|
“Лейтнер”
На открывшейся в Риге в июне 1901 года
выставке, посвященной 700-летию города,
фирма “Лейтнер” выставила “первый
автомобиль, все составные части
которого изготовлены в России”. Так
сообщала газета “Прибалтийский край”,
однако это не был первый русский
автомобиль (до него на этом поприще
успешно работали Яковлев и Фрезе), да и 1-цилиндровый
двигатель у этого “первого автомобиля”
был французским, марки “Де Дион-Бутон”,
мощностью 3,5 л. с. Выставленный в Риге
автомобиль был 3-местным и оценивался в
2300 рублей. В сентябре 1903 года на
автомобиле “Лейтнер” была совершена
первая зарубежная поездка по трассе
Рига - Кенигсберг и обратно в процессе
строительства.
Начиная с 1902 года, компания “Лейтнер”
стала копировать различные автомобили
фирмы “Де Дион-Бутон”, но использовала
на них не французские двигатели, а
немецкие - марки “Кудель”. Такой 4-местный
“Лейтнер” имел двигатель мощностью 4,5 л.
с.
В 1904 году немецкая фирма “Кудель”
прекратила выпуск двигателей, поэтому “Лейтнер”
стал использовать моторы марки “Фафнир”.
Весной 1905 года два рижских
автомобилиста совершили поездку из Риги
в Берлин на 4-местном автомобиле “Лейтнер”
с 2-цилиндровым двигателем “Фафнир”
мощностью 6-8 л. с. 2 тыс. километров были
пройдены со средней скоростью 20 км/час.
В 1908 году фирма “Лейтнер”
прекратила выпуск легковых автомобилей,
а в 1909-м обратились к военному министру с
предложением строить грузовики для
армии. В 1912 году были построены два
грузовика “Лейтнер” с двигателями
немецкой фирмы “Бюссинг”.
В конце 1915 года фирма “Лейтнер”
была эвакуирована в Харьков. Позже на ее
основе возник Харьковский велосипедный
и авторемонтный завод. Здесь в 1933 году на
нем были построены несколько 4-тонных
грузовиков “Украина”, но потом
Харьковский завод переключился на
выпуск только велосипедов. |