МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

# 22 (53) ноябрь 2000 г.

Мобильно жить не запретишь

Известно, что запрет на пользование сотовым телефоном во время передвижения в автомобиле действует во многих странах Европы. За нарушение этого требования к водителям применяются штрафные санкции. Интересный случай произошел недавно в Австрии. Австрийский Министр транспорта, не без участия которого в этой стране был введен запрет на пользование мобильным телефоном в машине, был пойман фотообъективом папарацци, в момент разговора по сотовому аппарату за рулем своего автомобиля.

Министру ничего не оставалось, как обратиться в полицию и заплатить штраф, сумма которого эквивалентна 80 долларам США. Кстати, размер штрафа за подобное нарушение во Франции составляет 30-70 долларов, в Германии - 50. А в Польше размер административного взыскания составляет 1200 долларов. Наиболее либеральна Португалия: здесь говорун рискует лишь 25 долларами.

В России за разговоры по сотовому телефону в машинах никаких мер административной ответственности пока не предусмотрено.

Недавно в одном петербургском издании прозшла информация о том, что в этом году будет принято постановление Правительства РФ “О внесении изменений в Правила дорожного движения РФ и в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения”, подготовленное совместными усилиями ГИБДД и Министерства транспорта. Признаться, эта новость нас более чем удивила. За разъяснениями мы обратились к старшему инспектору УГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Сергею Александровичу ПЕТРУШЕВСКОМУ.

- Во-первых, я не готов отвечать за действия Правительства РФ. Оно с нами не советуется, когда что-то готовит и принимает.

Что же касается упомянутого документа, то действительно: все изменения, которые вводятся постановлением Правительства РФ в Правила дорожного движения, имеют именно такое название. Ныне действующие Правила утверждены постановлением Правительства № 10.90 от 1993 г. Они вступили в силу 1 января 1994 г. За эти 6 лет в ПДД вносились поправки раз 20 или 30.

Другое дело, что требование относительно ограничения пользования мобильными телефонами во время движения вызывает у меня большие сомнения. Для того чтобы ввести это ограничение, недостаточно написать о его введении - необходимо предусмотреть ответственность за нарушение запрета. Рассчитывать на то, что в Кодекс об административных правонарушениях будут внесены изменения относительно пользования мобильными телефонами, по меньшей мере, неразумно. Новый КоАП был принят в третьем чтении, но 25 октября Совет Федерации его отклонил.

Сейчас я не готов сказать, предусмотрена ли в нем ответственность за пользование телефонными аппаратами за рулем. Надеюсь, чуть позже такая информация у нас будет.

Хотелось бы заметить, что вводить ограничения на пользование мобильными телефонами при движении автомобиля сейчас по меньше мере нецелесообразно. Ограничение в ПДД вводится, если на то есть основания.

На сегодняшний день мы не располагаем данными о том, какие негативные последствия на территории России связаны с пользованием сотовыми аппаратами: перед ГИБДД никто такой задачи не ставил. К тому же, этот момент довольно проблематично отследить. Во-первых, трудно будет определить, из-за чего водитель совершил ДТП: из-за того, что он говорил по телефону и отвлекся или по какой-то другой причине. Инспектор ГИБДД приезжает к месту аварии после происшествия. А какой водитель будет давать показания против себя? Ну как сотрудник ГИБДД определит, что автомобилист разговаривал по телефону? Допустим, увидел инспектор, что он приложил трубку к уху. И что из этого? Водитель может сказать, что ему нравится так ездить. И что же инспектор запишет в протоколе: “Водитель Иванов управлял автомобилем, держа у правого уха предмет, напоминающий мобильный телефон”?

Скорее всего, новый Кодекс об административных правонарушениях не будет включать подобные ограничения. В России есть и более серьезные проблемы, требующие безотлагательных мер.

Елена СМИРНОВА