ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА

# 21 (52) октябрь 2000 г.

“Парвиайнен”

Механический и чугунолитейный завод “Парвиайнен и К” располагался в Петербурге на Шмелинговской улице, дом 10. В начале века для собственных нужд на заводе был построен собственный грузовой автомобиль с кузовом-платформой. В списке петербургских автомашин он значился как “Астер-Парвиайнен”. Известно, что на нем был установлен 4-цилиндровый двигатель с размерами цилиндров 110х120 мм и рабочим объемом 4,56 литра. Мощность двигателя неизвестна, однако, по законам того времени, он подпадал под категорию в 18 налоговых сил. Судя по названию, на этом грузовике был использован двигатель французской моторостроительной компании “Астер”.

“Балуев”

Газета “Орловский вестник” от 29 июня 1910 года опубликовала следующее сообщение: “Тверитянин А. Н. Балуев изобрел бесклапанный двигатель и в конце 1906 года получил из департамента торговли и мануфактур привилегию. Получил он привилегию и в иностранных государствах. Поиски предпринимателей-капиталистов для эксплуатации изобретения остались до сих пор тщетными. Изобретатель уже забыл о своем изобретении, но 27 июня случайно заметил на прибывшем в Москву автомобиле фирмы “Даймлер”, участвующем в автопробеге Петербург - Киев - Москва, двигатель своей системы. Теперь возникает вопрос: каким путем неиспользуемые русские привилегии могут делаться достоянием иностранных заводчиков?”

О каком бесклапанном двигателе шла речь? Действительно, на автомобилях “Даймлер”, как и на многих других марках, одно время устанавливали бесклапанные двигатели американского изобретателя Чарльза Найта. Их недостатком была большая площадь трущихся деталей, что приводило к повышенному расходу масла. Получается, что наш отечественный изобретатель А. Н. Балуев первым додумался до идеи бесклапанного двигателя, а потом американец Ч. Найт украл ее и выдал за свою? Или же они оба пришли к этой мысли одновременно? Этот вопрос до сих пор остается открытым.