“Ольденбургский”
Газета “Новое время” в номере от 27 июня
1902 года сообщала: “В скором времени в
ремесленном училище принца Ольденбургского
закончится постройка первого в России парового
автомобиля. Строится автомобиль с единственной
целью испытать возможность построить автомобиль
своими средствами вполне идентичный
французским. Паровой котел, топка, двигатель и
кузов уже почти закончены. Поднимается вопрос об
изготовлении резиновых шин на месте”.
Других сообщений об автомобиле
ремесленного училища принца Ольденбургского в
прессе не встречается.
“Аксай”
Фирма “Аксай”, располагавшаяся в
Ростове-на-Дону, была известна в России как
производитель сельскохозяйственных машин. Она
была основана в 1890 году Б. И. Авиловым и
первоначально представляла собой кузнечную
мастерскую. В 1898 году на базе этой мастерской и
было основано АО “Аксай”. Среди русских
предприятий, пытавшихся строить отечественные
автомобили, эта фирма упоминалась всего один раз.
26 октября 1916 года инженер Б. И. Авилов представил
справку Военному ведомству о своем заводе, в
которой сообщалось о постройке автомобилей:
“Для выяснения стоимости самодвижущихся
механизмов в 1903-1904 годах было построено 20 штук
автомобилей, которые считались в то время
наиболее подходящими для мелких потребителей.
Машины нашей постройки оказались вполне
удовлетворительными, некоторые работают и по
настоящее время. Для всех построенных
автомобилей были приобретены лишь резиновые
части, обода колес, бобины для зажигания и цепи.
Даже роликовые подшипники были изготовлены на
заводе “Аксай”.
По-видимому, это были автомобили
американского типа. Подтверждением этому может
служить сообщение петербургского “Справочника
автомобилиста” за 1910 год, в котором говорилось о
намерении фирмы “Аксай” строить автомобили
типа “Олдсмобиль” с двигателем мощностью 8-10
лошадиных сил. Однако к тому времени конструкция
этих автомобилей устарела, и намерение не было
доведено до конца.