Автоспорт на невских берегах
В этом номере "ЛВ" мы
решили вспомнить о наиболее интересных событиях
в петербургском автоспорте в ушедшем году и
немного порассуждать о возможном развитии наших
технических видов в году следующем.
Сразу заявим: есть чему порадоваться. Город на
Неве по-прежнему остается "двигателем"
отечественного автоспорта, в то время как Москва
может довольствоваться разве что ролью
"бензобака". Очень многие гонщики (в том
числе московские) говорят, что в Петербурге,
во-первых, соревнований проводится больше;
во-вторых, они подчас интереснее столичных и для
зрителей, и для самих гонщиков. Что ж, убедимся в
этом еще раз и начнем, пожалуй, с "Невского
кольца".
Славу лучшей кольцевой трассы России "Невское
кольцо" по праву завоевало еще в советские
времена. А после реконструкции в середине 90-х
трасса приобрела весомую международную
известность, на что, прежде всего, указывает
сезон 2000 года. 9-этапный чемпионат России по
кольцевым автогонкам не давал соскучиться
петербуржцам: 4 этапа из 9 - у нас! И уже сложилась
своеобразная традиция: центральные российские
автосоревнования торжественно открываются и
закрываются у нас же. Лучшее покрытие,
безопасность, замечательное географическое
расположение - и Москва с Тольятти отдыхают... В
гости к руководству стадиона им. Кирова
зачастили (пока неофициально) чиновники ФИА. Их
отзывы - самые благоприятные; замечания же
касаются лишь инфраструктуры трассы. На
пресс-конференции перед 9-м этапом чемпионата
директор стадиона им. Кирова заявил, что
организаторы трассы рассчитывают в 2001 году
получить международную лицензию на проведение
гонок в классах "Формулы 3" и
"Суперпродакшн". А пока в финале чемпионата
был запущен очередной (и весьма эффектный)
пробный шар - международный заезд в классе
"Суперпродакшн" с участием наших лучших
гонщиков класса "Туризм 2000" (аналога
"Суперпродакшн") и легионеров из Англии,
Германии, Финляндии, Японии. Выиграл заезд финн,
но наш чемпион Дмитрий Ухов отстал от него всего
на 5 секунд. До финиша доехали лишь 9 машин из 23
стартовавших - надо ли говорить, каков был накал и
уровень борьбы, свидетелями которой стали
несколько тысяч зрителей и болельщиков?
И все же в "бочку меда" кольцевого
автоспорта Петербурга необходимо добавить
"ложку дегтя"... И даже не ложку, а несколько
литров... Увы, у нас есть все: трасса, отличные
гонщики всех классов (А. Глебов, А. Кузьмин, А.
Антонов и другие), преданные болельщики,
поддержка городских СМИ - но нет денег, чтобы
создать петербургскую кольцевую команду. В этом
нам Москва (всероссийский "бензобак") не
помощник... Будем надеяться, что международное
признание "Невского кольца" позволит нам
восполнить этот пробел.
Теперь бросим благосклонный взор на родимые
болота, дебри, леса и буераки. Именно там
"гнездится" истинно российский, на наш
взгляд, вид автоспорта. Состязания внедорожников
полностью отвечают русскому складу характера.
Борьба за выживание на суровых просторах
необъятной Родины - это ли не наша жизнь? (Если
обобщить). За 5-6 лет активного существования
гонки "4х4" заняли достойное место в ряду
прочих технических видов, и теперь по своей
популярности едва ли уступают тому же
"Кольцу".
Здесь мы тоже во многом обставили москвичей. У
них, конечно, техника "сурьезней": прям
сплошные иномарки против наших "Нив". Но,
во-первых, "Нива" в руках отчаянного гонщика
- довольно грозный агрегат. А во-вторых, в 2001 году
сразу 3 профессиональные петербургские команды
поедут на Mitsubishi Pajero 3,5 л; так что, еще посмотрим,
кто кого.
