ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА

# 22 (53) ноябрь 2000 г.

“Ольденбургский”

Газета “Новое время” в номере от 27 июня 1902 года сообщала: “В скором времени в ремесленном училище принца Ольденбургского закончится постройка первого в России парового автомобиля. Строится автомобиль с единственной целью испытать возможность построить автомобиль своими средствами вполне идентичный французским. Паровой котел, топка, двигатель и кузов уже почти закончены. Поднимается вопрос об изготовлении резиновых шин на месте”.

Других сообщений об автомобиле ремесленного училища принца Ольденбургского в прессе не встречается.

“Аксай”

Фирма “Аксай”, располагавшаяся в Ростове-на-Дону, была известна в России как производитель сельскохозяйственных машин. Она была основана в 1890 году Б. И. Авиловым и первоначально представляла собой кузнечную мастерскую. В 1898 году на базе этой мастерской и было основано АО “Аксай”. Среди русских предприятий, пытавшихся строить отечественные автомобили, эта фирма упоминалась всего один раз. 26 октября 1916 года инженер Б. И. Авилов представил справку Военному ведомству о своем заводе, в которой сообщалось о постройке автомобилей: “Для выяснения стоимости самодвижущихся механизмов в 1903-1904 годах было построено 20 штук автомобилей, которые считались в то время наиболее подходящими для мелких потребителей. Машины нашей постройки оказались вполне удовлетворительными, некоторые работают и по настоящее время. Для всех построенных автомобилей были приобретены лишь резиновые части, обода колес, бобины для зажигания и цепи. Даже роликовые подшипники были изготовлены на заводе “Аксай”.

По-видимому, это были автомобили американского типа. Подтверждением этому может служить сообщение петербургского “Справочника автомобилиста” за 1910 год, в котором говорилось о намерении фирмы “Аксай” строить автомобили типа “Олдсмобиль” с двигателем мощностью 8-10 лошадиных сил. Однако к тому времени конструкция этих автомобилей устарела, и намерение не было доведено до конца.