гох”
В московском журнале “Автомобилист” №
2 за 11 января 1909 года появилось сообщение: “В Орле
открылся автомобильный завод В. В. Семевского и
инж. Вл. Гох; шасси машин, изготовляемых этим
заводом, стоят от 1600 до 4000 р.”. Других сообщений в
прессе об этом автозаводе найти не удалось,
известно только то, что Владимир Владимирович
Семевский являлся владельцем аптеки, торговал
фотопринадлежностями и был горбат. Владимир
Эвальдович Гох был сыном преподавателя музыки и
работал на машиностроительном заводе братьев
Кале в городе Орле. Именно это предприятие,
расположенное на Московской улице, 69,
компаньоны-изобретатели и решили сделать своей
базой.
Ситуацию с автомобилестроением в Орле в
1969 году смог прояснить сын М. М. Хрущова, о котором
мы рассказывали в прошлом номере. Он рассказал,
что в 1910 году на заводах “Кале” действительно
был построен маленький 2-местный автомобиль,
сконструированный В. Гохом. С места эта машина не
заводилась, и инициаторы ее постройки закатывали
автомобиль руками на специально построенный
деревянный ящик с наклонной плоскостью. Затем
изобретатели садились в автомобиль, и, отпустив
тормоза, съезжали с ящика. Двигатель заводился,
после чего автомобилисты совершали на нем
поездки по городу.
На этом автомобиле была использована
бесступенчатая передача - вариатор с коническими
шкивами, через который был натянут ремень;
передвигая его вдоль шкивов, можно было плавно
менять передачи. Такое устройство неоднократно
описывалось тогда в книгах по автоделу. Можно
предположить, что именно за такой автомобиль В.
Семевский и В. Гох назначили цену в 1600 рублей.
Другие автомобили завод не выпускал.