“Простите, инспектор!”
Любому водителю приходится общаться с дорожной
инспекцией. Эти встречи редко вызваны приятной
необходимостью: как правило, автолюбителю
приходится оправдываться за какой-то проступок.
Каждый водитель строит разговор по-своему.
Кто-то зачинает заискивающе улыбаться, кто-то
делает скорбную мину, кто-то пытается доказать
свою правоту... Единого способа достижения цели
нет.
Конечно, хорошо, чтобы во главе угла стояла
доброжелательность. Хотелось бы утверждать, что
она всегда приводит к успеху. Увы...
Мы решили проконсультироваться у психолога:
что посоветует он? Проконсультировались, но
универсального ответа так и не получили.
Поспрашивали водителей - у них тоже не оказалось
конкретного рецепта.
Похоже, выход один: сделать так, чтобы у
сотрудника ГИБДД не была повода вас
останавливать.
Как правильно общаться с
сотрудниками ГИБДД
Практика показывает, что общаться
умеют далеко не все люди - более того: далеко не
все руководители.
Предполагаем, что читателям “ЛВ”
разговор на эту тему покажется более интересным,
если мы рассмотрим отдельный аспект этой
проблемы и поговорим о взаимоотношениях милиции
и водителей. Как следует строить диалог с
представителями правоохранительных органов?
Об этом и многом другом мы беседуем с
ведущим специалистом Института
психологического консультирования “ТЕМЕНОС”
Александром Дмитриевичем САВКИНЫМ.
- Для начала перечислю некоторые типы
психологического воздействия. Во-первых, угроза.
Она может быть прямой (грубой) или тонко
завуалированной (скрытой). Во-вторых,
манипуляция. Этот метод воздействия не
используется открыто. Вам не говорят, чего от вас
хотят, но тем или иным способом вынуждают к
каким-либо действиям: к извинению, даче взятки и
т. п. В-третьих, одной из самых неприятных форм
человеческого общения является игнорирование.
Например, когда водитель пытается оправдаться,
эмоционально что-то объяснить инспектору, а тот
ему отвечает: “Да согласен, но вы нарушили
правила, а потому платите”.
Всего насчитывается 12 типов
психологического воздействия. Отдельно
эксплуатируется внушение - гипноз. Тот, кто
грамотно наводит гипноз, способен донести,
назовем это так, до сознания другого свою
просьбу. И человек выполняет ее, сам того не
желая.
- Нужно ли смотреть в глаза инспектору,
чтобы расположить его к себе?
- Смотря как смотреть. Если пристально
смотреть в глаза сотруднику Дорожной инспекции,
на биологическом уровне ваш взгляд будет
воспринят как вызов. Обычно я говорю: “Если вы
считаете, что не нарушали Правила дорожного
движения, знакомы с законом и уверены в том, что
можете отстоять свою правоту, вы можете
позволить себе подавить собеседника взглядом.
Смотреть пристально в глаза имеет смысл тогда,
когда вы находитесь в кураже и переполнены
энергией”.
Если вы обратитесь к инспектору со
словами: “Я сейчас пойду и напишу на вас жалобу”,
это заявление не будет воспринято как угроза -
угроза имеет свою форму. Например, водитель может
сказать: “Простите, если вы будете продолжать
разговор в таком же духе, я приму меры”. После
такой фразы инспектор может прикинуть: “У него,
наверное, есть связи!” То есть начинается
внутренний диалог. Тот, от кого исходит угроза,
сам наполняет его содержание. Он может
продолжить воздействие: “Я вижу, вы плохо поняли
смысл моих слов”. Именно в этом случае обращение
рекомендуется сопровождать пристальным
взглядом.
- Наверное? По-моему, выражение взгляда
должно соответствовать внутреннему настрою
человека. Трудно представить, как можно
оказывать воздействие взглядом, будучи к этому
неподготовленным...
- В психологии это называется мудрено:
конгруэнтность паралингвистических и
невербальных каналов. Искусственно выразить
угрозу невозможно - сразу ощущается фальшь,
неискренность, и собеседник это почувствует. У
человека должна быть внутренняя уверенность.
Другое дело - надо уметь мгновенно входить в то
или иное психологическое состояние. Этому можно
научиться с помощью тренингов, и когда, к примеру,
вас остановит инспектор, вы сможете настроиться
на нужную “волну” за 2-3 секунды. Но, как и в любом
деле, опыт приходит с практикой.
Не менее важно понимать скрытый мотив
поведения человека. Опять же, приведу пример. Вы
нарушили ПДД. Вас остановил инспектор, и он явно
не в духе. В ваших интересах понять: почему он
злится?
Может быть, он поругался с женой или у
него украли кошелек... Сознательно или
бессознательно он отыгрывается на вас. Очень
важно выявить мотив его поведения и сыграть на
этих моментах. Вы можете обратиться к инспектору
с выражением сочувствия. Если ваши слова попадут
в “десятку”, очень вероятно, что вас простят.
- Александр Дмитриевич, можно ли по
каким-нибудь приметам (мимике, жестам) определить
психологический тип собеседника в первые же
минуты общения?
- Я осторожно отношусь к книгам,
обучающим гаданию по жестам, внешности. Ведь даже
по тому, как вы сейчас сидите, можно предположить,
что вы либо напряжены, либо вам просто неудобно
сидеть. Одним словом, однозначности в этом
вопросе нет. А в качестве инструмента познания
можно использовать даже тело...
Вот еще один пример из моей практики. Ко
мне на консультацию пришел пациент. Он взахлеб
рассказывал мне о том, какой неумный человек его
начальник. Во время разговора я почувствовал, как
у меня сжалось солнечное сплетение, стали
ватными икры. Таким образом мое тело реагирует на
страх, и в этот момент мне стало ясно, что именно
страх появился в поле нашего общения, но он
исходил не от меня. Я понял, что боится мой
собеседник, хотя он этого даже не осознает. Мой
уточняющий вопрос поверг его в шок. После
небольшой паузы молодой человек спросил меня:
“Как вы об этом узнали?”
- Подводя итоги нашего разговора,
Александр Дмитриевич, на что вы хотели бы
обратить внимание водителей?
- Я бы посоветовал им научиться общаться,
и не только с инспекторами ГИБДД. Не секрет, что
многие - очень многие - автомобилисты относятся к
представителям правоохранительных органов
неуважительно. На мой взгляд, нужно с пониманием
подойти к тому, что инспектор часами стоит на
дороге. И при этом не следует занимать такую
позицию: “Если он там стоит, значит, ему это
нравится”. Не нужно так говорить о людях.
Хотелось бы обратить внимание на то, что мы
замечаем плохое в людях только в том случае, если
это плохое есть в нас самих. |