ВЫБИРАЕМ ПОДЕРЖАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ

# 24 (55) декабрь 2000 г.

Нестареющий XM

 Как известно, автомобили бывают хорошие и плохие, причем последние сегодня постепенно “вымирают”. Наряду с этим есть категория машин, которые не знаешь, как воспринимать и чего от них ожидать - слишком противоречивое впечатление они производят. К числу таких “индивидуалов” принадлежит Citroen ХМ - одна из самых известных и заслуживающих внимания моделей французского автогиганта, только начинающего продвигать свою продукцию на российский рынок.

Со своими особенностями

Премьера этого большого переднеприводного 5-дверного хэтчбека класса люкс (да еще со 167-сильным 3-литровым двигателем, что является редкостью среди современных автомобилей такого класса), состоялась в октябре 1989 года. ХМ заменил собой заслуженную по всем статьям модель СХ. Сложная гидравлическая подвеска, экстравагантная внешность и высокая цена (поначалу), казалось, поставили эту модель Citroen на высокую ступень в иерархии автомобилей бизнес-класса, хотя производители готовы были предложить и “доступные” версии со 122-сильным 2-литровым бензиновым двигателем.

Дизайнеры итальянского кузовного ателье Bertone, продолжая поиски в мире прекрасного, наградили новичка от Citroen ломаным профилем и гранеными плоскостями, что на фоне тенденции ко всеобщему “зализыванию” выглядело несколько странновато. Внутреннее оформление, по сути, соответствовало внешнему виду ХМ. Сочетание протяженных плоскостей с прямыми углами передней панели почти не добавило салону престижного автомобиля необходимой солидности, несмотря на обилие вставок из ценных пород дерева. К тому же, такое решение устарело едва ли не раньше дизайна кузова. Обивка из традиционных материалов - гобелена, велюра и кожи - все же скроена не так, как в моделях СХ и ВХ. Однако оспаривать пути, которыми решили пойти профессиональные дизайнеры из Bertone, не будем: это, как говорится, на любителя. К явным преимуществам салона ХМ относятся низкий уровень шума, высокая степень комфорта, а также наличие тормозов в стандартной комплектации антиблокировочной системы. В этой связи даже подержанные ХМ не выглядят чересчур примитивными, по сравнению с более “свежими” конкурентами. Тем не менее, за пределами родной Франции Citroen ХМ если и снискал популярность, то небольшую, да и то в основном благодаря большому универсалу Сombi, представленному мировой общественности в ноябре 1991 года. Универсал на 25 см длиннее хэтчбека и имеет длину почти 5 метров. Несмотря на то, что объем багажника ХМ Сombi был меньше, чем у предшествующей модели СХ Break, он все же составлял 750 л полезного объема. При необходимости хозяин всегда имел возможность сложить задние спинки второго ряда сидений, получалась довольно просторная “пещера” объемом 1960 л. При столь внушающем “литраже” ХМ Combi готов транспортировать от 530 до 640 кг груза. Данный показатель, в сущности, стал отображением имиджа модели и спектра ее возможного применения. Если СХ Break был, скорее, многопрофильным универсалом и почти тянул на статус мини-вэна, то ХМ Сombi примерил на себя одежду роскошного и комфортабельного средства для поездок на солнечные пляжи Лазурного берега.

В июне 1994 года Citroen ХМ был подвергнут небольшой, но крайне необходимой модернизации. Корпуса наружных зеркал были выполнены в тон кузову и приобрели несколько иную конфигурацию. Более современное оформление получили передняя панель приборов, центральная консоль и “сердцевина” рулевого колеса. Плюс к этому, на автомобиль стали серийно устанавливать надувную подушку безопасности для водителя.

Автовладельцы оценивают салон ХМ исключительно положительно. В автомобиле есть где развернуться, даже если в дорогу отправились 5 взрослых пассажиров с уймой ручной клади. Практически все органы управления скомпонованы таким образом, что желания как-то изменить планировку не возникает. Приходилось даже слышать мнение, что в Citroen ХМ ощущение комфорта сопоставимо со “сто двадцать четвертым” Merсedes-Benz. Из еще не упомянутых нами достоинств нестареющего “француза” автовладельцы отмечают эффективную систему вентиляции и кондиционирования, наличие двух бортовых компьютеров, которые четко информируют водителя о расходе топлива, пробеге на остатке бензина, а также обо всех неисправностях в тестовом режиме. Будущим хозяевам ХМ следует подготовиться к некоторым особенностям, свойственным этой модели. В первую очередь, речь идет об 1-спицевом рулевом колесе (до 1994 года) и о ручном тормозе, действующем, вопреки распространенной схеме, на передние колеса.

Моторы живут долго

С июня 1990 года на машину начали устанавливать 3-литровый 200-сильный двигатель V6 с 24-клапанной головкой блока цилиндров. Тогда же появился и 12-клапанный 2,5-литровый 4-цилиндровый дизель с турбонаддувом. Премьера в конце 1992 года дизеля с турбонаддувом Turbo CT мощностью 145 л. с. еще раз доказала, что дизельные моторы Citroen практически не имеют слабых мест.

