|
“Феномобиль”
На заре автомобилестроения
изобретатели долго не могли сделать
выбор: сколько колес должен иметь
самоходный экипаж? Поклонники
традиционных конных карет считали, что 4
колеса. Некоторые инженеры полагали, что
колес должно быть только 3. В итоге правы
оказались первые, но творческие искания
последних оставили свой неизгладимый
след в истории автомобилизма.
Плодом творчества поклонников
3-колесных машин стал “Феномобиль” -
очень популярное в начале века средство
передвижения. Его выпускали многие
автомобильные фирмы в разных странах
более 20 лет подряд. “Феномобили”
представляли собой класс простых,
легких, дешевых и экономичных машин с
одним передним ведущим колесом.
Первый “Феномобиль” появился
в 1907 году. Это была одна из многих,
строившихся тогда десятками фирм легких
3-колесных мотоколясок, которые носили
звучные имена - например, “Циклонетт”,
“Бреннабор”, “Вальтер”, “Дюма”,
Горхэм”, “Диккенсон-Моретт”, “Сурно”,
“Трайдент” и другие.
Основой для “Феномобиля”
послужил именно “Циклонетт”,
выпускавшийся в Берлине с 1904 года. У
первого “Феномобиля” была легкая
трубчатая рама, опиравшаяся на 2 задних
велосипедных колеса. Между ними
располагалось 2-местное сиденье с тентом.
Спереди рамы находилось одно колесо,
укрепленное на чуть наклоненной назад
мотоциклетной вилке с длинным рулевым
рычагом. С его помощью водитель мог
отклонять переднее колесо в разные
стороны. Самым необычным в этой
конструкции было то, что двигатель и
трансмиссия располагались над передним
колесом и поворачивались вместе с ним!
Получилось, что переднее колесо как бы
тянуло за собой весь автомобиль! Такая
переднеприводная конструкция была не
нова в сфере автомобилестроения, ведь
еще в 1769 году француз Н. Кюньо испытал ее
на своей паровой телеге.
“Феномобиль” выпуска 1907 года
имел 2-цилиндровый мотор воздушного
охлаждения объемом 887 кубических
сантиметров. Коробка передач передавала
крутящий момент на переднее колесо при
помощи цепи. Такая конструкция стала
характерной для всех последующих “Феномобилей”,
хотя они с каждым годом становились все
совершеннее. Все эти микролитражки
пользовались спросом у покупателей,
иначе бы их не выпускали. Это сейчас они
отождествляются со средством
передвижения для инвалидов, а в начале
века их широко использовали для
перевозки почты и мелких грузов. “Феномобили”
покупали небогатые люди для загородных
прогулок, иногда их использовали и в
качестве такси. Но все-таки первые “Феномобили”
с большой натяжкой можно было назвать
автомобилями, скорее, это были
мотоколяски.
Настоящие автомобили марки “Феномобиль”
появились только в 1912 году. Их серию
открыла модель 6/12 PS. Если бы не
причудливое переднее колесо с
двигателем, то внешне “Феномобиль”
было бы трудно отличить от настоящего
автомобиля: добротный 4-местный кузов
типа “Фаэтон” на легких оспицованных
колесах, мягкие сиденья, двери, крылья и
переднее лобовое стекло. А вот порядок
оставался типичным для всех подобных
машин. Все то же переднее колесо с
водруженным на него моторчиком и
архаичным рулевым рычагом, на конце
которого находилась ручка для
переключения передач. В своих основных
чертах конструкция “Феномобиля” 1912
года особенно не изменилась по
сравнению с прототипом, однако это уже
был в полном смысле слова 3-колесный
автомобиль.
Открытый кузов с кожаным
фартуком для защиты пассажиров от грязи
сменил добротный кузов с боковыми
дверками и подножками. На месте 2-цилиндрового
моторчика появился 4-цилиндровый 1,5-литровый
двигатель мощностью в 12 лошадиных сил.
Он устанавливался безо всякого кожуха
или капота прямо перед лобовым стеклом,
но располагался поперечно, как у
большинства современных легковых машин.
Этот двигатель охлаждался потоком
встречного воздуха. Кроме того,
принудительный обдув ему обеспечивали
две маленькие крыльчатки, расположенные
перед ребристыми блоками цилиндров.
Сзади двигателя крепился
горизонтальный карбюратор, а спереди -
магнето, сбоку от него находился
массивный чугунный маховик, а выхлопная
труба загибалась вниз, отводя
отработанные газы под днище кузова
автомобиля. Сцепление было для того
времени классическим - конусным, а
коробка передач - 2-ступенчатой. Усилие
от нее передавалось на ось переднего
колеса двумя цепными передачами.
Во время движения “Феномобили”
напоминали сказочныхсуществ: забавно
крутились маховики и зубчатые колесики,
вращались и стрекотали легкие
вентиляторы, пыхтел глушитель, а
водитель с самым серьезным видом при
поворотах водил длинной рукояткой
вправо и влево.
“Феномобили” имели хороший
спрос у покупателей, так как были легки,
дешевы и экономичны. Они снабжались 2-
или 4-местными кузовами, а для такси их
заднюю часть делали закрытой. Кроме того,
имелись также спортивные, почтовые и
грузовые варианты “Феномобилей”. В
годы Первой Мировой войны их
использовали как штабные машины для
среднего офицерского состава.
Во время жуткой инфляции,
разразившейся в Германии после войны, “Феномобиль”
оказался как нельзя кстати, благодаря
своим дешевизне и экономичности. Их
серийный выпуск продолжался до 1927 года,
но, понимая, что спрос на недорогие
машины не вечен, фирма “Феномен” еще в
1920 году начала выпускать нормальные 4-колесные
легковые и грузовые автомобили. Однако в
историю эта фирма вошла именно как
производитель “Феномобилей”.
Позже владельцы фирмы
попытались возродить выпуск 3-колесных
машин, но ставшие более состоятельными
немцы не стали покупать их, и фирма “Феномен”
окончательно переключилась на выпуск
легких грузовиков.
Михаил ПАЗИН |