Felicia - доступный вариант из
Чехии
Будем справедливы: Skoda Felicia
изначально была обречена на успех в
России. Недорогая машина - потому что из
Восточной Европы, - но с ореолом качества
Volkswagen, главные свои достоинства она
сохраняет и в подержанном состоянии.
От Favorit до Volkswagen
В начале производства
компактного хэтчбека Skoda Favorit в сентябре
1987 года никто и не подумал бы, что этот
автомобиль с устаревшим - уже тогда! -
нижневальным 1,3-литровым 58-сильным
карбюраторным двигателем, столь
дефицитный при социализме, останется
сравнительно популярным и много позже
смены общественной формации даже у
бывшего “старшего брата”. Интересно,
что жителям СССР в конце 80-х годов
чехословацкие власти наотрез
отказывались продавать Favorit, несмотря на
гласность, перестройку и “новое
мышление”. Однако времена меняются, и
его наследницу, Felicia, собираются
производить чуть ли не в России.
Во время презентации в 1987 году
угловатый кузов Favorit (тип 781),
спроектированный знаменитым
итальянским ателье Bertone, казался
красавцем на фоне прочих
восточноевропейских автоуродцев,
большая часть которых уже давно
морально устарела (кроме, пожалуй,
российской “Самары”). С нею-то в
дальнейшем в основном и сравнивали Skoda
Favorit - первую переднеприводную модель
завода в Млада Болеславе, выискивая те
или иные преимущества и недостатки.
Серийный выпуск Favorit начался в
июле 1988 года. Двумя годами позже на
салоне в Бирмингеме дебютировал
универсал Forman (тип 785), который отличался
от хэтчбека только увеличенным за счет
заднего свеса багажником (полная
вместимость 1340 л против 550 л у хэтчбека).
Задняя дверь у них одинаковая (позже эта
особенность по наследству досталась и
Felicia). Кроме него, в модельном ряду Skoda
появился еще и пикап с открытой
платформой грузоподъемностью 450 кг.
По большому счету можно сказать,
что шкодовские модели 1988-1991 годов
выпуска по уровню сборки не сильно
отличались от отечественной
автопродукции: уплотнители постоянно
текли, панели интерьера трещали и
скрипели, а система зажигания и
электропроводка выходили из строя по
причине низкого качества комплектующих.
При всех этих недостатках автомобиль с
примитивной прямоугольной панелью
приборов (на грани допустимых
стандартов безопасности) неплохо
продавался как в государствах соцлагеря,
так и по дешевке в странах Запада.
Хорошая жизнь для чешского
автопроизводителя закончилась с
переходом к нормальной, то есть рыночной
экономике. 16 апреля 1991 года концерн
Volkswagen получил 70 процентов акций Skoda Auto и
быстрыми темпами начал наводить на
предприятии знаменитый германский Ordnung (порядок).
Для Favorit это выразилось прежде всего во
внесении более 300 изменений в
конструкцию и резком улучшении качества
сборки при сохранении всех основных
характеристик модели. Проблемы качества
комплектующих для чешской компании
исчезли моментально. В феврале 1994 года,
кроме карбюратора, на машины начали
устанавливать центральный впрыск, что
увеличило мощность двигателя до 64 л. с.
Модели этого периода (1992-1994 гг.) уже можно
порекомендовать даже со статусом “секонд
хэнд”, так как их надежность
значительно выше, чем у более ранних
Favorit, и у них отсутствуют злободневные
проблемы с коррозионной стойкостью
кузова.
Удачное “огерманивание”
Интересующий нас этап в
развитии модели пришелся на осень 1994 года.
Именно тогда дебютировала долгожданная
Felicia, у которой поменяли все внешние
панели кузова и значительную часть “начинки”
(в общей сложности в конструкцию было
внесено более 900 изменений). Универсал
Felicia Combi и пикап появились в 1995 году.
Интерьер довольно просторного для
малолитражки салона был полностью
изменен - от скрипов и шорохов обивки
практически не осталось и следа.
