СПОРТ В ПЕТЕРБУРГЕ

# 23 (54) ноябрь 2000 г.

Колтуши: автокросс возвращается

В последнее время в Петербурге (вслед за бурным развитием футбола) наметилась стойкая тенденция к возрождению былой славы и популярности технических видов спорта, и прежде всего - автомобильных соревнований. В этом легко убедиться, полистав подшивку, например, нашего издания: редкий месяц 2000 года не отмечен несколькими автоспортивными событиями.

Сегодня мы решили рассказать об одном из них: в конце ноября в Колтушах, на спортивно-техническом стадионе возле деревни Красная горка (Ленобласть), состоятся необычные кроссовые соревнования внедорожников. На вопросы корреспондента “Лучшего Выбора” согласились ответить гонщик Сергей ЛЕОНОВ (известный по прозвищу рокер) и организатор гонки Лев СОКОЛОВ.

- Возможно, многим петербуржцам-любителям автоспорта пока мало известно об этих соревнованиях, ведь гонка в Колтушах относительно молода?

Л. С.: Ей нет еще и года. И, однако, мы уже провели 6 соревнований по автокроссу с участием багги, джипов и обычных “кузовов” (как спортивных, так и любительских). Схема соревнований: участникам дается одновременный старт, и они, параллельно друг другу, следуют по трассе. Покрытие - мягкий грунт. На трассе много поворотов, достаточно велик и перепад высот. Главную трудность для гонщиков представляют резкие повороты после спуска. Там нередки “крыши” и сложные перевороты.

- И какая гонка наиболее запомнилась?

Л. С.: Как организатору, мне по душе особенно пришлась последняя - сентябрьская. Все тихо-мирно, мало кто перевернулся (только Павел Тягин на “Ниве”) - трассу все хвалили.

С. Л.: Ну а мне запомнилась другая гонка, где свершилось то, к чему давно себя готовил: как раз после спуска моя “Нива” выполнила фигуру высшего пилотажа - “бочку”. То есть полностью перевернулась, не коснувшись крышей грунта. Я принимаю участие в гонках “4х4” только один год, и до того “крыши” не было... Даже в Кировске на трамплинах такого не случалось, а здесь это очень даже просто...

Л. С.: Мы делаем все возможное, чтобы сократить риск, но исключить перевороты совсем нельзя: спортсмены - люди рисковые. Я видел своими глазами, как багги одного из участников сделала четыре оборота, и могу сказать: зрителям это, конечно, нравится, но организаторам такие секунды даются очень нелегко...

- Можно ли сравнить по сложности трассы в Кировске и Колтушах?

С. Л.: Это совершенно разные трассы. В Кировске - одни трамплины, попрыгать можно, но особенно не разгонишься. А в Колтушах скорость очень высокая, и для короткобазников (каковыми являются “Нивы”) - это главная сложность.

Л. С.: Наша трасса предназначена чисто для автокросса. Когда-то, в советские времена, это словечко было чуть ли не ругательным. Официально автокросс никогда не был в почете. В Ленинграде он практически перестал существовать к началу 80-х годов. А теперь мы пытаемся все это возродить. Пока багги в городе маловато, поэтому мы ставим их на трассу вместе с внедорожниками. В принципе, ее покрытие это позволяет. Конечно, в идеале для джипов нужно что-то вроде полигона, где они могут показать все свои возможности. Но, во-первых, такие трассы в городе уже есть, а во-вторых, я - сторонник относительно скоростных и скоротечных гонок. Чтобы они не затягивались надолго и максимально привлекали внимание зрителей.

- Однако на 25 ноября в Колтушах намечено нечто отнюдь не “скоротечное”?

