Как лучше держать
себя водителю в разговоре с инспектором ГИБДД,
чтобы разойтись с ним без значительных потерь?
Какие психологические приемы используют при
этом петербургские водители? За ответом на эти
вопросы на улицы города отправился наш
корреспондент.
Савушев Петр Григорьевич, водитель, стаж
- 10 лет, ВАЗ 2106:
- Когда меня останавливает инспектор, я
стараюсь говорить с ним ласково. Причем без
всяких задних мыслей. Просто говорю как человек с
человеком, как брат с братом. Налаживаю контакт и
неофициально общаюсь. А если меня остановили
явно не по делу, то спорить не буду. Но и денег не
дам!
Андрей, снабженец, стаж - 4 года, ВАЗ 2109:
- Если ты что-то нарушил и попался, тут
чаще всего применяется такой способ: начинаешь
жаловаться на жизнь, выворачивать карманы и
говорить, что денег нет и не будет, а дома -
голодные дети. Дальше - как подскажут интуиция и
здравый смысл. Надо максимально войти в образ.
Важно лишь не допустить, чтобы он закричал
: “Не верю!” Как лучше обращаться к
инспектору? “Товарищ командир”, конечно. А как
же еще?
Николай, водитель-дальнобойщик, стаж -
10 лет, Scania:
- “Гаишники” не любят составлять
протокол, и опытные водители это хорошо знают.
Можно попробовать зубы заговорить, время
потянуть, деньги долго искать. Ну, как в трамвае,
когда контролеры нагрянут. Вдруг инспектору это
надоест, и он вас отпустит? Однако есть риск: если
он пойдет на принцип, придется платить полный
штраф и договориться уже не получится.
Если же вы на грузовике, то еще проще.
Достаешь права, ключи, кладешь на капот и
говоришь: “Денег нет, вот тебе машина, делай что
хочешь!”. Он и передумает. Кому охота возиться?
Николай Иванович, бывший инспектор
ГАИ, стаж - 25 лет, УАЗ:
- Некоторые водители сразу начинают
права качать, а зря. Лучше нормально с
инспектором беседовать, он тоже человек. Вообще,
многое зависит от настроения водителя и
инспектора. Вот у меня, например, за 25 лет службы
ни одного серьезного конфликта с водителями не
было. Какую машину скорее остановит инспектор?
Раньше, когда все автомобили были почти
одинаковые, мы смотрели на внешний вид машины.
Или на самого водителя. Это как в школе, когда
учитель выглядывает, кто больше всех боится. Его
и вызовет к доске! Так что, мой совет - не
дергаться за рулем, выглядеть немного
заторможенно. Очень помогает.
Владимир Николаевич, водитель
международного “Икаруса”, стаж - 27 лет:
- Нужно общаться с инспектором как с
равным. Он к тебе по-человечески, и ты к нему -
так же. Но если он давит - ты тоже дави. Я сколько
раз оправдывался. Недавно иду на скорости в
город, в потоке, в третьем ряду. Остановили за
превышение, радар предъявляют. Я: “Где видно, что
это я нарушил? Тут ведь и иномарки были”. Они
стали говорить, будто приоритет - по
крупногабаритным машинам. Только в правилах
этого нет. Все претензии были сняты.
Юрий Николаевич, водитель, стаж - 32
года, Opel:
- Спорить бесполезно: еще больше сдерут.
А за что - найти всегда можно... Лучше
попробовать перевести все в шутку, анекдот
вспомнить. Все зависит от настроения инспектора.
Если он “в духе” - сработает. Важно вести себя
непринужденно, уверенно, компетентно.
Я же серьезно спорил с инспектором ГАИ
только один раз. В таксопарке тогда работал. Они
не успели остановить превысившую скорость
машину, для этого надо было перебегать дорогу.
Зато в радар на уходе попал я. А я знал, что нельзя
засекать уходящую машину. Достал права, сказал,
что разберемся на Попова - они притихли. “Больно
грамотный!” - сказали. И отпустили.