|
Колтуши: автокросс
возвращается
В последнее время в Петербурге (вслед
за бурным развитием футбола) наметилась
стойкая тенденция к возрождению былой
славы и популярности технических видов
спорта, и прежде всего - автомобильных
соревнований. В этом легко убедиться,
полистав подшивку, например, нашего
издания: редкий месяц 2000 года не отмечен
несколькими автоспортивными событиями.
Сегодня мы решили рассказать об
одном из них: в конце ноября в Колтушах,
на спортивно-техническом стадионе возле
деревни Красная горка (Ленобласть),
состоятся необычные кроссовые
соревнования внедорожников. На вопросы
корреспондента “Лучшего Выбора”
согласились ответить гонщик Сергей
ЛЕОНОВ (известный по прозвищу рокер) и
организатор гонки Лев СОКОЛОВ.
- Возможно, многим петербуржцам-любителям
автоспорта пока мало известно об этих
соревнованиях, ведь гонка в Колтушах
относительно молода?
Л. С.: Ей нет еще и года. И, однако,
мы уже провели 6 соревнований по
автокроссу с участием багги, джипов и
обычных “кузовов” (как спортивных, так
и любительских). Схема соревнований:
участникам дается одновременный старт,
и они, параллельно друг другу, следуют по
трассе. Покрытие - мягкий грунт. На
трассе много поворотов, достаточно
велик и перепад высот. Главную трудность
для гонщиков представляют резкие
повороты после спуска. Там нередки “крыши”
и сложные перевороты.
- И какая гонка наиболее
запомнилась?
Л. С.: Как организатору, мне по
душе особенно пришлась последняя -
сентябрьская. Все тихо-мирно, мало кто
перевернулся (только Павел Тягин на “Ниве”)
- трассу все хвалили.
С. Л.: Ну а мне запомнилась
другая гонка, где свершилось то, к чему
давно себя готовил: как раз после спуска
моя “Нива” выполнила фигуру высшего
пилотажа - “бочку”. То есть полностью
перевернулась, не коснувшись крышей
грунта. Я принимаю участие в гонках “4х4”
только один год, и до того “крыши” не
было... Даже в Кировске на трамплинах
такого не случалось, а здесь это очень
даже просто...
Л. С.: Мы делаем все возможное,
чтобы сократить риск, но исключить
перевороты совсем нельзя: спортсмены -
люди рисковые. Я видел своими глазами,
как багги одного из участников сделала
четыре оборота, и могу сказать: зрителям
это, конечно, нравится, но организаторам
такие секунды даются очень нелегко...
- Можно ли сравнить по сложности
трассы в Кировске и Колтушах?
С. Л.: Это совершенно разные
трассы. В Кировске - одни трамплины,
попрыгать можно, но особенно не
разгонишься. А в Колтушах скорость очень
высокая, и для короткобазников (каковыми
являются “Нивы”) - это главная
сложность.
Л. С.: Наша трасса предназначена
чисто для автокросса. Когда-то, в
советские времена, это словечко было
чуть ли не ругательным. Официально
автокросс никогда не был в почете. В
Ленинграде он практически перестал
существовать к началу 80-х годов. А теперь
мы пытаемся все это возродить. Пока
багги в городе маловато, поэтому мы
ставим их на трассу вместе с
внедорожниками. В принципе, ее покрытие
это позволяет. Конечно, в идеале для
джипов нужно что-то вроде полигона, где
они могут показать все свои возможности.
Но, во-первых, такие трассы в городе уже
есть, а во-вторых, я - сторонник
относительно скоростных и скоротечных
гонок. Чтобы они не затягивались надолго
и максимально привлекали внимание
зрителей.
- Однако на 25 ноября в Колтушах
намечено нечто отнюдь не “скоротечное”?
