Пропустите “мигалку”!
Сами виноваты?
За сентябрь список ДТП, в которые попали машины
автобазы “Скорой и неотложной помощи”, которые
шли с включенными спецсигналами, пополнился еще
четырьмя, пополнился еще четырьмя. Это много для
начала осени - видимо, сказалось возвращение
горожан из отпусков. Вообще-то, “урожайными” на
ДТП в Питере считаются ноябрь и декабрь.
- В прошлом году ГИБДД оформила 124 акта о
дорожно-транспортных происшествиях, в которые
попали “скорые”, - рассказывает заместитель
директора автобазы “Скорой и неотложной
помощи” Виктор ЧЕРНОКОЗ. - Высокая квалификация
наших водителей в этих случаях не спасает.
“Скорым” перестали уступать дорогу, хотя мы
по-прежнему проводим совместные рейды с ГИБДД.
Тех, кто не пропускает “скорую”, лишают
водительских удостоверений на срок от 3 до 6
месяцев и регулярно штрафуют.
Часто столкновения происходят, когда
наша машина едет с включенными проблесковым и
звуковым сигналами через перекресток на красный.
Стоящие в первых рядах на пересекаемой дороге
автомобили ее пропускают, но вдруг сзади
появляется машина, водитель которой не понимает,
почему все стоят, когда горит зеленый. Вот он-то и
“встречается” со “скорой”. В прошлом году было
зарегистрировано 36 столкновений на
перекрестках. Причем в 11 случаях в аварии
обвинили наших водителей, выполнявших
неотложное служебное задание на машинах со
специальным сигналом.
Дело в том, что нынешние Правила
дорожного движения допускают разночтения. С
одной стороны, говорится, что каждый водитель
обязан пропустить спецтранспорт с включенными
сигналами. С другой - шофер “скорой” может
воспользоваться приоритетом только “при
условии обеспечения безопасности движения”. Вот
эта строчка часто и читается так: допустил аварию
- значит, не обеспечил безопасность и сам виноват.
И приходится нам ремонтировать не только свои
машины (половина из 550 - “Форды”, поэтому
ремонтируем за валюту), но и чужие. В прошлом году
наша автобаза понесла материальный ущерб 587 тыс.
рублей.
Вот если бы вернуть старые правила,
существовавшие до июля 1994 года: не пропустил
спецтранспорт - виновен однозначно. Сейчас все
отдано на откуп инспектору ГИБДД: он один решает,
кто виноват, а кто прав. Кстати говоря, я не знаю
ни одного случая, чтобы при столкновении некоего
автомобиля со служебной машиной ГИБДД обвинил бы
водителя последней: мол, он не обеспечил
безопасность движения. Если проблесковые маяки и
сирены милиции и ГИБДД так значительны, то почему
бы не приравнять к ним по степени важности и
“скорые”? Ведь наши водители используют
спецсигналы строго по инструкции: если едут на
вызов или везут больного и когда машина не
движется, но в ней оказывается срочная
медицинская помощь. А что может быть важнее
человеческой жизни?!
Едет “скорая” на вызов...
По пустынным улицам ночного города
летит машина “скорой помощи”. Водитель по
привычке включил “мигалки”, хотя вроде и некого
предупреждать о том, что идет специальный
транспорт. Бригада медиков в “скорой” невелика:
фельдшер и акушерка, зато пациентов почти двое -
везут роженицу. Неожиданно на перекрестке ул.
Типанова и пр. Космонавтов наперерез
медтранспорту - “Волга”. “Мигалки” водитель
“Волги” видел - обзор ему никто не закрывал, но
не хотел сбавлять скорость: надеялся, что
проскочит. “Волга” крепко зацепила бок “скорой
помощи”. Для того чтобы высвободить акушерку из
покореженной машины, пришлось вызывать
спасателей. Роженица и ее малыш не пострадали;
целы остались водитель “скорой” и фельдшер. А
вот акушерку и водителя “Волги” с различными
переломами доставили в больницу.
Следственный эксперимент
Эту историю мне рассказали на автобазе
“Скорой и неотложной помощи” перед тем, как мы
совершили свой репортерский выезд на белом
“Форде” с красным крестом: мол, даже на
пустынной улице “скорой” дорогу не уступают, а
уж днем в будни вообще не на что рассчитывать.
Включили “мигалки”, выезжаем на
перекресток, и... даже без сирены все машины нас
пропускают.
- Это потому, что здесь гаишник стоит, -
прокомментировал наш успех водитель и показал в
сторону постового.
На следующем перекрестке нашу машину
уже никто не замечал. Синий маячок светился,
сирена завывала, но мы так и простояли в
пол-оборота посередине дороги до зеленого
сигнала.
- В нашей работе есть свои плюсы -
например, можно свернуть под знак там, где другим
нельзя, - говорит водитель. - Сейчас мы так и
сделаем.