Садиться удобно как на передние, так и на
задние сиденья. Колени пассажиров сзади
не упираются в передние кресла, а голова
- в потолок, что характерно для вазовских
“восьмерок” и “девяток”. Это говорит в
пользу Felicia еще и потому, что длина
чешского автомобиля не очень велика - 3,8
м. В актив Skoda можно записать и
относительно высокую посадку,
свойственную скорее моделям
классической компоновки, нежели
переднеприводным версиям.
Рабочее место водителя не
отличается обилием приборов в базовой
комплектации, хотя в последнее время к
ним добавился тахометр. Создатели Felicia
учли склонность жителей Восточной
Европы к перевозке урожая картофеля на
значительные расстояния и взяли за
правило устанавливать на все машины
регулировку уровня фар, которая
помогает правильно выставлять свет при
любой загрузке автомобиля.
После своеобразного “огерманивания”
чешской модели ее электрика стала
безукоризненной. Панели приборов, хотя
ее изысканной и не назовешь, в удобстве
пользования всеми органами управления,
доступности информации и соответствии
всем современным требованиям не
откажешь. До 1997 года в дешевой
комплектации LX, например, место
тахометра занимали большие и, в общем,
бесполезные часы, а электропривод
зеркал заднего вида и велюровая обивка
салона полагались только в более
дорогой версии - GLX. Уровень комплектации
салона расширили лишь в 1998 году - когда,
кстати, изменили передок модели, сделав
его в стиле более престижной Octavia.
“Железо” любит оригинал
Гамма кузовов Skoda Felicia (внутрифирменное
обозначение - тип 791/795) включает
хэтчбек и универсал. По словам продавцов,
на петербургском рынке между этими
модификациями существует устойчивый
паритет. В целом, по их оценкам,
круглогодично на улицах города
эксплуатируются порядка 1500 машин этой
марки, активный ввоз которых в Россию
пришелся на 1996-1997 годы. Специалисты
называют эту цифру очень маленькой для
такого мегаполиса, как Петербург, и
приводят в пример Москву - безусловного
лидера по продажам чешской модели
класса “В”. Все отличие версии Combi от
хэтчбека заключается лишь в удлиненном
на 354 мм заднем свесе. Автозавод в Млада
Болеславе выпускал - и продолжает
выпускать - на базе Felicia пикапы с
открытой платформой, которые на нашем
рынке найти практически невозможно.
Все кузова имеют 6-летнюю
гарантию от сквозной коррозии. Защита
днища сделана с использованием мягкой
пластмассы. Правда, не помешают и
подкрылки. Если автомобиль не бывал в
авариях, его “железо” верой и правдой
прослужит отведенный ему срок. Бойтесь
ца рапин: в них быстро может начаться
коррозия. Лучше не проверять, “зацветет”
или нет, а моментально заделывать любые
повреждения лакокрасочного покрытия.
При вынужденной покупке
кузовных элементов Felicia не стоит
останавливать свой выбор на более
дешевой польской или тайваньской
продукции - их “железо” не защищено и
изначально подвержено нашествию “рыжей
чумы”. Если уж покупать кузовные
запчасти, то только оригинальные. Их
можно определить по внешнему виду. Завод-изготовитель
поставляет оригинал в желтом грунте, то
есть уже подготовленным под окраску.
Неоригинальные изделия идут, как
правило, негрунтованные и имеют либо
черный, либо белый цвет.
Давай поспорим...
У подержанной Skoda Felicia выбор
конкурентов по цене очень широк - от
новых ВАЗов до 10-12-летних Audi, Volkswagen, Opel и т.
д. Формально автомобиль относится к тому
же классу, что и запорожская “Таврия”.
Однако размеры Felicia почти такие же, как у
переднеприводных моделей Волжского
автозавода. Учитывая это, а также цену
чешской модели (за автомобиль 1996-1998
годов выпуска просят 2,5-4 тыс. долларов),
Skoda Felicia на нашем рынке считается
достойным конкурентом “Самары”. В
качестве средства передвижения новый
ВАЗ при нынешних ценах - вполне разумная
покупка. При покупке Felicia выигрыш
заключается в более высоком качестве
сборки транспортного средства.
Выбор невелик
Бензиновый двигатель Volkswagen
объемом 1,6 л (75 л. с.), который
устанавливают также на Golf III и другие
модели, наделяет Skoda Felicia почти
спортивным темпераментом. В салоне
практически не ощущаются вибрация и шум,
а о ее надежности, даже в российских
условиях эксплуатации, ходят легенды.