Автоматическую трансмиссию устанавливали на все модели, за исключением оснащенных 83-сильным бензиновым двигателем XUD11A/L (до 1997 года) и 129-сильным турбодизелем, выпускаемым с 1995 года. В стандартной же комплектации все без исключения Citroen XM оснащают 5-ступенчатой механической коробкой передач.

Наиболее распространенными в Петербурге являются ХМ с 2-литровым двигателем - как в карбюраторном, так и в инжекторном исполнении. Как показывает практика, система питания автомобиля работает достаточно неплохо, даже при нашем бензине. У старых машин не исключены проблемы с электропроводкой: сырой климат и грязь негативно действуют на разъемы; те, естественно, окисляются, в результате чего эффективность их работы снижается.

Как прочие иномарки, Citroen ХМ требователен к своевременной замене ремня ГРМ. Операция эта производится через каждые 100 тыс. км пробе га. На мощных 3-литровых моторах привод газораспределения цепной, с гидронатяжением. Срок службы цепи по времени соответствует продолжительности работы двигателя. Сам же мотор, по заверениям автомехаников, ходит в среднем 250-300 тыс. км, а 3-литровые версии - и того больше. При этом нередки случаи, когда двигатели употребляют не рекомендуемый заводом-изготовителем бензин АИ-92.

Коробки переключения скоростей Citroen ХМ (и ручная, и “автомат”), по утверждению специалистов автосервиса, зарекомендовали себя с наилучшей стороны. В силу исторически сложившегося слабого спроса на автоматические КПП, машин с “автоматами” в России не так уж и много - более распространены были 5-ступенчатые версии двух типов: для 3-литрового мотора, а также для 2-литрового бензинового и дизельных агрегатов. Основной “болячкой” КПП можно назвать течь сальников приводов, которая случается при больших пробегах. Кулиса же, с этой точки зрения, более надежна. В качестве смазки для КПП авторизованные СТО используют трансмиссионную “синтетику” французской фирмы Total - давнего партнера Citroen.

Технические характеристики
CITROEN XM V6 Combi:

Двигатель, куб. см - 2946
Мощность, л. с. при об/мин -190/5500
Макс. крутящий момент,
Hm при об/мин - 267/4000
Максим. скорость, км/час - 225
Разгон 0-100 км/час, с - 9,9
Расход топлива, л/100 км - 14,0
Габаритные размеры, мм - 4963х1794х1464
Шины - 205/65 R1

Стоимость запчастей
к CITROEN 2.0 л

Ремень ГРМ - 500 руб.
Стартер - 160 -180 $
Генератор - 160-180 $
Сфера гидравлич. - 50 $
Подушка стойки - 110 $
Шаровая опора - 500 руб.
Стойка стабилизат. - 800 руб.
Сайлент-блок - 300 руб.
Наконечникрул.тяги - 600 руб.

Тормозные колодки:
передние - 1100 руб.
задние - 700 руб.
Фильтры:
масляный - 180 руб.
воздушный - 320 руб.
топливный - 250 руб.
Стекла:
лобовое - 160$
боковое передн. - 80$

Специфическая подвеска

При покупке подержанного ХМ особое внимание стоит обратить на подвеску. Система с использованием гидропневматических элементов амортизации, поддержания уровня кузова (а также повышения клиренса) над дорогой и управления ее “жесткостью” в зависимости от дорожных условий достаточно дорога. Вдобавок, системы гидропривода усилителя рулевого механизма и усилителя тормозов питаются от общей с системой подвески магистрали высокого давления. По этой причине их запчасти уникальны, а ремонт может производиться только квалифицированными механиками на фирменном сервисе. Многие отечественные автовладельцы воспринимают это уникальное инженерное изобретение как нечто само собой разумеющееся. В итоге, эксплуатируя машину на максимально допустимом уровне положения кузова, они мгновенно разбивают подвеску. Отчасти на это провоцируют и высокооборотные бензиновые двигатели, которые, как показывает практика, достаточно неприхотливы к качеству топлива.

По свидетельству автолюбителей, ощущения от езды на ХМ - самые приятные: во многом благодаря специфической подвеске с изменяемыми параметрами упругости. В нормальном режиме автомобиль плавно преодолевает неровности дороги; в режиме “спорт”, когда подвеска приобретает дополнительную жесткость, Citroen хорошо удерживает полотно магистрали даже на скоростях, близких к 200 км/час. При этом дисковые (на всех колесах) тормоза, конструктивно выполненные в одном контуре с подвеской и рулевым управлением, можно охарактеризовать как “мертвые”.

Надо признать, что оригинальная гидроподвеска Citroen - применяемая, в частности, и на ХМ - гордость компании. Некоторые читатели удивятся, но это изобретение французы используют еще с 50-х годов. В силу своей эксклюзивности и кажущейся сложности Citroen с гидроподвеской не имели в нашей стране устойчивого спроса. Кроме того, в случае поломки первых вариантов гидроподвески, автомобиль ложился на кузов и попросту останавливался. С 90-х годов у гидроподвески исчезло нижнее стояночное положение, и даже если она окажется неисправной, автомобиль сможет продолжить движение.

