СПОРТ: ФОРМУЛА 1

# 21 (52) октябрь 2000 г.

Герои и антигерои прошедшего сезона

Вот и все... Закончился еще один сезон “Формулы 1”. Теперь можно спокойно порассуждать на тему, кто из пилотов подтвердил свой класс, а кто разочаровал. Начнем с низов таблицы пилотов, где расположились гонщики, чьи надежды на удачное выступление разбились о закрытые двери, ведущие в храм.

Возглавили список неудачников Жан Алези и его команда Prost. Ветеран “Больших призов” надеялся, что под патронажем старого друга Алена Проста он сумеет потрепать нервы фаворитам. И он действительно потрепал их, но вот в чем беда: прежде всего себе. Разумеется, никто и не ожидал от новорожденного - коим, безусловно, являлась команда Prost - постоянных поулов в квалификациях и ярких побед в гонках. Ей предрекали упорное соперничество с Bar, Jordan и Benetton. Но после первых же стартов иллюзии исчезли, и стало ясно: Prost - это даже не середняк, а, скорее, аутсайдер, способная бороться разве что с Minardi за звание “лучшая среди худших”. К тому же напряженные отношения между гонщиками команды Ником Хайдфельдом и Жаном Алези окончательно убедили болельщиков, что в этом сезоне им надеяться не на что. Более того: два эпизода, когда Хайдфельд “выносил” болид Алези с трассы, окончательно отпугнули от “конюшни” спонсоров. И уже в середине сезона главный меценат Prost, французский табачный концерн, официально подтвердил ходившие ранее слухи о том, что после 20-летнего сотрудничества он покидает команду Prost. После этого заявления трудовой коллектив окончательно утратил боевой дух, Алези объявил об уходе из большого спорта, а прост подумывал о продаже команды. Налицо все симптомы общего депрессивного состояния.

Лучик надежды, казалось, забрезжил после подписания контракта между Prost и Ferrari. Итальянцы брали на себя обязательство поставлять моторы для болидов Алена. И вдруг Прост получил мощный удар в спину - испанский концерн Telefonica отказался не только покупать акции команды Prost, но и вести какие бы то ни было дела с империей Берни Экклстоуна. Причина подобного шага не называлась, и сегодня очевидно одно: Прост должен найти спонсора, чтобы оплатить поставки моторов Ferrari. А это, между прочим, 20 млн долларов. Сумма солидная даже по меркам “Ф1”, где деньги льются рекой. Единственное, что согревает душу Алена, - это согласие Алези повременить с уходом. Как знать, может быть, 4-кратному чемпиону мира удастся решить организационные проблемы? Тем более, что алгоритм этого решения уже найден: нужно только подписать контракт с Диницем. Вместе с Педро в Prost появится титульный спонсор Parmalat, а значит, на все финансовые вопросы будут найдены четкие ответы. Честное слово, очень хочется, чтобы в безумном и жестоком мире “Формулы 1” осталась команда Алена проста и жана алези. Я не люблю определение “харизматический”, но это именно тот случай, когда семантика слова полностью соответствует тому важному месту, которое оба занимают в “Больших призах”.

Еще одна команда-неудачница прошедшего года - Jordan. Вынужден признать свою ошибку: в феврале я прогнозировал удачное выступление Ярно Трулли и Карл-Хайнца Френтцена, основываясь главным образом на стабильности и опыте немца, а также на таланте итальянца, заставившего в прошлые годы говорить о себе как о будущем чемпионе мира. К сожалению, прошлогодние удачи Карла (напомню, что он до последней гонки боролся с Хаккиненом и Шумахером-старшим за чемпионский титул) сыграли с ним злую шутку. В чемпионат-2000 немец въезжал одним из кандидатов на трон, однако первые же неудачи поколебали в нем веру и в себя, и в команду. Карл угрожал уйти из команды в случае, если ему не предоставят конкурентоспособную машину. Эдди Джордан - босс “конюшни” Jordan подписал соглашение с концерном Honda. Японцы будут поставлять для Jordan заводские моторы, а не устаревшие движки, прошедшие капитальный ремонт на заводе фирмы mugen. Возможно, именно этот шаг руководства команды побудил Френтцена продлить контракт с Jordan. Правда, злые языки говорят другое: якобы Карлу предложили столь фантастическую сумму, что у него, образно говоря, крыша поехала. Коллега Френтцена по команде Ярно Трулли в итоговом протоколе пилотов расположился в аккурат вслед за напарником, с 6 очками замкнув первую десятку. Очевидно, это не тот результат, на который рассчитывал итальянец в январе 2000 года.

В том, что Трулли и Jordan провалили сезон, на мой взгляд, нет ничего удивительного. В Кубке конструкторов команда проиграла самым не сильным: Bar, Benetton и Williams (хотя эта команда заслуживает отдельного разговора). Причин этому много, но главная - завышенные ожидания. Удачное выступление в одном сезоне - еще не признание мастерства пилотов и класса команды. Его нужно подтверждать в каждом последующем сезоне. Увы, но этот экзамен Jordan провалил. Команда, чей бюджет в 2 раза уступает бюджетам McLaren и Ferrari, должна реально смотреть на вещи.

Продолжение следует