ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА

# 24 (55) декабрь 2000 г.

“Лейтнер”

На открывшейся в Риге в июне 1901 года выставке, посвященной 700-летию города, фирма “Лейтнер” выставила “первый автомобиль, все составные части которого изготовлены в России”. Так сообщала газета “Прибалтийский край”, однако это не был первый русский автомобиль (до него на этом поприще успешно работали Яковлев и Фрезе), да и 1-цилиндровый двигатель у этого “первого автомобиля” был французским, марки “Де Дион-Бутон”, мощностью 3,5 л. с. Выставленный в Риге автомобиль был 3-местным и оценивался в 2300 рублей. В сентябре 1903 года на автомобиле “Лейтнер” была совершена первая зарубежная поездка по трассе Рига - Кенигсберг и обратно в процессе строительства.

Начиная с 1902 года, компания “Лейтнер” стала копировать различные автомобили фирмы “Де Дион-Бутон”, но использовала на них не французские двигатели, а немецкие - марки “Кудель”. Такой 4-местный “Лейтнер” имел двигатель мощностью 4,5 л. с.

В 1904 году немецкая фирма “Кудель” прекратила выпуск двигателей, поэтому “Лейтнер” стал использовать моторы марки “Фафнир”. Весной 1905 года два рижских автомобилиста совершили поездку из Риги в Берлин на 4-местном автомобиле “Лейтнер” с 2-цилиндровым двигателем “Фафнир” мощностью 6-8 л. с. 2 тыс. километров были пройдены со средней скоростью 20 км/час.

В 1908 году фирма “Лейтнер” прекратила выпуск легковых автомобилей, а в 1909-м обратились к военному министру с предложением строить грузовики для армии. В 1912 году были построены два грузовика “Лейтнер” с двигателями немецкой фирмы “Бюссинг”.

В конце 1915 года фирма “Лейтнер” была эвакуирована в Харьков. Позже на ее основе возник Харьковский велосипедный и авторемонтный завод. Здесь в 1933 году на нем были построены несколько 4-тонных грузовиков “Украина”, но потом Харьковский завод переключился на выпуск только велосипедов.