Потеряно все, кроме чести
Заключительный этап сезона завершился
не сказать что уверенной, но все же победой
триумфатора нынешнего года Михаэля Шумахера.
Очередной тактический урок преподнес Рону
Деннису - главе команды McLaren Росс Браун: коллега
Рона, но только из Ferrari. Его очередная выдумка
поставила крест на амбициях Дэвида Култхарда,
имевшего свои виды на Малайзийский уик-энд.
“Дурацкий сезон”, как выразился Хаккинен,
завершился тем, с чего начался: уверенной
“викторией” Ferrari.
Прелюдия
Главная интрига последнего “Гран При”
заключалась в том, кто же завоюет Кубок
конструкторов. По правде говоря, интрига
представлялась несколько театрализованной,
поскольку преимущество Ferrari над McLaren, по меркам
“Формулы 1”, было просто огромным. Для того чтобы
трофей переехал в Англию - место, где базируются
“Стрелы”, - гонщикам McLaren нужно было превзойти
самих себя: завоевать первые два места. Но и это
еще полдела. Желательно было, чтобы пилоты
итальянской “конюшни” добыли максимум два очка.
Вот такой расклад. В пятницу - день, когда гонщики
отрабатывали на автодроме различные тактические
варианты, одновременно совершая быстрые круги,
лучшими стали Култхард и Хаккинен, давшие понять
“красным”, что они настроены весьма решительно.
Тем более, что McLaren имел шанс догнать “заклятых
друзей” по общему числу выигранных кубков за все
годы: у “Жеребцов” таковых 9, а у “Стрел” - 8.
Примечателен этот этап был и тем, что в
последний раз сел в кокпит формулического болида
Джонни Херберт. Забегая вперед, замечу, 160-е
появление Джонни закончилось для него плачевно;
впрочем, ему не привыкать. Думаю, он расстроился
не сильно. Уходят на понижение друзья
Херберта: Зонта в следующем году станет тестером
Jordan, Вурц займет аналогичную должность в McLaren, а
Сало, как бы это ни коробило слух, будет помогать
инженерам Toyota в доработке гоночного болида,
который должен увидеть свет в начале 2002 года. Одним словом, порулил сам - дай
порулить другим. Кто-то займет их места - Бурти,
Панис? Интересно, как будут выглядеть новички 1
декабря? Именно до начала зимы запрещены какие бы
то ни было тренировки. Отставники жаждали
хлопнуть дверью.
Квалификация
Из четверки фаворитов первым не
выдержал скандинав. Иногда казалось, что Мика
пересел на время квалификации за руль
отечественной “восьмерки” - настолько медленно
двигался по трассе его автомобиль. Впрочем,
впечатление это было обманчивым - просто
Хаккинен настолько чисто и уверенно проходил все
повороты, что порой возникала мысль: а не
обкатывает ли финн свой болид? Однако прибор,
измеряющий среднюю скорость болида, развеивал
подобные предположения: “шпион” фиксировал - 240
км/ч. Время Хаккинена, показанное в первой же
попытке - 1.38,648 - заставило Шумахера ускорить
приготовления к выезду на полотно. Но героем
первых минут квалификации можно смело назвать не
Хаккинена, а его напарника Дэвида Култхарда,
которому удалось показать лучшее время в
квалификации за всю, пока недолгую, историю
автодрома - 1.38,095. Но беда шотландца в том, что
позади него мчался трехкратный чемпион мира
Михаэль Шумахер, которому не составило большого
труда отобрать у горца виртуальную поул-позишн.
Дэвида было жаль. Наверняка в этот момент ему
хотелось побыть в роли другого шотландца,
Дункана Маклауда, - с тем, чтобы выхватить меч,
подойти к Шумахеру с криком: “Должен остаться
только один из нас” и помахать “холодным
металлом” перед его надменным лицом. Но одно
дело кино, а другое - жестокая правда жизни. Тем
более, что она становилась все мрачнее и мрачнее:
третья попытка Баррикелло оказалась слишком
удачной - 1.37,830, что принесло ему временное второе
место. Это не входило в планы McLaren, и оба пилота
одновременно появились на раскалившемся
полотне. Дэвид, чуть впереди, задавал темп, Мика
подгонял его. И тому, и другому удалось
низвергнуть Баррикелло аж на 4 место. При этом
финн по личному времени обошел шотландца и занял
вторую строчку стартового протокола.
Из “статистов” следует отметить пилота
команды McLaren Александра Вурца и Эдди Ирвайна,
представляющего интересы Jaguar. Оба были в меру
настойчивы, по-хорошему упрямы и
целеустремленны, что принесло в совокупности
неплохие результаты: Саша - 5 место, Эдди - 7.
Шестерка: Шумахер, Хаккинен,
Култхард, Баррикелло, Вурц, Вильнев, Ирвайн.
Гонка
Уж не знаю, что там произошло у Мики на
старте, но на третьем круге Хаккинен, к тому
времени “сделавший” барона Ferrari, получил 10
секунд штрафа. Говорят, за фальстарт. Вернулся
Мика на трассу уже 18-м, последним. За то время, что
Хаккинен потратил на выполнение указаний судей,
гонку покинули Де Ла Роса, Хайдфельд и Диниц. До 16
круга гонку возглавлял Култхард, пока не решил,
что резина уже не держит болид на полотке, да и
бензина осталось слишком мало. Появление
шотландца в боксах приветствовал Френтцен, к
тому времени уже загоравший вместе с механиками
в паддоках. После серии пит-стопов пелетон
возглавил Шумахер, который стал увеличивать
отрыв от Култхарда. Его коллега по McLaren Хаккинен
переместился к 27-му кругу на 5 место и бульдожьей
хваткой вцепился в Вильнева. То, что сделал с
канадцем финн, еще раз доказывает, насколько Мика
по духу близок к русским. Недаром же Финляндия
является многолетним торговым партнером России.
Мика, как и все россияне, сам создает себе
проблемы, а потом их решает. И как решает! Канадец,
припертый к стенке - в нашем случае к повороту,
- не пропустил Мику в одной шпильке, попытался
соперничать с мотором Merсedes на прямой, что вышло
ему боком. Жак вошел в поворот слишком поздно,
поэтому выбрал более широкую, неудобную
траекторию, а значит, отдал право побиться с
Рубенсом за третье место финну. Такие моменты, и
только такие, а не своевременные пит-стопы,
украшают “Формулу 1” и повышают зрительский
интерес к гонкам. Мика делал все, что мог - тянул с
пит-стопом до 35 круга, устанавливая лучшее
время дня, - но слишком многое было упущено. К 40-му
кругу, когда все пилоты совершили плановые
заезды на питлейн, ситуация в гонке выглядела
следующим образом: Шумахер, в полутора секундах от него - Култхард, далее -
Баррикелло, Хаккинен, Вильнев и Ирвайн. К финишу
контуры шестерки сохранились.
За 6 кругов до финиша тяжелую травму
получил Херберт. У его болида сломалось
антикрыло, при падении ударившее по задней
подвеске. Хрупкий металл не выдержал внешнего
удара и треснул, что привело к вылету болида с
трассы. На скорости в 250 км/ч машина врезалась в
отбойник, а пилот смог покинуть свое
транспортное средство только с помощью врачей.
Так бесславно закончилась карьера одного из
долгожителей “Формулы 1” Джонни Херберта.
35-летний ветеран уходит на “тренерскую” работу.
Вполне возможно, что компанию ему составит Жан
Алези.
Дубль пилотов Ferrari позволили
“Скудерии” завоевать самую престижную
командную награду - Кубок конструкторов.
Максим БАРАНОВ |