В зависимости от возраста автомобиля подвеска может быть марки Hydroactive I и Hydroactive II. По сути, это дополнительные агрегаты, которые регулируют режимы “спорт” и “комфорт”. В режим “спорт” автомобиль переходит в каких-либо экстремальных ситуациях. Переключение режимов при этом происходит автоматически, посредством 5 датчиков (скорости, положения кузова, положения открытых дверей и пр.), которые располагаются на разных узлах и агрегатах. В зависимости от вида дорожного покрытия компьютер выбирает наиболее эффективный режим работы подвески, делая ее более жесткой и легкой в управлении.

По словам специалистов автосервиса, очень надежным элементом подвески являются гидравлические стойки, заменяющие собой классические пружины. Верх стойки венчает аккумулятор давления, представляющий собой шар, в котором имеется полость с азотом. Работа стойки осуществляется за счет сжатия азота. Пожалуй, наиболее слабым местом в данной конструкции являются подвесочные гидравлические сферы и корректоры регулировки высоты кузова. Однако и они при надлежащем обслуживании способны прослужить 5-6 лет. Для демонстрации преимуществ гидроподвески компания Citroen выпустила специальный рекламный ролик, на котором видно, что при наезде на кочки и прочие неровности работают лишь колеса; сам же кузов от раскачки не страдает.

Конструкция гидроподвески относительно сложная, и за ее ремонт возьмется далеко не каждая СТО, не говоря уже об индивидуалах. Без определенных знаний и опыта можно выполнять лишь самые простые операции наподобие замены жидкости или прочистки фильтров.

Основными составляющими гидроподвески ХМ, помимо упомянутых нами сфер, стоек и корректоров, являются гидравлический бачок, насос, создающий давление в системе; далее, в зависимости от модификации, - регулятор расхода жидкости в рулевом управлении и собственно подвеске. Если регулятор конструкцией не предусмотрен, подача жидкости насосом в конкретные системы автомобиля осуществляется раздельно. В гидроконструкции предусмотрено также наличие регулятора давления (создает необходимое давление в системе и поддерживает его в пределах 145-170 бар), предохранительного клапана с датчиком минимального давления, от которого идет разделение на подвеску, и корректоров регулировки клиренса. Дорожный просвет автомобиля на специализированном автосервисе регулируется по специальным точкам замера на 40-точечном подъемнике. Важным элементом гидроподвески Citroen ХМ является также центральный тормозной клапан, или дозатор. Работает он в 2-х режимах: передние колеса запитываются напрямую от гидросистемы, а задние - в зависимости от загруженности автомобиля. Чем больше загружен багажник, тем большее давление идет в задние тормоза. Замена жидкости в гидросистеме ХМ заводом-изготовителем изначально предписывалась через 120 тыс. км, однако автомеханики рекомендуют сократить этот показатель до 60 тыс. км.

На гидравлической жидкости завязана и работа рулевого управления реечного типа. В автомобилях первых годов выпуска преимущественно использовалась сложная конструкция Diravi, которая, в случае ее выхода из строя, меняется вместе с рулевой рейкой. Если говорить о возможных неисправностях рулевого управления, то они такие же, как и на других марках машин. При больших пробегах могут дать знать о себе шаровые шарниры, наконечники рулевых тяг, рулевая машинка, вставляемая в рейку, и т. д. Однако все эти неисправности не создают больших проблем и элементарно устраняются даже на рядовых СТО.

Как мы уже отмечали, дисковые тормозные механизмы на всех колесах ХМ отличаются надежностью. При божеских условиях езды передние тормозные колодки способны исправно служить по 40-50 тыс. км; срок замены задних колодок в 1,5-2 раза выше. Характерной особенностью Citroen ХМ является применение привода стояночного тормоза на передние колеса. Единственный минус ручного тормоза ХМ - частое перетирание тросика привода. Проблем с его заменой у механиков СТО не возникает - операция эта довольно простая и непродолжительная по времени. К тому же, стояночный тормоз ХМ - самоподводящийся. Следует упомянуть и о наличии на автомобиле антиблокировочной системы тормозов, которая устанавливалась на всех модификациях серийно.

При покупке бывшего в эксплуатации ХМ автомеханики советуют обратить внимание прежде всего на подвеску - в частности, на мягкость машины. Она должна отрабатывать все заложенные в ее конструкции положения при подъеме и опускании. Нелишней будет и проверка работы редуктора давления жидкости. При исправном его состоянии должны быть слышны характерные щелчки с интервалом 15-20 секунд. Ну и, конечно, не следует игнорировать осмотр состояния трубопроводов гидросистемы. К сожалению, нередко они имеют следы коррозии и при больших пробегах автомобиля начинают подтекать.

Андрей ИВАНОВ

Редакция выражает благодарность специалистам фирмы “Авто Эксис” за квалифицированную консультацию.