Поворачиваем, другие водители в тот
момент явно нам завидуют. Может, именно поэтому
они не пропускают “скорые” - с досады?
Еще пара перекрестков, где нас снова не
пропустили на красный, и “прогулка” закончена.
Риск поневоле
- Ваша поездка не вызвала у вас нужных
эмоций, - заключил старший врач реанимационной
хирургической бригады подстанции № 12 Городской
станции скорой медицинской помощи Юрий МИХАЙЛОВ.
- Вот у нас был случай, когда наша
токсикологическая бригада ехала на вызов, взяла
с собой тележурналистов, а навстречу - машина с
пьяным водителем за рулем. Удар - наш доктор
вылетел через лобовое стекло. Он потом долго был
на больничном. А у журналистов - столько
впечатлений! Они это ДТП сразу записали и
показали по телевизору.
Юрий Михайлович не берется говорить за
всех врачей “скорой помощи”, но из его коллег с
12-й подстанции в авариях побывали почти все, кто
работает здесь больше года. Это происходило по
дороге на вызов или при транспортировке пациента
в больницу.
- В конце коммунистической эпохи было
лучше, - считает врач: - и машин поменьше, и
дисциплины на дорогах побольше - “скорые”
уважали. Сейчас водителя, который при виде нашей
машины с “мигалками” сдвинется вправо,
встретишь один раз за пару месяцев. Скорость
движения за последние годы у “скорых”
снизилась, поскольку наши водители стали
осторожнее: не дай Бог, поцарапаешь Merсedes - будешь
долго расплачиваться, даже если не виноват в
столкновении.
Дорожите временем!
Для пострадавшего скажем, с тяжелой
хирургической травмой, время дорого. У тех, кто
доставлен в клинику в течение часа после травмы,
выживаемость выше. Если времени пройдет больше,
пациент может умереть от кровопотери. А если
“тяжелый” пациент в карете “скорой” еще и в ДТП
попадет!..
Фельдшер Сергей Пыханов рассказал
случай, когда бригада выехала на ДТП.
Пострадавший и медики уже были в машине,
сотрудники ГИБДД оформляли бумаги, когда в
“скорую” сзади въехал “Москвич”. “Маячки”
“скорой” и милиции водителю были нипочем - он
оказался настолько пьян, что не смог даже выйти
из машины. Тогда пострадал один фельдшер: его
увезли на другой “скорой”. Остальных защитила
мощная станина носилок. Но пострадавшему в
первом ДТП жизнь спасти не удалось. Сейчас никто
не скажет, выжил бы он или нет, если бы не
произошло второе столкновение.
Ода “Форду”
При столь частых авариях водители
“скорых” буквально молятся на свои “Форды” -
они спасают им жизни. Машины этой марки с
красными крестами появились в нашем городе более
7 лет назад, когда закрылся РАФ, традиционно
обеспечивавший нас “скорыми”. Распробовав
“заграничную конфетку”, водители автобазы
“Скорой помощи” вдруг увидели в “рафиках”,
служивших на автобазе 30 лет, массу
недостатков: не та скорость, низкая кузовная
жесткость и т. д. Действительно, при ДТП эта
машина, грубо говоря, завязывается в узел; а если
(не дай Бог) лобовой удар, приборная панель
вдавливается в грудь водителя и - смертельный
исход.
“Форд” же - машина крепкая. В случае
лобового столкновения его двигатель уходит вниз,
кабина не мнется; автомобиль, как говорят
водители, просто “становится короче на
полметра”, а люди в ней остаются целы и
невредимы.
Был, например, такой случай. По Киевскому
шоссе шла “скорая” на ДТП - на большой скорости и
с включенными спецсигналами. А тут ЗИЛ из правого
ряда решил развернуться в обратную сторону - и
встал поперек дороги белому “Форду” с красными
крестами. Удар был сильный - у ЗИЛа сместился
задний мост, у “скорой” тоже были серьезные
повреждения (потом полгода восстанавливали). Но
при этом пострадавшие (водитель “Форда” и двое
медиков) отделались легкими травмами! Опытные
шоферы утверждают, что на РАФе в такой ситуации
было бы 3 трупа.
Вечный “зеленый”
Лучше бы, конечно, обойтись без ДТП. Если
невозможно перевоспитать водителей, чтобы они
уступали дорогу спецтранспорту, то, может быть,
имеет смысл совместно с ГИБДД разработать в
нашем городе маршруты, где для машин с красными
крестами всегда горел бы зеленый? Хотя бы по
направлению к тем больницам, которые берут
пациентов с тяжелыми травмами. Их можно по
пальцам пересчитать - ВМА, НИИ скорой помощи и
городские больницы № 3, 26, 27.
Светлана ВАХРУШЕВА |