|
“Дюреа”
На заре автомобилестроения
Америка значительно отставала от более
передовой в этом отношении Европы.
Однако там тоже было много претендентов
на звание “первого автомобиля Нового
Света”. Из числа этих первопроходцев
нам известен лишь Генри Форд, а вот о
других изобретателях мы знаем мало.
Между тем среди них самыми
знаменитыми были братья Дюреа,
деятельность которых заложила основы
американского автомобилестроения.
Некоторые историки считают их самыми
первыми на этом поприще. Братья Чарльз и
Фрэнк работали вместе в небольшой
велосипедной фирме в городке Чикопи
Фоллс. Чарльз Дюреа имел хорошее
образование, он служил конструктором и
сам проектировал велосипеды, а Фрэнк
работал механиком. Несмотря на то, что
они работали в велосипедной мастерской,
братья активно интересовались
двигателями внутреннего сгорания.
В 1891 году Чарльз сконструировал
2-тактный мотор, чтобы поставить его на
повозку, как это было сделано в Европе.
По чертежам брата Фрэнк начал собирать
двигатель, но столкнулся с
непредвиденной трудностью. Чарльз не
смог спроектировать зажигание. Максимум,
до чего он додумался, - так это до
простой трубки накаливания. Один конец
ее вставляли в цилиндр, а другой
подогревали... на спиртовке. Для
распыления бензина служил обычный
парикмахерский пульверизатор, которым
разбрызгивают одеколон. Эта примитивная
конструкция никак не хотела работать, и
дело застопорилось. В конце концов после
долгих мытарств все-таки братья
построили свой первый мотор, кое-что
переняв у других изобретателей. Чарльз и
Фрэнк поставили его на обыкновенную
высокую коляску, смастерили ременную
передачу. В первый раз они испытали свое
изобретение на плоской крыше своей
мастерской и только потом выехали на
улицу. Дата этого события осталась
неизвестной. Историки до сих пор спорят,
когда это произошло: в 1893, 1892 или в 1891 году?
После первых пробных выездов
братья Дюреа занялись доработкой своей
машины. Некий предприниматель Маркхэм
выделил для этих целей целую тысячу
долларов. По тем временам эта сумма
оказала мощную финансовую поддержку
братьям-изобретателям. Самым слабым
местом их двигателя по-прежнему
оставалось зажигание. После долгих
размышлений они решили использовать
электричество.
Все тот же экипаж, но уже с
электрическим зажиганием, был готов
осенью 1893 года. Стесняясь соседей,
братья запрягли в свой автомобиль
лошадь и выехали на окраину города. Там,
без свидетелей, они раскрутили маховик и
запустили двигатель. Несколько раз он
глох, но изобретатели все время
подкручивали маховик. На это ушло много
времени. Когда число оборотов двигателя
достигло 200 единиц, Фрэнк вскочил в
коляску, передвинул рычаг передачи и
взялся за длинную рукоятку руля. Первые
преодоленные 80 метров пути
ознаменовали собой рождение первенца
американского автомобилестроения. Дата
20 октября 1893 года навсегда вошла в
историю Соединенных Штатов Америки.
Однако Фрэнк Дюреа уже не
довольствовался имеющимся: он принялся
за строительство новой машины. Деньги на
это он получил от своего компаньона Х. Клаппа.
Второй автомобиль Дюреа был меньше
похож на конную повозку, хотя до
совершенства ему было далеко. Это была
типично американская высокая повозка на
4 деревянных колесах с резиновыми шинами,
которая спереди имела полукруглое
ограждение, а сзади - силовой блок, над
которым крепились два сиденья. Для
управления экипажем служил длинный
рычаг, отклонявший передние колеса.
Двигатель этой машины стал более
совершенен, чем предыдущие: 2-цилиндровый,
с водяным охлаждением, 4-тактный, с
электрическим зажиганием и новым
карбюратором. Трансмиссия состояла из
шестеренчатой коробки передач и
сцепления. Автомобиль имел задний ход.
В 1895 году чикагская газета “Таймс
Геральд” организовала пробег
всевозможных самоходных экипажей по
маршруту Чикаго - Эвастон, туда и обратно,
общей протяженностью 160 км. Победителю
была обещана награда в 5 тысяч долларов.
Для братьев Дюреа это была прекрасная
возможность продемонстрировать свою
машину в деле. Организаторы пробега
разослали приглашения 89 американским
конструкторам самобеглых колясок,
велосипедов, детских колясок и даже
ручных тележек! Газета выражала надежду,
что “каждый из участников пробега
сможет к назначенному сроку завершить
свои изобретения и участвовать в нем”.
Для большинства приглашенных
эта задача оказалась невыполнимой. В
результате на старт вышло всего 6
самоходных экипажей. Из них 5 были
иностранными (бензиномоторы “Бенц” и
электромобили), лишь один-единственный
автомобиль с бортовым номером “5” был
американским. За его рулем сидел Фрэнк
Дюреа, а за пассажира - компаньон Х. Клапп.
Дорогу покрывал недавно
выпавший снег, трасса изобиловала
рытвинами и ухабами. На первых же
километрах пробега оба электромобиля
вышли из строя: от жестокой тряски у них
отлетели клеммы аккумуляторов. Один “Бенц”
прочно увяз в грязи, и только “Дюреа”
упорно двигался вперед. За ним на лошади,
впряженной в сани, следовал Чарльз,
выполняя роль техпомощи. Когда у
автомобиля сломалась рулевая тяга, он
быстро отвез ее в мастерскую,
отремонтировал и доставил назад. За это
время оба оставшихся “Бенца” ушли
далеко вперед. Погода ухудшилась:
повалил сильный снег. В город Эвастон “Дюреа”
пришел последним. У него была лишь
небольшая передышка, использованная на
мелкий ремонт. Обратный путь до Чикаго
автомобиль “Дюреа” проделал без
происшествий и намного опередил своих
конкурентов. Братьям Дюреа и достался
главный приз.
Эти деньги позволили им
основать в городе Спрингфилде фирму “Дюреа
Мотор Вэгон Компани” и приступить к
выпуску своих машин. В 1896 году они смогли
выпустить целых 13 автомобилей!
Свой первый достойный внимания
автомобиль - победитель пробега Чикаго -
Эвастон - Чикаго - братья продали
передвижному цирку “Барнум и Бэйли”,
где его показывали как чудо техники.
Михаил ПАЗИН |