Однако главное - это люди, благодаря которым на
невских берегах гонки проводятся чаще, чем в
столице. Да еще новые виды соревнований
появляются - такие, как недавний колтушевский
марафон или (снимаем шляпу!) великолепный,
захватывающий джип-спринт в Кировске. И как ни
жаль, что этой зимой джипы не взлетят над
кировской мототрассой (приземляться не всем
охота...), мы уверены: в будущем году нас ждут
интереснейшие сражения автомобилей с приводом
"4х4". Потому что русские покупают
внедорожники не только для перевозки картофеля и
яблок, а еще и из любви к покорению отечественных
дорог. И пока это так, популярность
"джиперских" видов будет только расти.
Далее речь пойдет о трековых кольцевых гонках в
городе Петра-Ленина. При чем тут вождь, спросите?
Возможно, не все помнят, но когда-то наш гордый
красавец назывался Ленинградом. И вот в то самое
время (точнее, 14 ноября 1965 года) в Ленинграде,
впервые в Советском Союзе (была такая страна)
состоялись трековые гонки на ГАЗ 21. После чего
соревнования стали просто невероятно
популярными по всему СССР. В городе трех
революций - на стадионе "Мототрек", например
- трековые гонки проводились более 200 раз. Правда,
в последнее время зрителей на трибунах
собирается не так много (тысяч на 10 поменьше).
Зато, отдадим должное организаторам и пилотам,
гонки проводятся регулярно: почти каждый месяц. И
поклонники коротких яростных схваток
"кузовов" могут наслаждаться любимым
зрелищем круглый год. А трековые гонщики
постоянно держат себя в форме, набирая
драгоценный опыт, который ой как пригодился бы,
скажем, в кольцевой или раллийной петербургской
команде. Впрочем, такие спортсмены, как Антон
Зайкин, Юрий Ничипорук, да и сам директор трека
Дмитрий Балакан (высококлассный раллийный
автогонщик международного уровня) в подобном
накоплении опыта вряд ли нуждаются! Кстати, Юрий
Ничипорук принял участие в 9-м этапе чемпионата
России по кольцевым гонкам в классе "Туризм
1600", но пока неудачно.
Между тем в Кубке Санкт-Петербурга по трековым
гонкам 2000 года наметилась хорошая тенденция к
появлению новых лидеров. Похоже, что в следующем
сезоне традиционной тройке лидеров (Зайкин,
Никитин, Ничипорук) придется считаться, например,
с Вячеславом Козловским (впервые взошедшим на
пьедестал почета 29 октября) и с Юрием Рудниковым,
блестяще выступившем сразу в нескольких этапах.
Что ж, остается напомнить еще о нескольких
значимых событиях уходящего года. Очень
порадовало в начале сентября проведение 4-го
этапа чемпионата России по картингу 2000 года не
где-нибудь, а на "Невском кольце". Наконец-то
дирекция стадиона им. Кирова и петербургская
картинговая организация достигли понимания в
этом вопросе! Уж не знаю, как именно решался этот
вопрос, но факт налицо, и теперь наш картинг, в
сочетании с лучшим "Кольцом" страны, вполне
может стать большим картингом. (Не будем забывать
о возможном международном признании трассы - а
вдруг она и картингистам заграничным
понравится?). Александр Кузьмин, петербургский
гонщик в классе "Формула С", вполне мог бы
защищать на "Невском кольце" честь
российского картинга.
Наконец несколько слов о международном ралли
"Санкт-Петербург-2000". Событие, что и
говорить, значительное, и наш город вполне может
гордиться этими соревнованиями. Жаль только, что
их освещение в СМИ Петербурга было явно
недостаточным. Короткие сюжеты на
второстепенных каналах ТВ вряд ли могли показать
горожанам ралли во всей красе. Да и добраться до
центра событий (Карельский перешеек) было не
так-то просто. Будем надеяться, что организаторы
ралли и местные телевизионщики в будущем году
больше поработают в этом плане. Зато приятно
отметить II место Дмитрия Балакана в объединенной
зачетной группе - северная столица и здесь
отлично показала себя.
Подводя итог, скажем так: верной дорогой едем,
товарищи! Не все гладко, но, в общем, в нашем
автомобильном спорте есть явные успехи и хорошие
перспективы. Остается только пожелать всем тем
кто душой болеет за автоспорт - гонщикам,
организаторам, преданным болельщикам и зрителям,
- чтобы петербургский "двигатель" и дальше
работал без перебоев.
Валерий МЕТЕЛЁВ |