Зима! Водитель негодует…
Сплошь и рядом водители
превышают скорость, полагаясь на свои
опыт и умение управлять машиной. Немало
найдется и тех, кто готов хоть сейчас
сдать экзамен по вождению одной рукой,
но, увы, это не всем и не всегда удается.
С наступлением зимы неизбежно
увеличивается количество аварий.
Автомобильные дороги в это время года
превращаются в источник повышенной
опасности для людей. Даже водителям с
многолетним стажем нужно перестроиться
на новые условия езды.
Пришло время поговорить о
безопасности вождения. Слово -
главному государственному инспектору
ГИБДД Калининского района Б. Г.
МОЛЧАНОВУ.
Как избежать ДТП?
- Начнем с того, что обучение
вождению нужно начинать с теоретической
подготовки. Сейчас мало кто из
автомобилистов может внятно объяснить,
почему автомобиль на дороге “ведет”
или заносит. Понятно, что если водитель
не разбирается в этом вопросе, он не
сможет в критической ситуации
действовать правильно. Поэтому я бы
посоветовал водителям найти
преподавателя и спросить его: “Как и
почему машина попадает в занос, и вообще:
что нужно делать, попав в подобную
ситуацию?”
Освоив теорию, следует овладеть
практическими навыками выхода из
критических ситуаций. В Петербурге есть
автошколы, которые помогают водителям
адаптироваться к зимним дорожным
условиям. Если средства не позволяют,
можно продолжить обучение
самостоятельно. Попробуйте
проанализировать со стороны действия
других водителей. А для того, чтобы
понять, почему автомобиль на скользкой
дороге ведет себя именно так, я бы
посоветовал найти каток или площадку с
укатанным снегом. Она должна быть по
возможности ровной, без каких-либо
препятствий.
Выбор автомобиля
- Необходимо заметить, что
заднеприводные, переднеприводные и
полноприводные автомобили на дороге
ведут себя по-разному.
Возможно, многие со мной не
согласятся, но, на мой взгляд,
заднеприводные автомобили - самые
безопасные. В отличие от других машин,
они быстрее реагируют на скользкую
дорогу, идут в занос. Почувствовав
опасность, водителю лучше снизить
скорость, т. к. лучшая профилактика
заноса - не допускать его вообще, а это
можно достигнуть правильным выбором
скорости. Например, при скорости 5 км/час
машину не занесет даже на катке. Выйти из
заноса непросто даже опытному водителю,
поэтому проще предотвратить его.
Если у вас заднеприводный
автомобиль, не советую на скользкой
дороге обгонять переднеприводные
машины, поскольку скорость, при которой
возникает занос, у них примерно на 10%
выше.
Как только вы почувствуете, что
автомобиль начал буксовать, при
торможении теряется сцепление, машину
против вашей воли разворачивает на
дороге, а колеса раньше обычного идут на
“юз”, необходимо уменьшить скорость.
Притормозив, водитель сразу же поймет,
как ему нужно ехать. Если дорожные
условия этого сделать не позволяют,
советую двигаться с минимальной
скоростью. Выехав на дорогу, состояние
которой вам непонятно, неплохо было бы
применить контрольное торможение.
У полноприводного автомобиля
скорость, при которой возникает занос,
примерно на 10% выше, чем у
переднеприводного. За счет
многочисленных дифференциалов сила
тяги, в зависимости от состояния
проезжей части, равномерно
распределяется на каждое колесо,
поэтому даже на скользкой дороге машина
разгоняется так же резко и быстро, как на
сухом асфальте.
Приобретение полноприводного
автомобиля можно было бы назвать
оптимальным вариантом покупки, но беда
заключается в том, что, несмотря на то,
что при торможении все машины,
независимо от привода на колеса, имеют
одинаковые возможности,
переднеприводные и полноприводные
автомобили провоцируют движение с
большей скоростью.
При торможении на скользкой
дороге, особенно в зимних условиях,
хорошо зарекомендовали себя
антиблокировочные устройства.
Хочется напомнить, что лучше
всего торможение двигателем удается
водителям полноприводных автомобилей;
те, кто сидит за рулем машин с приводом
на передние колеса, оказываются в более
сложной ситуации.
Тормозной путь
- Правила дорожного движения
устанавливают единый порядок дорожного
движения на всей территории России. ПДД
предписывают правильно выбирать
скоростной режим. Максимально
разрешенная скорость при идеальных
дорожных условиях (сухом асфальте) в
черте города составляет 60 км/час. Причем
тормозной путь не должен превышать 50, а
тормозной след - 25 м.
Следовательно, по какой бы
скользкой дороге машина ни двигалась,
тормозной путь не должен превышать
указанной длины.
При торможении автомобиль
должен сохранять прямолинейное
движение.
Когда нужны шипы?
- На мой взгляд, любая реклама
наносит урон нашему обществу - хотя бы
тем, что это непроизводительные затраты.
Водителям забивают голову невероятно
большим количеством автотоваров.
Сегодня на рынке представлено много
разных типов шин с различными рисунками
протектора, в т. ч. и шипованных.
Российским автомобилистам,
часто выезжающим за границу, хорошо
известно, что в Скандинавии все ездят на
шипованной резине, а в Европу, наоборот,
“на шипах” не пускают. Почему?
Шина отлично держит дорогу в
том случае, если она соответствует
условиям эксплуатации. В скандинавских
странах дороги посыпают не песком, а
гранитной крошкой, разрешается делать
накат (оставлять немного снега на
проезжей части). Шипованные шины
идеально подходят для безопасного
вождения зимой. При контакте с дорожным
полотном резина сжимается,
металлические шипы входят в контакт со
снегом или льдом. Они обеспечивают
хорошее сцепление и эффективное
торможение.
В наших условиях применение
шипованных шин не всегда оправдано. У
нас, по ГОСТу, проезжую часть нужно
чистить до асфальта. В центре города
снега не увидишь, но в отдельные дни
бывает гололед. Если шипы упираются в
трамвайные рельсы, камень и т. п., их
сцепление близко к нулю.
Конечно, если идет снег и дороги
покрыты ледяной коркой, при менение
шипованных шин дает эффект. Шины типа “Снежинка”
очень хорошо подходят для езды по
глубокому снегу, но от них мало толку при
гололеде.
Сила сцепления протектора с
дорожным покрытием определяется
площадью контакта: чем она больше, тем
сильнее сцепление. Хорошим сцеплением
отличаются летние шины. Они хорошо
подходят как для асфальта, так и для льда
(но не для заснеженной дороги). Одним
словом, каждая дорога требует своего
колеса.
Подготовила Елена СМИРНОВА |