Первые “подснежники”
В Петербурге нормальной зимы не
может быть по определению. Это время
года на Северо-Западе характеризуется
резкими перепадами температур и частыми
осадками. Неудивительно, что зимой у
дорожных служб традиционно возникает
масса проблем по уборке улиц и дорог от
снега. Например, немногие водители знают,
что для облегчения работы
снегоуборочной техники принято правило
“чет - нечет”. Суть этого правила
заключается в том, что по четным числам
месяца запрещена парковка транспорта на
четной стороне улицы, а по нечетным
числам - соответственно, на нечетной
стороне. Если на дороге стоит автомобиль,
снегоуборочная машина вынуждена его
объезжать, из-за чего вырастают т. н. “подснежники”,
создающие проблемы для движения
транспорта и уборки города.
И вот наступила очередная зима.
Если верить синоптикам, в этом году она
будет морозной. Посему пришло время
поговорить о том, как город подготовился
к уборке снега. Об этом мы беседуем с
начальником отдела механизированной
уборки Комитета по благоустройству и
дорожному хозяйству Администрации
Санкт-Петербурга В. В. МОИСЕЕНКО.
- По нормативным документам,
уборка в зимний период начинается с 16
октября и длится до 15 апреля. Круглый год
мы используем одни и те же машины. Летом
на них устанавливаются бочки с водой,
зимой - кузова с песком, плуги и щетки.
Таких автомобилей у нас 1600. Основной
упор мы делаем на отечественную технику.
К зиме она подготовлена на 90%, т. к.
транспорт, пришедший в негодность,
приходится списывать. Из 1600 автомобилей
800 эксплуатируются более 10 лет (хотя, по
инструкции, этот срок не должен
превышать 7 лет). В прошлом году мы
закупили 100 новых машин; если
обстоятельства сложатся благоприятно, в
2001 г. закупим еще столько же. Пока же
техники не хватает.
На эту зиму мы заготовили 170 тыс.
тонн соли и 200 тыс. тонн песка. Для уборки
снега используется чистая соль и
песчано-соляные смеси с 50% и 10%
содержанием соли.
Чистая соль применяется при
температурах до -7оС. При более низких
температурах она неэффективна. Солью
посыпают дороги с интенсивным движением.
Она нужна для того, чтобы не дать снегу
примерзнуть к асфальту. Там, где нет
интенсивного движения, используют
только песчано-соляную смесь.
Смесь с 50% содержанием соли и
песка применяется при температурах до -16оС.
При более низкой температуре проезжую
часть посыпают смесью, состоящей из 10%
соли и 90% песка. В этих смесях соль
применяется для того, чтобы песок не
слеживался, т. к. на пескобазах он
хранится под открытым небом.
Правила уборки остаются
прежними. Мы руководствуемся
требованиями ГОСТа РФ (P 50597-93) и
Постановлением Администрации Санкт-Петербурга
“Об уборке городских территорий и
вывозе снега в зимний период 2000-2001 гг.”.
По транспортным
эксплуатационным характеристикам
автомобильные дороги делятся на 3 группы:
группа А - автомобильные дороги
с интенсивностью движения более 3000 авт./сут.;
в городах и населенных пунктах -
магистральные дороги скоростного
движения, магистральные улицы
общегородского значения непрерывного
движения;
группа Б - автомобильные дороги
с интенсивностью движения от 1000 до 3000
авт./сут.; в городах и населенных пунктах
- магистральные дороги регулируемого
движения, магистральные улицы
общегородского значения регулируемого
движения и районного значения;
группа В - автомобильные дороги
с интенсивностью движения менее 1000 авт./сут.;
в городах и населенных пунктах - улицы и
дороги местного назначения.
Эти категории не
распространяются на тоннели, виадуки,
подъемы, мосты и т. п.
Кто убирает город?
До перестройки уборкой всего
города руководил ТО “Спецтранс”. В его
структуру входили госпредприятия
разных районов. В 90-х гг. они были
реорганизованы. Раньше одна такая
организация убирала всю северную часть
города. Госпредприятия существуют и по
сей день, но они объединились с
дорожными службами. На сегодняшний день
мы имеем 11 таких предприятий в 20 районах
города. Кроме них, в городе работают еще 5
акционерных обществ, с которыми комитет
заключил договор на уборку. Они работают
и зимой, и летом.
Мы поддерживаем оперативную
связь с ГИБДД. Уборочные машины выезжают
к месту ДТП, чтобы как можно быстрее
ликвидировать последствия аварии (осколки
битых фар, бамперы и т. п).
- Информация о дорожно-транспортных
происшествиях поступает к вам, минуя
предприятия “Спецтранса”?
- Не всегда. Районные
подразделения ГИБДД связываются с
нашими предприятиями и напрямую.
Вывоз снега
- В “пиковые” ситуации на
вывозе снега работают до 500 машин.
Сегодня в Петербурге действуют 35 снежных
свалок, из них только 3 обслуживают центр
города (и те временные). Они находятся на
Обводном канале, Шкиперском протоке и на
набережной Мартынова. Шахты, которые
использовались в этих целях в течение 20
лет, из-за сильного засора пришли в
негодность. А средств на очистку, как
водится, нет.
- Вячеслав Васильевич, хотелось
бы уточнить: какие антигололедные
материалы используются для уборки улиц
за границей?
- В Скандинавских странах,
например, используют те же материалы,
что и у нас, но правила уборки у них
другие. По нашему ГОСТу, проезжую часть
нужно чистить до асфальта, а за границей
разрешают делать накат (оставлять снег
на дороге). Его посыпают сверху
гранитной крошкой, в результате чего
получается эффект наждачной бумаги.
Как и у нас, в Скандинавии
применяют и чистую соль, и песчано-соляные
смеси, а также различные соляные
растворы. Метеосводки там удается
получать быстрее, т. к. на многих
перекрестках установлены датчики,
которые определяют температуру воздуха
и асфальта. Если температура асфальта
упала за нулевую отметку, используются
соляные растворы (чтобы осадки не
превратились в лед). Но работа с ними
требует аккуратности. Если на 1 кв. м
приходится 15-20 г раствора, - асфальт
высохнет, но если будет перебор (25-30 г/1 кв.
м), на проезжей части образуется влага.
Для того чтобы провести правильную
дозировку, необходимо специальное
оборудование, а его у нас пока нет. В этом
году мы планируем проведести
эксперимент на пр. Славы по испытанию
нового антигололедного материала,
разработанного по технологии НИИ “Гипрохим-наука”:
в соль добавят 2% фосфатосодержащих
ингибиторов. Эта добавка не дает соли
въедаться в обувь, колеса и защищает от
коррозии корпус автомобиля. А зеленым
насаждениям фосфатосодержащие
ингибиторы послужат удобрением. |