ТЕМА НОМЕРА

# 20 (51) октябрь 2000 г.

“Простите, инспектор!”

Любому водителю приходится общаться с дорожной инспекцией. Эти встречи редко вызваны приятной необходимостью: как правило, автолюбителю приходится оправдываться за какой-то проступок.

Каждый водитель строит разговор по-своему. Кто-то зачинает заискивающе улыбаться, кто-то делает скорбную мину, кто-то пытается доказать свою правоту... Единого способа достижения цели нет.

Конечно, хорошо, чтобы во главе угла стояла доброжелательность. Хотелось бы утверждать, что она всегда приводит к успеху. Увы...

Мы решили проконсультироваться у психолога: что посоветует он? Проконсультировались, но универсального ответа так и не получили. Поспрашивали водителей - у них тоже не оказалось конкретного рецепта.

Похоже, выход один: сделать так, чтобы у сотрудника ГИБДД не была повода вас останавливать.

Как правильно общаться с сотрудниками ГИБДД

Практика показывает, что общаться умеют далеко не все люди - более того: далеко не все руководители.

Предполагаем, что читателям “ЛВ” разговор на эту тему покажется более интересным, если мы рассмотрим отдельный аспект этой проблемы и поговорим о взаимоотношениях милиции и водителей. Как следует строить диалог с представителями правоохранительных органов?

Об этом и многом другом мы беседуем с ведущим специалистом Института психологического консультирования “ТЕМЕНОС” Александром Дмитриевичем САВКИНЫМ.

- Для начала перечислю некоторые типы психологического воздействия. Во-первых, угроза. Она может быть прямой (грубой) или тонко завуалированной (скрытой). Во-вторых, манипуляция. Этот метод воздействия не используется открыто. Вам не говорят, чего от вас хотят, но тем или иным способом вынуждают к каким-либо действиям: к извинению, даче взятки и т. п. В-третьих, одной из самых неприятных форм человеческого общения является игнорирование. Например, когда водитель пытается оправдаться, эмоционально что-то объяснить инспектору, а тот ему отвечает: “Да согласен, но вы нарушили правила, а потому платите”.

Всего насчитывается 12 типов психологического воздействия. Отдельно эксплуатируется внушение - гипноз. Тот, кто грамотно наводит гипноз, способен донести, назовем это так, до сознания другого свою просьбу. И человек выполняет ее, сам того не желая.

- Нужно ли смотреть в глаза инспектору, чтобы расположить его к себе?

- Смотря как смотреть. Если пристально смотреть в глаза сотруднику Дорожной инспекции, на биологическом уровне ваш взгляд будет воспринят как вызов. Обычно я говорю: “Если вы считаете, что не нарушали Правила дорожного движения, знакомы с законом и уверены в том, что можете отстоять свою правоту, вы можете позволить себе подавить собеседника взглядом. Смотреть пристально в глаза имеет смысл тогда, когда вы находитесь в кураже и переполнены энергией”.

Если вы обратитесь к инспектору со словами: “Я сейчас пойду и напишу на вас жалобу”, это заявление не будет воспринято как угроза - угроза имеет свою форму. Например, водитель может сказать: “Простите, если вы будете продолжать разговор в таком же духе, я приму меры”. После такой фразы инспектор может прикинуть: “У него, наверное, есть связи!” То есть начинается внутренний диалог. Тот, от кого исходит угроза, сам наполняет его содержание. Он может продолжить воздействие: “Я вижу, вы плохо поняли смысл моих слов”. Именно в этом случае обращение рекомендуется сопровождать пристальным взглядом.

- Наверное? По-моему, выражение взгляда должно соответствовать внутреннему настрою человека. Трудно представить, как можно оказывать воздействие взглядом, будучи к этому неподготовленным...

- В психологии это называется мудрено: конгруэнтность паралингвистических и невербальных каналов. Искусственно выразить угрозу невозможно - сразу ощущается фальшь, неискренность, и собеседник это почувствует. У человека должна быть внутренняя уверенность. Другое дело - надо уметь мгновенно входить в то или иное психологическое состояние. Этому можно научиться с помощью тренингов, и когда, к примеру, вас остановит инспектор, вы сможете настроиться на нужную “волну” за 2-3 секунды. Но, как и в любом деле, опыт приходит с практикой.

Не менее важно понимать скрытый мотив поведения человека. Опять же, приведу пример. Вы нарушили ПДД. Вас остановил инспектор, и он явно не в духе. В ваших интересах понять: почему он злится?

Может быть, он поругался с женой или у него украли кошелек... Сознательно или бессознательно он отыгрывается на вас. Очень важно выявить мотив его поведения и сыграть на этих моментах. Вы можете обратиться к инспектору с выражением сочувствия. Если ваши слова попадут в “десятку”, очень вероятно, что вас простят.

- Александр Дмитриевич, можно ли по каким-нибудь приметам (мимике, жестам) определить психологический тип собеседника в первые же минуты общения?

- Я осторожно отношусь к книгам, обучающим гаданию по жестам, внешности. Ведь даже по тому, как вы сейчас сидите, можно предположить, что вы либо напряжены, либо вам просто неудобно сидеть. Одним словом, однозначности в этом вопросе нет. А в качестве инструмента познания можно использовать даже тело...

Вот еще один пример из моей практики. Ко мне на консультацию пришел пациент. Он взахлеб рассказывал мне о том, какой неумный человек его начальник. Во время разговора я почувствовал, как у меня сжалось солнечное сплетение, стали ватными икры. Таким образом мое тело реагирует на страх, и в этот момент мне стало ясно, что именно страх появился в поле нашего общения, но он исходил не от меня. Я понял, что боится мой собеседник, хотя он этого даже не осознает. Мой уточняющий вопрос поверг его в шок. После небольшой паузы молодой человек спросил меня: “Как вы об этом узнали?”

- Подводя итоги нашего разговора, Александр Дмитриевич, на что вы хотели бы обратить внимание водителей?

- Я бы посоветовал им научиться общаться, и не только с инспекторами ГИБДД. Не секрет, что многие - очень многие - автомобилисты относятся к представителям правоохранительных органов неуважительно. На мой взгляд, нужно с пониманием подойти к тому, что инспектор часами стоит на дороге. И при этом не следует занимать такую позицию: “Если он там стоит, значит, ему это нравится”. Не нужно так говорить о людях. Хотелось бы обратить внимание на то, что мы замечаем плохое в людях только в том случае, если это плохое есть в нас самих.