Такой солидный
послужной список пришелся по нраву фабриканту
Уго Стелла. Он объяснил инженеру, что хочет
заняться производством автомобилей особого
сорта: “Наша машина должна быть полной
противоположностью “Дарраку”, сборкой которого
я сейчас занимаюсь: солидной и прочной.
Необходимо, чтобы каждое шасси могло быть
укомплектовано разными кузовами и к тому же
годиться для изготовления гоночных машин. Ведь
спорт - это двигатель прогресса и торговли.
Успех в спортивных соревнованиях принесет успех
и всей фирме. С такими пожеланиями я предлагаю
вам должность главного конструктора”.
Приглашение было принято, и инженер
Джузеппе Мерози сразу же приступил к работе. С 1
января 1910 года сборка французских “Дарраков”
была передана местной администрации, а в июне
того же года было объявлено об образовании новой
итальянской автомобильной фирмы. Она стала
называться “Анонима Ломбарда Фаббрика
Аутомобили”, то есть “Ломбардское акционерное
общество по производству автомобилей”, или,
сокращенно, А.Л.Ф.А.
К этому времени у Мерози уже был готов
опытный образец нового открытого 5-местного
автомобиля, получивший индекс 24 CV. Он представлял
собой классическую конструкцию с 4-цилиндровым
двигателем мощностью 42 лошадиные силы,
4-ступенчатой коробкой передач, рессорной
подвеской и карданной передачей. На решетке
радиатора красовались никелированная надпись
“Альфа” и броская, красочная эмблема фирмы.
Чтобы подчеркнуть отечественное происхождение
машины, на эмблеме были помещены геральдический
красный крест - герб города Милана и дракон, из
пасти которого торчит человек: герб старинного
рода феодалов Висконти, владевших Миланом в
средние века. Эта эмблема почти без изменений
сохранилась до нашего времени, не считая
некоторых упрощений и стилизации (так, дракон
стал похож на зеленого червяка) - правда, это не
лишило ее оригинальности и привлекательности. В
настоящее время эта автомобильная эмблема
считается самой живописной в мире.
В 1910 году было выпущено всего 10
автомобилей марки “Альфа”, а уже в следующем -
более 40. Вместе с этим было начато производство и
более упрощенной модели - “Альфа-12CV” мощностью в
22 лошадиные силы. Обе эти машины стали основной
довоенной продукцией “Альфы”. Всего их было
выпущено чуть более 900 экземпляров самых
разнообразных форм. Так, модель 24 CV ежегодно
модернизировали и выпускали в 4 вариантах - А, В, С
и D мощностью до 45 лошадиных сил. В 1914 году
появилась серия машин 20/30 CV мощностью
49 лошадиных сил, которая почти ничем не
отличалась от прототипа и выпускалась до 1920 года.
Другую модель, “Альфа-12CV”, выпустили примерно в
то же время, и тоже в нескольких вариантах. Все
автомобили “Альфа” этого периода имели
открытые кузова - “торпедо” или закрытые -
“лимузин”. Интересен сохранившийся до сих пор
уникальный полуспортивный ярко-красный
“Альфа-15CV” с 4-мя индивидуальными сиденьями для
водителя и каждого пассажира, но без обычных
дверей да и вообще без кузова. Этот автомобиль
сделали в 1911 году для участия в соревнованиях
в городе Модене, где он привлек внимание зрителей
своей элегантностью.
Тогда же на базе шасси 24 CV был сделан
легкий 2-местный образец мощностью в 45 лошадиных
сил. В 1911 году он впервые участвовал в сложных и
престижных гонках “Тарга Флорио” на Сицилии.
Сидевший за рулем гонщик фирмы “Альфа” Нино
Франкини прошел несколько этапов, но,
ослепленный грязью, был вынужден сойти с трассы.
На отдельных участках скорость его автомобиля
достигала 110 км/час. Модель 12 CV в этом отношении
оказалась более удачной. В том же 1911 году он -
единственный - прошел без замечаний всю трассу
длиной в 950 миль в гонках под городом Модена.
До I Мировой войны фирма “Альфа” успела
сделать немало, но с первыми залпами
артиллерийских орудий производство автомобилей
было остановлено. Некоторые узлы и детали все же
изготавливались, но отправлялись на склад - до
лучших времен.
В 1915 году владельцем фирмы “Альфа” стал
инженер Никола Ромео (1876-1938). До этого он был
директором компании по изготовлению
строительного оборудования. Поменяв хозяина,
фирма получила более длинное и цветистое
название: “Сочиета ин Аккомандита Инж. Никола
Ромео и Компания”.
После войны для фирмы настали
благоприятные времена. Очень пригодились
хранившиеся все эти годы на складах узлы и
агрегаты машин, заготовленные бывшими
владельцами впрок. Вскоре из цехов обновленной
фирмы стали выходить все те же автомобили,
которые теперь уже назывались “Альфа Ромео”.
Никола Ромео был лишь организатором
производства и за всю свою жизнь ни разу не
участвовал в разработке моделей, но, тем не менее,
увековечил свое имя в названии ставшей всемирно
известной марки автомобиля. Его фамилия
оказалась удивительно созвучной с прежним
названием автомобилей, и родилась красивая и
романтическая марка машин - “Альфа Ромео”.
Михаил ПАЗИН