Единственный минус: если мотор все же
сломается, детали придется покупать по
довольно высоким немецким расценкам.
Автомобиль с этим двигателем изначально
дороже на 1,5-2 тыс. долларов - в том числе и
потому, что на Felicia с моторами большого
объема устанавливают гидроусилитель
руля.
Еще один двигатель Volkswagen -
дизель объемом 1,9 л. Он обладает средней
мощностью (64 л. с.), зато очень экономичен,
расход топлива не превышает 6,2 л/100 км.
Однако дизельная версия Felicia у нас
встречается в продаже крайне редко.
Остальные моторы - вариации на
тему разработанного еще для Favorit
двигателя объемом 1,3 л. В России
распространение получила модификация с
карбюратором, которая не поставляется в
Европу. Версию с впрыском дилеры
заказывают реже - она дороже.
Все простое надежно
Как уверяют продавцы, на долю
Skoda Felicia с двигателем 1,3 л,
эксплуатирующихся в Петербурге,
приходится до 95% всего парка этой модели.
В среднем по России этот показатель
примерно такой же, так как в регионах,
куда в свое время пошло много чешских
машин, существуют проблемы с бензином АИ-95.
1,3-литровый мотор собственного,
чешского производства - простой по
конструкции и одновременно надежный.
Специалисты говорят, что он чем-то
напоминает старый “волговский”
агрегат - такой же простой в плане его
регулировки и обслуживания, которое, при
некоторой сноровке, можно производить и
собственными силами. Разработанный в 70-х
годах, чешский мотор впоследствии
претерпел незначительные
технологические изменения и
модернизацию. Пришедшие в роли новых
хозяев на завод немцы больших претензий
к двигателю не имели - они разве что
повысили эффективность
технологического процесса, которая,
надо сказать, принесла свои плоды. Так,
среднестатистический пробег моторов
возрос со 150-160 до 250-300 тысяч км. Столь
завидных показателей двигатели
достигают в условиях непрерывной
городской эксплуатации. Работая
преимущественно на загородных трассах,
моторы в некоторых случаях ходят и по
350-400 тыс. км. Двигатель 1,3 л - алюминиевый,
с анкерными связями, как бы стягивающими
элементы от картера до головки блока
цилиндров. Механики приводят случаи,
когда автомобиль не один десяток
километров передвигался без
охлаждающей жидкости, и это не приводило
к выходу из строя ни блока цилиндров, ни
его головки. Данный факт
свидетельствует о хорошей теплоотдаче
силового агрегата.
1,3-литровый мотор достаточно
стоек к плохому топливу. Применение бог
весть какого бензина, а подчас смеси
смолисто-ацетоновых веществ вместо
оного, по словам специалистов, стало в
последнее время причиной частых
обращений автовладельцев в автосервис.
Эти вещества отлагаются на клапанах; те,
в свою очередь, моментально окисляются и
просто-напросто перестают двигаться.
Такое варварское отношение уже давно
стало бы причиной заклинивания
современного типа двигателей. “Шкодовский”
же выживает и в этой ситуации - мотор
разбирается, прочищается и
устанавливается на место, сохраняя
полную “боеспособность”.
Как грамотно подметил один из
консультировавших нас специалистов,
владелец должен заниматься не
здраволечением автомобиля, а его
здравоохранением - иными словами, не
запускать мотор. Агрегат исправно
работает лишь при своевременной (10-12 тыс.
км) замене масла и фильтров. Так как
двигатель имеет нижнее расположение
распределительного вала, очень важен
контроль за регулировкой клапанов. На
автомобилях с пробегом до 100 тыс. км
достаточно их регулировать раз в 15-20 тыс.
км.
Владельцы 1,3-литровых Skoda Felicia
иногда жалуются на шум при работе
двигателя на холостых оборотах и
некоторые признаки вибрации. Кроме того,
в них заложена конструктивная “мина” -
цепной привод газораспределительного
механизма без регулятора натяжения.