Л. С.: Да, в этот раз мы проводим 8-часовой
марафон внедорожников. Просто решили
попробовать здесь знаменитый принцип
гонок в Ле Мане и посмотреть, что из
этого получится... Условия такие:
участниками гонки могут быть только
команды, состоящие, как минимум, из
одного автомобиля и двух гонщиков. за
команду в марафоне можно выставить до 4
автомобилей при неограниченном числе
участников... Естественно, в ходе гонки
команда может менять автомобиль или
гонщика. Победителем считается команда,
прошедшая за 8 часов наибольшее
количество кругов, а при равном их
количестве - команда, прошедшая их за
меньшее время.
Может, мы даже переборщили с 8-ю
часами, и надо было бы сделать 4 часа. Ну,
попробуем... Впрочем, после каждого
проезда машины по трассе она становится
все более сложной, и возможно, что
победителем станет тот, кто последний
сломается. То есть мы его, конечно,
остановим до того, как он сломается и
приз вручим...
- А что же зрители будут все это
время делать?
Л. С.: Для болельщиков и зрителей
подготовлена развлекательная программа:
музыка, концерт и прочее. Если надоест
смотреть на джиперов, можно будет и
отдохнуть. Никто 8 часов просто так
стоять не будет.
- А как соотносятся, по вашему
мнению, спорт и зрелищность в таких вот
гонках?
С. Л.: Каждый гонщик, выступая на
трассе, стремится к лучшему результату,
к победе. Иногда - над собой, иногда - над
машиной, а чаще всего - над соперниками.
Он шлифует свое мастерство, попутно
получая заряд адреналинчика. Это и есть
спорт. Конечно, многое гонщик делает и на
публику, но такое, поверьте, происходит
нечасто! Просто в азарте борьбы
постепенно отключаются внутренние “тормоза”,
и особенно - когда ты видишь, что
приводишь этим зрителей в восторг.
Понятно, что спортивную победу скорее
завоюет профессионал, лучше умеющий
обуздывать свои чувства.
А зрители ведь тоже делятся на
профессионалов и любителей. Любителям
нужны только “крыши”: чтобы кто-то
убрался, сломался со страшным треском и
так далее. А зритель-профессионал может
спокойно стоять и с удовольствием
наблюдать, насколько чисто и технично
пилот прошел тот или иной поворот.
- На гонках в Кировске
организаторы с колоссальным успехом
сочетали выступления джиперов с зачетом
“мото”. У вас были такие идеи?
Л. С.: Идеи были, но, к сожалению,
нам пришлось от них отказаться по
довольно странной причине:
некорректного поведения
мотокроссовиков на трассе и их общей
недисциплинированности. На площадке для
участников соревнований - там, где
располагается парк машин -
мотоциклисты устроили погонюшки. Можете
себе представить, что после мотоцикла
там стало с грунтом! Возникли
определенные проблемы, и вплоть до
изменения отношения к трассе и
организаторам гонки этих “рокеров” мы
не приглашаем.
Но вот кого мы всегда с
нетерпением ждем в гости - так это “нулевиков”,
или любителей. Ведь в Петербурге и
области очень много потенциальных
гонщиков, что очень хорошо знают как
наши водители и пешеходы, так и
инспекторы ДПС и ГИБДД... Такие гонщики
днем с фонарем ищут, где бы проверить
себя и машину, и мы как раз в состоянии им
это удовольствие предоставить. На
трассе в Колтушах безо всяких изменений
в конструкции свое внедорожника и безо
всяких последствий для себя и машины
любители острых ощущений могут активно
отдохнуть. А со временем, попробовав
себя в гонке, можно заявить о себе как о
настоящем спортсмене. И именно таким
путем должна вернуться массовость и
популярность в наш вид спорта - я в этом
глубоко убежден. Нам, организаторам
автомобильных соревнований, нужна
максимально структурированная система,
в которой “массовый любитель” всегда
найдет гонку себе по вкусу: будь то
буераки и болота, как у Юры Овчинникова,
или головокружительные трамплины Игоря
Кана, или наш автокросс, ралли, “кольцо”
и так далее. Тогда больше людей будет
приезжать, участвовать в соревнованиях
и привлекать все больше зрителей,
вырывая взрослых и молодежь из нашей
общей бесконечной депрессии...
Беседовал Валерий
МЕТЕЛЁВ |