На педаль!
Встретить на улицах Петербурга
велосипедиста можно примерно с той же степенью
вероятности, что и... всадника на лошади. А жаль...
Утешает только то, что всегда найдутся люди,
способные по достоинству оценить путешествие на
таком замечательном виде транспорта. Этот способ
передвижения высвобождает дремлющую в человеке
энергию, поездка на велосипеде укрепляет нервную
систему, уменьшает душевное напряжение.
Но только не подумайте, что мы призываем
всех отказаться от автомобилей и пересесть на
велосипеды. Отнюдь - тем более, что это не совсем
безопасно.
Россия издавна славится своими
дорогами. На проезжей части то и дело попадаются
глубокие выбоины, причем подчас замечаешь их
лишь за несколько метров. Но велосипедист может
упасть и на благоустроенном шоссе - когда,
например, колеса из-за ослабления внимания
соскальзывают с края асфальтового покрытия на
обочину. В принципе, сам по себе велосипед может
послужить источником травм - если, конечно,
он неисправен.
К сожалению, приходится констатировать,
что случаи наездов на велосипедистов на дорогах
города и области в последнее время стали более
частыми. Об этом красноречиво свидетельствуют
оперативные сводки Управления ГИБДД
Санкт-Петербурга и Ленинградской области. С
начала нынешнего года на территории города и
области погибли 10 велосипедистов, а 66 любителей
велоезды с травмами различной тяжести
госпитализированы. Но нередки случаи, когда ДТП
происходит по вине самих владельцев 2-колесных
машин. Недавно мне рассказали историю о том, как
один велосипедист умудрился задавить пешехода
насмерть... Выходит, что велосипед является
источником повышенной опасности? Чтобы ответить
на этот вопрос, мы провели небольшое
исследование.
Начнем с главного. В ст. 1079 Гражданского
кодекса РФ источником повышенной опасности
признается “любая деятельность, осуществление
которой создает повышенную вероятность
причинения вреда из-за невозможности полного
контроля за ней со стороны человека, а также
деятельностью по использованию,
транспортировке, хранению предметов, веществ и
иных объектов производственного, хозяйственного
или иного назначения, обладающих такими же
свойствами”.
Подразумевается, что источник
повышенной опасности может быть вреден для
окружающих именно за счет своих специфических
свойств. К примеру, таким источником считается
автомобиль (мотоцикл с определенным объемом
двигателя: скажем, 50 куб. см). При способности
развивать большую скорость он представляет
собой опасность на дорогах. Другое дело -
велосипед.
Этот вид транспорта является пассивным
средством передвижения. Он не может
рассматриваться как источник повышенной
опасности, т. к. приводится в движение мускульной
силой (аналогично используются: лыжи, гребная
лодка и т. п.). Не является источником повышенной
опасности и гужевой транспорт - например, лошадь,
хотя нельзя не признать, что оказаться под
копытами этого животного вероятность достаточно
высока.
Но вернемся к тому случаю, когда
велосипедист сбил пешехода. Прежде всего
необходимо обратить внимание на принципиальную
разницу “статуса” владельца автомобиля и
велосипедиста. Следует иметь в виду, что при
дорожно-транспортном происшествии автомобилист
как владелец источника повышенной опасности
обязан возместить вред пострадавшему, даже если
в ДТП отсутствует его вина. А велосипедист
привлекается к ответственности на
общегражданских основаниях: при отсутствии вины
он не несет ответственности за случившееся.
К несчастным случаям часто приводит
игнорирование Правил дорожного движения.
Перечислим основные требования правил, которые
касаются непосредственно велосипедистов.
Управлять велосипедом при движении на
дорогах разрешается с 14 лет. Детям младше этого
возраста ГИБДД настоятельно рекомендует ездить
на приличном удалении от автомобильных дорог.
Велосипедисты должны двигаться только по
крайней правой полосе. Допускается движение по
обочине, если это не создаст помех пешеходам, но
запрещается ездить по тротуарам и пешеходным
дорожкам. Ни на раме, ни на багажнике велосипеда
нельзя перевозить пассажиров. Исключение
составляет лишь ребенок, для которого “машину”
нужно оборудовать дополнительным сиденьем с
подножками. Правила запрещают перевозить грузы
или предметы (чемодан, рейки, удочки и т. д.),
которые по длине и ширине выступают за габариты
велосипеда более чем на 0,5 метра, а также другие
грузы, реально мешающие движению и нарушающие
устойчивость транспортного средства. Если рядом
с проезжей частью находится велосипедная
дорожка, передвигаться по основной дороге
велосипедистам запрещается. На дорогах с
трамвайным движением или более чем с одной
полосой велосипедист, для поворота налево или
разворота, должен сойти с транспортного средства
и перейти дорогу, ведя велосипед рядом.
Остается только добавить, что
отсутствие на дороге велосипедных дорожек не
оправдывает обладателя веломашины, если тот
оказался среди потока машин. И кто спорит: по
родным дорогам вообще ездить вредно!
Елена СМИРНОВА