Регулятор отсутствует просто потому,
что цепь слишком коротка, и его некуда
было поставить. Но, как и все цепи, она со
временем растягивается и примерно через
60-70 тыс. км начинает издавать неприятный
шум. “Лечится” это только заменой цепи
в комплекте с двумя шестеренками.
Операция в целом несложная и по силам
любому грамотному автовладельцу - благо,
в фирменном магазине можно приобрести
соответствующий ремкомплект. Однако
практика показывает, что менять цепь
лучше на автосервисе: комплекты не
всегда точно подобраны по размерам, и
известны случаи, когда новая цепь
начинала грохотать ничуть не меньше
старой. В этой связи желательно, чтобы
при ремонте была возможность подобрать
наиболее подходящий комплект, что в
условиях индивидуального гаража
затруднительно.
Как мы уже сказали, инжекторные
двигатели 1,3 и 1,6 л новыми к нам почти не
ввозились, и это явление имело свой
резон. Большого выигрыша в мощности они
не дают, а наличие каталитического
нейтрализатора выхлопных газов, с его
прицелом на заботу об экологичности,
нашего покупателя мало волнует и по сей
день. Инжекторный (распределенный
впрыск) автомобиль дороже
карбюраторного примерно на 1000 долларов,
а на дороге оба варианта ведут себя
практически одинаково.
Применяющийся на Skoda Felicia
карбюратор марки Pirtburg в особых
представлениях не нуждается. Он
является, пожалуй, самым
распространенным после Weber 32,36 вариантом,
который можно обнаружить под капотом
того же VW Golf II или Audi 80. Конструкция
карбюратора проста и универсальна, так
что вопросов с этим узлом не возникает.
Естественно, со временем происходит
износ иглы и дроссельной заслонки, но,
как показывает опыт эксплуатации
карбюратора, это случается не раньше,
чем через 400 тыс. км пробега.
На Felicia первых лет выпуска был
практически не защищен коммутатор
системы зажигания. Вода и соль вызывали
частые отказы в его работе. На последних
моделях эту “болячку” уже не встретишь:
коммутатор залит компаундом. Те же
климатические особенности нашего
региона заставляют уделять повышенное
внимание стартеру и генератору, не
всегда лояльно относящихся к питерской
сырости. Профилактику генератора
желательно проводить раз в 2 года.
Операции по смазке стартера должны
проводиться ежегодно, иначе он быстро
износится. Чешский стартер стоит
примерно в 3 раза дороже вазовского,
однако и срок службы у него гораздо
больше.
Человек, приобретая
подержанную Skoda Felicia, может быть уверен,
что серьезных проблем у ее двигателя нет.
Если при покупке автомобиля вы не
обнаружите защиты картера двигателя,
заплатите деньги и поставьте.
Специалисты советуют выбирать
кевларовую защиту (цена с ус тановкой -
около 100 долларов). Кевлар не
деформируется, не откалывается, хорошо
выдерживает дорожные удары. Главное же,
что кевларовая защита “съедает”
значительно меньшее пространство,
удачно закрывая при этом коробку
передач, рычаги и прочие элементы
ходовой части.
Лучшее - враг хорошего
Защита картера двигателя
надолго обезопасит коробку
переключения скоростей от возможных
ударов. Трещины в ее картере,
расположенном от земли на расстоянии
всего 120 мм и изготовленном из мягкого и
легкого силумина, появляются мгновенно.
Именно его и пробивают чаще всего.
Конструкция механической 5-ступенчатой
КПП чешского производства очень проста
и, как показывает практика, вполне
надежна. Хорошо подобранные передачи
удачно сочетаются с возможностями 1,3-литрового
двигателя. Несмотря на небольшую
мощность, низкооборотистый мотор
отличается высоким крутящим моментом,
что позволяет автомобилю уверенно
разгоняться от 50 км/час даже на 5-й
передаче. Хорошая тяга с “низов” удобна
водителям, не любящим частые
переключения. Кроме того, такие
характеристики позволяют не слишком
нагружать как сам двигатель, так и
трансмиссию. В этой связи КПП не
испытывает высоких частот вращения
валов и ходит порой значительно дольше
силового агрегата.
