АВТОПОРТРЕТ

# 21 (52) октябрь 2000 г.

У BMW отличные перспективы

Концерн BMW в нынешнем году по количеству “топ-новостей” превзошел очень и очень многих автопроизводителей. Чего стоят хотя бы известие о продаже Rover или появление на рынке модели Z8! Впрочем, эти события происходили на мировом рынке. А как развивается концерн в России? Об этом и многом другом мы поговорили с генеральным директором автоцентра “Аксель моторс” - официального дилера BMW AG и Land Rover - Алексеем БЕЗОБРАЗОВЫМ.

- Алексей Борисович, мировая индустрия развивается стремительно. Как, на ваш взгляд, эта динамика отражается на российском рынке?

- Все более-менее значимые события сразу же находят свое отражение в России. Продажи, перепродажи, объединения, разделения оказывают влияние на нашу работу - и не всегда положительное. Приведу пример: продажа Rover корпорации Ford поставила многочисленных дилеров BMW перед дилеммой: продолжать торговлю продукцией английской марки или нет. Российские представители склоняются к тому, чтобы сохранить за собой Rover - об этом шла речь на совещании дилеров. Но окончательное решение будет приниматься в Германии.

- Кроме продажи Rover, какие события, связанные с концерном BMW, отразились на вашей работе в этом году? Нас не ожидают еще какие-либо сюрпризы?

- В декабре мы планируем представить рестайлинговую версию 5-й серии BMW. На эти автомобили будут ставиться новые двигатели - объемом 2,5 и 3,0 литра. Кроме того, у этой модели слегка изменится дизайн: изменениям подверглись радиаторная решетка и нижние подфарники. Недавно я присутствовал на тест-драйве этой машины в Москве и смею заверить - это восхитительный автомобиль.

Не могу не сказать о появлении Z8. Здесь комментарии излишни: это фантастическая машина, автомобиль третьего тысячелетия. Но, конечно, в России такая элитная модель не будет пользоваться широким спросом. Если мы продадим за год один-два родстера - уже неплохо.

- А какой автомобиль вы назвали бы “лицом” BMW?

- В России это, несомненно, машины 5-й серии - комфортабельные, удобные при парковке, мощные. К тому же, их производство налажено в Калининграде, что позволяет по цене приблизить “пятерку” к “трешке”, если последнюю везти из Германии. Впрочем, в ближайшее время производство 3-й серии тоже будет налажено в Калининграде.

- Пару недель назад прошло сообщение, что на заводе “Автотор” возникли какие-то проблемы и предприятию грозит закрытие...

- Скандал был слишком раздут, на самом деле, реальной проблемы не было. “Автотор” находится на территории судостроительного завода, и прошел слух, будто это предприятие хочет расширить производство за счет площадей автозавода. Но эта проблема очень быстро была улажена.

- Практически все - немногочисленные пока - автопредприятия, созданные совместно с зарубежными партнерами, испытывают серьезнейшие трудности и выживают с трудом. Похоже, “Автотора” эти трудности не коснулись. В чем причина такого благополучия?

- Дело в том, что здесь работает немецкий концерн, а значит, мы имеем дело с соответствующим качеством. Приведу один пример. Когда немцы открывали завод по производству внедорожников X5 в Америке, они трижды меняли персонал, пока не добились от сотрудников нужного качества продукции. Своей работой в России BMW доказывает: не важно, где работать - важно как работать.

- Алексей Борисович, вы упомянули X5. Как идут продажи этой модели?

- В 2000 году в Россию было поставлено всего 80 этих машин. Для сравнения: в Америке продано 30 000 внедорожников. Правда, в Америке джипы очень популярны, и эта модель изначально была рассчитана на американский рынок. В нынешнем году квота на Россию была невелика, в следующем году она увеличится до 350 машин. Интерес к этой модели в нашей стране велик. Сейчас у нас есть заявки на Х5 до конца года.

Конечно, при перевозке из-за океана этот автомобиль сильно прибавляет в цене. В США внедорожник стоит примерно 53 тысячи долларов. У нас же - около 77 тысяч.

- Баварский концерн, как и многие другие зарубежные производители, отказался от участия в московском автосалоне 2000 года. Будет ли BMW участвовать в питерской выставке?

- Нет. В прошлом году BMW участвовал и в питерском, и в московском салонах. Концерн оплачивал участие своих дилеров в этих выставках, однако ожидаемого увеличения продаж крупные вложения не принесли. А ведь только на столичную экспозицию BMW потратил 350 тысяч долларов.

Получается, что куда эффективнее эти средства вкладывать в прямую рекламу: щитовую, в газетах, журналах, на радио.

- Столь низкая отдача обусловлена слабым развитием российского рынка?

- В первую очередь. BMW ежегодно производит примерно 600 тысяч автомобилей. В России же продается около 1500 тысяч, в Петербурге примерно 30 штук в месяц. Комментарии излишни.

- На ваш взгляд, автомобильный рынок в нашей стране развивается?

- Он потихонечку формируется. И с каждым месяцем работать становится легче: бизнес постепенно становится цивилизованным. Отмена различных льгот - переселенцам, чернобыльцам и другим категориям граждан - осложнила существование “серым дилерам”, ударила по их карману. Ну а конкретно наша компания вправе ожидать увеличения продаж.

- Алексей Борисович, в чем будет выражаться развитие автомобильного рынка?

- На мой взгляд, будет увеличиваться число дилеров. 2 года назад в России у BMW их было всего 6: 4 - в Москве, 2 - в нашем городе. Сейчас появляется 5-й дилер в столице и начинают работу представители в регионах и в крупных городах - Магнитогорске, Новосибирске, Тольятти... Их деятельность даже на первых порах весьма успешна.

Это произошло во многом благодаря образованию в России компании BMW Russland Trading OOO. Она взяла на себя большую часть работы, которая занимала у дилеров много времени, сил и средств. Например, теперь мы не должны заниматься сертификацией, страхованием, растаможкой.

Вышесказанное относится не только к BMW. То есть многиекрупные компании начинают активнее работать в нашей стране. Все это позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.

Беседовал Илья ОРЕХОВ