Л. С.: Да, в этот раз мы проводим 8-часовой марафон внедорожников. Просто решили попробовать здесь знаменитый принцип гонок в Ле Мане и посмотреть, что из этого получится... Условия такие: участниками гонки могут быть только команды, состоящие, как минимум, из одного автомобиля и двух гонщиков. за команду в марафоне можно выставить до 4 автомобилей при неограниченном числе участников... Естественно, в ходе гонки команда может менять автомобиль или гонщика. Победителем считается команда, прошедшая за 8 часов наибольшее количество кругов, а при равном их количестве - команда, прошедшая их за меньшее время.

Может, мы даже переборщили с 8-ю часами, и надо было бы сделать 4 часа. Ну, попробуем... Впрочем, после каждого проезда машины по трассе она становится все более сложной, и возможно, что победителем станет тот, кто последний сломается. То есть мы его, конечно, остановим до того, как он сломается и приз вручим...

- А что же зрители будут все это время делать?

Л. С.: Для болельщиков и зрителей подготовлена развлекательная программа: музыка, концерт и прочее. Если надоест смотреть на джиперов, можно будет и отдохнуть. Никто 8 часов просто так стоять не будет.

- А как соотносятся, по вашему мнению, спорт и зрелищность в таких вот гонках?

С. Л.: Каждый гонщик, выступая на трассе, стремится к лучшему результату, к победе. Иногда - над собой, иногда - над машиной, а чаще всего - над соперниками. Он шлифует свое мастерство, попутно получая заряд адреналинчика. Это и есть спорт. Конечно, многое гонщик делает и на публику, но такое, поверьте, происходит нечасто! Просто в азарте борьбы постепенно отключаются внутренние “тормоза”, и особенно - когда ты видишь, что приводишь этим зрителей в восторг. Понятно, что спортивную победу скорее завоюет профессионал, лучше умеющий обуздывать свои чувства.

А зрители ведь тоже делятся на профессионалов и любителей. Любителям нужны только “крыши”: чтобы кто-то убрался, сломался со страшным треском и так далее. А зритель-профессионал может спокойно стоять и с удовольствием наблюдать, насколько чисто и технично пилот прошел тот или иной поворот.

- На гонках в Кировске организаторы с колоссальным успехом сочетали выступления джиперов с зачетом “мото”. У вас были такие идеи?

Л. С.: Идеи были, но, к сожалению, нам пришлось от них отказаться по довольно странной причине: некорректного поведения мотокроссовиков на трассе и их общей недисциплинированности. На площадке для участников соревнований - там, где располагается парк машин - мотоциклисты устроили погонюшки. Можете себе представить, что после мотоцикла там стало с грунтом! Возникли определенные проблемы, и вплоть до изменения отношения к трассе и организаторам гонки этих “рокеров” мы не приглашаем.

Но вот кого мы всегда с нетерпением ждем в гости - так это “нулевиков”, или любителей. Ведь в Петербурге и области очень много потенциальных гонщиков, что очень хорошо знают как наши водители и пешеходы, так и инспекторы ДПС и ГИБДД... Такие гонщики днем с фонарем ищут, где бы проверить себя и машину, и мы как раз в состоянии им это удовольствие предоставить. На трассе в Колтушах безо всяких изменений в конструкции свое внедорожника и безо всяких последствий для себя и машины любители острых ощущений могут активно отдохнуть. А со временем, попробовав себя в гонке, можно заявить о себе как о настоящем спортсмене. И именно таким путем должна вернуться массовость и популярность в наш вид спорта - я в этом глубоко убежден. Нам, организаторам автомобильных соревнований, нужна максимально структурированная система, в которой “массовый любитель” всегда найдет гонку себе по вкусу: будь то буераки и болота, как у Юры Овчинникова, или головокружительные трамплины Игоря Кана, или наш автокросс, ралли, “кольцо” и так далее. Тогда больше людей будет приезжать, участвовать в соревнованиях и привлекать все больше зрителей, вырывая взрослых и молодежь из нашей общей бесконечной депрессии...

Беседовал

Валерий МЕТЕЛЁВ