Для поддержания ее
жизнедеятельности рекомендуется раз в
120-150 тыс. км менять масло (“полусинтетика”
80W90 GL5). И здесь важно помнить известную
поговорку о том, что “лучшее - враг
хорошего”. Нередки случаи, когда в КПП
Felicia, постоянно “употреблявшую” “минералку”,
новый владелец, не разобравшись,
стремится залить чистую синтетику.
Этого делать не рекомендуется.
Изношенные сальники коробки не в
состоянии держать легкотекучее масло и
начинают течь. Существует и вполне
естественный износ сальников, постоянно
соприкасающихся с валами. Наибольшую
нагрузку испытывает сальник самого “работящего”
вала: соединяющего рычаг КПП
непосредственно с коробкой. Его замена (сальник
стоит 50 руб.) производится, как правило,
раз в 120-150 тыс. км и совмещается с заменой
масла. Вообще, срок службы “шкодовских”
сальников КПП на порядок выше вазовских,
а их надежность раза в 3 выше
отечественных. Пробег в 120-150 тыс. км
является в своем роде сигналом и для
механизма переключения передач КПП. К
этому моменту, как правило, происходит
его естественный износ. При умении и
желании этот механизм можно перебрать
собственными силами, однако о
долговременном эффекте “самоуправства”
речи быть не может.
Сцепление Felicia, имеющее
тросиковый привод, ходкое: в условиях
городской езды может прослужить 60-80 тыс.
км. Правда, к нему необходимо привыкнуть
- “мягкая” педаль и длинный ход нередко
приводят к тому, что неопытные водители,
особенно дамы, часто держат педаль в
полувыжатом состоянии. К чести
конструкции сцепления, она способна
выдержать подобные эксперименты над
собой - так же, как вполне лояльно
относится к проскальзываниям. Итог из
всего сказанного напрашивается один:
перегрев двигателя, коробки передач и
сцепления, даже несмотря на свою
нежелательность, практически не
приводит к каким-либо катастрофическим
последствиям.
Тормоза для ленивых
Тормозная система Skoda Felicia, как и
других марок автомобилей, в условиях
нашей грязи и сырости требует к себе
определенного внимания. В частности,
передние колодки, которые без особых
проблем ходят до 30 тыс. км, желательно
изредка демонтировать и прочищать
резиновые элементы в районе цилиндра от
скопления грязи. Задние колодки
барабанного тормоза могут похвастаться
пробегом в 80-120 тыс. км, что отечественным
моделям, как говорится, и не снилось.
Продавцы марки Skoda по этому поводу даже
шутят, что автомобиль позволяет
водителю лениться. Из других
профилактических мер, касающихся
тормозной системы, специалисты
рекомендуют примерно раз в 30 тыс. км
смазывать все трубочки и составляющие
элементы стояночного тормоза,
конструкция которого отличается своей
примитивностью и проверена временем.
Середнячок в области
управляемости
Управляемость Skoda Felicia вполне
достойна автомобиля класса “В”, хотя
руль, по признанию автовладельцев,
реагирует не так остро, как на
аналогичной по конструкции “Самаре”.
Удары о поребрики, а также
многочисленные дорожные кочки “бальзамом”
для рулевой рейки вряд ли назовешь.
Однако и больших проблем они не принесут.
В конструкции рейки на этот случай
предусмотрены пластмассовые втулки,
которые принимают все удары неровных
российских дорог на себя, при этом
деформируясь и изнашиваясь. Сами втулки
стоят недорого - 60-70 руб.; поменять их и
перебрать рулевую рейку можно
самостоятельно, приложив к этому
минимум знаний и усилий. Что касается
характерного для рулевого управления
стука, в условиях эксплуатации на наших
дорогах он может появиться при пробеге в
120-140 тыс. км. Сам факт стука не страшен и
практически не приводит к потере
управляемости автомобилем.
Автомобиль уже “поднят”
Мы уже упоминали о сравнительно
небольшом дорожном просвете Felicia, что
при наших дорогах является скорее
минусом, нежели плюсом. Некоторые
умельцы-кустари используют проставки в
подвеску, увеличивающие дорожный
просвет примерно на 20 мм. Завод и дилеры
самостоятельно этого делать не
рекомендуют, потому что вряд ли это
положительно скажется на
характеристиках подвески.
