Продолжаем начатые в
предыдущих номерах нашего журнала рассказы о
небольших российских фирмах, выпускавших в
начале века отечественные автомобили.
“Чепурин”
В 1914 или 1915 году на пароходостроительном
заводе “И. П. Чепурин” в Благовещенске,
основанном в 1902 году, был построен первый на
Дальнем Востоке российский автомобиль. Журнал
“Автомобиль” опубликовал фото этой машины,
очень похожей на германские автомобили “Миле”,
“Шпербер” или “Лорелей”.
Строителем автомобиля был сын хозяина
завода К. И. Чепурин. Его машина имела мощность 20
лошадиных сил при объеме цилиндров в 1300
кубических сантиметров.
“Челышев”
Как правило, российские изобретали
начала века строили свои автомобили на
более-менее приспособленных предприятиях. На
этот раз это был завод пожарных машин “Челышев”,
располагавшийся в Мытищах под Москвой. Это
предприятие возникло как филиал фабрики по
производству рессор, основанной в Москве еще в 1838
году Михаилом Егоровичем Челышевым. В 1909 году
журнал “Автомобилист” сообщал: “При рессорной
фабрике М. Е. Челышева построены мастерские для
ремонта автомобилей... В недалеком
будущем здесь предполагается
строить автомобили, пользуясь исключительно
русской отливкой и пр.”. Через 3 года немецкий
журнал “Моторваген” уже рекламировал “русский
завод пожарных автомобилей М. Челышева и Г.
Гюнгера”.
В 1912 году этот автозавод был закрыт, а в
1923-м его площади влились в Мытищинский
машиностроительный завод. В 1974 году здесь был
основан музей, гидом в котором служил С. Марков,
работавший когда-то у Челышева слесарем. Он
рассказывал, что здесь раньше выпускались
пожарные ярко-красные автомобили, на
никелированных колпаках которых была выбита
надпись “М. Челышев”. На других деталях
автомобиля стояла эмблема фирмы, выполненная
методом переводных картинок. Автомобиль был
небольшим, около 5 метров в длину. От двигателя
имелся привод на пожарный насос. По бокам машины
располагались скамейки для пожарных. К
сожалению, изображение этого автомобиля не
найдено до сих пор.