Более грамотно операции в этой
области производят продавцы Skoda, имеющие
фирменный сервис. Примерно с 1998 года они
занимаются профессиональным “подъемом”
автомобиля, и, как показывает практика,
довольно эффективно. Так, благодаря
нехитрым манипуляциям дорожный просвет
Felicia удается увеличить со 110 до 160-170 мм.
Необходимость в доработке конструкции
машин, поставляемых в Россию, со
временем поняли и сами чехи. С конца 1999
года все импортируемые автомобили пошли
в так называемом “высоком” варианте.
Автопроизводители начали комплектовать
Felicia более длинными амортизаторами и
перешли на высокопрофильную (165/80)
авторезину, что вкупе увеличило высоту
еще на 1,5 см.
Для переднеприводной машины Skoda
Felicia достаточно мягкая, поэтому
перегружать ее не следует. При пробеге в
100 тыс. км специалисты рекомендуют
поменять пружины. К этому моменту они,
как правило, теряют свою эластичность.
Нельзя сказать, что это ведет к снижению
дорожного просвета, однако при наезде на
ямы автомобиль начинает заметно
проседать, что вряд ли понравится и
водителю, и пассажирам. Приобретение
пружин в настоящее время не проблема.
Каждая стоит 600 руб.; правда, выбирать
нужно тот экземпляр, который
подготовлен для нашего рынка.
По словам специалистов,
подвеска Skoda Felicia заслуживает самых
добрых слов. Она достаточно эффективно
справляется с отечественными дорогами и
в большинстве случаев даже не требует
преждевременного “вскрытия”.
Конструкция задней подвески - самая
примитивная, почти как у ВАЗ 2108: П-образная
балка с торсионом. Такая как бы
полунезависимая схема “живуча” и редко
когда доставляет хлопоты хозяину
автомобиля. Шаровые опоры ходят до 100 тыс.
км, наконечники рулевых тяг и
амортизаторы - до 60 тыс. км. Примерно в
это же время приходится менять и опорные
подшипники передних стоек вместе с
пыльниками ШРУСов. Пробег между ТО у Felicia
составляет 15 тыс. км, что в 1,5 раза
меньше, чем у большинства недорогих
современных автомобилей.
Основу конструкции передней
подвески составляет жесткий массивный
нижний рычаг с 2 сайлент-блоками и
шаровыми опорами. Вкупе с балкой эта
схема, псевдо”МакФерсон”, чем-то
напоминает конструкции, применяемые на
американских моделях. И шаровая, и сам
рычаг вполне долговечны. По сроку службы
чешские элементы дадут фору
отечественным “восьмеркам” и “девяткам”.
Особенно хорошо подвеска держит удары в
ямах. Автомобиль даже с погнутым рычагом
практически не теряет управляемости.
Единый комплект рычага в сборе с сайлент-блоком
и шаровой опорой стоит 1400 руб. Покупать
же все эти элементы по отдельности
обойдется значительно дороже. Замену
рычага в случае необходимости можно
произвести собственными силами. На эту
операцию уйдет 10-15 минут, а из
инструментов потребуется лишь домкрат.
Тот, кто считает, что раз Skoda Felicia
- автомобиль иностранный, значит, любит
импортную авторезину, вполне может
побаловать его дорогими покрышками. Они
пожестче наших, рассчитаны на высокие
скорости и более стойки к нагреву.
Российские модели шин на скорости свыше
130 км/час зачастую нагреваются, и “обутый”
в них автомобиль начинает “плавать”.
Однако нужно отдавать себе отчет в том,
что Felicia не отличается спортивными
амбициями, а потому отечественные
покрышки будут служить ей не хуже
импортных. К тому же, они лучше “глотают”
дорожные неровности и стыки трамвайных
рельсов. В этой связи специалисты не
советуют гнаться за дорогой иностранной
резиной, а использовать более
приемлемые по цене российские модели
типоразмеров 175/70 R13, 165/80 R13 - они
полностью закрывают данный сегмент
размерности для Felicia.
Андрей ИВАНОВ
Автор благодарит за
консультационную поддержку
специалистов автосалона “Griffin”. |