ВЫБИРАЕМ ПОДЕРЖАННЫЙ А/М

# 25 (56) декабрь 2000 г.

Реальный автомобиль за реальные деньги

По примеру легковых автомобилей, внедорожники тоже можно разделить на классы. Поэтому, начиная рассказ о хорошо известном у нас Nissan Terrano, сразу зачислим его в сегмент стопроцентных "середняков". Сказанное ни в коем случае нельзя принимать за насмешку. Просто, с одной стороны, модель заметно уступает "представительским" Toyota Land Cruiser или Lincoln Navigator, с другой - дает фору "малышам" в лице Jeep Wrangler или KIA Sportage.

Компания Nissan пришла на российский рынок в конце 80-х. Хорошо помнится появление на наших дорогах первых огромных угловатых Patrol. Однако выполнять роль лидера этим джипам на некогда недоступном для рядовых автомобилистов рынке не пришлось: Nissan вытеснили более мощные и комфортные Pajero и Cruiser. Такое положение дел, откровенно говоря, сохраняется и по сей день: даже новая версия Nissan Patrol остается в тени. Совершенно иначе обстоит дело с небольшим внедорожником, относящимся к именно "среднему" джиповскому классу - Nissan Terrano. Автомобиль имеет габаритные размеры и дизайн, схожие с обычными легковыми автомобилями.

С 3-мя дверями тесновато

Первое поколение компактных внедорожников (SUV) Nissan Terrano (WD 21-type) дебютировало в августе 1986 года. Модель с 3-дверным кузовом "универсал" была частично унифицирована с 1-тонными пикапами Navara, имевшими 4-местную "полуторную" (King size) и сдвоенную 6-местную кабины. Обычный пикап (с колесной формулой 4х2 или 4х4) с одинарной 3-местной кабиной отличался формой передних крыльев и капота. На североамериканском рынке модель начала продаваться под названием Pathfinder. А так как SUV в Америке любят использовать в качестве чисто дорожных тягачей для всевозможного рода прицепов, то и вариант с колесной формулой 4х2 стал одним из основных. Он даже потеснил на местном рынке до сих пор чувствовавшую себя весьма вольготно Toyota Hi-Lux Surf. Через 3 года появился и 5-дверных вариант автомобиля, у которого ручки задних дверей были весьма своеобразно закамуфлированы в верхней части задних стоек.

В начале 1993 года с конвейера завода в испанской Барселоне сошли как близнецы похожие друг на друга Nissan Terrano II и Ford Maverick, которые также относились к вошедшему в моду в начале 90-х классу компактных внедорожников. Модель Nissan, выглядевшая крепышом и в то же время довольно аккуратно, была спроектирована специально для европейского рынка. Сначала там появилась версия с короткой базой (2450 мм) и 3-дверным кузовом (4105х1735х1800 мм). Комфортный салон, однако багажник за задними сиденьями чересчур маленький (425 л) и не очень удобен. Чтобы перевезти мало-мальски серьезный багаж, заднее кресло, складывающееся по частям, нужно откинуть, и тогда объем багажного отделения увеличится до 1650 л. Следует отметить не очень приятную процедуру посадки-высадки пассажиров на заднее сиденье (что, кстати, свойственно большинству кузовов с двумя боковыми дверями), а также продольную раскачку кузова на дорожных неровностях. Этих недостатков практически лишена удлиненная до 2650 мм по базе 5-дверная версия с габаритными размерами 4585х1733х1810 мм. Объем багажника в ней увеличен до 1900 л, однако его ограничивает установленное на некоторых версиях дополнительное 2-местное сиденье. Правда, и в этой модификации автовладельцы отмечают неудобства посадки как через передние, так и через задние двери.

Nissan Terrano/Pathfinder производили в Японии до 1996 года, после чего передали на филиалы в Юго-Восточной Азии. В 1995 году в Японии появилось новое поколение Pathfinder (R50-type) с постоянным полным приводом и вискомуфтами в трансмиссии. Эту модель отличают сглаженные формы кузова, из-за которых, к сожалению, она слишком стала походить на своего главного конкурента - Toyota 4-Runner. Тем не менее, это не помешало для рынка США создать на ее базе люксовую версию Infiniti QX4 (в Японии - Nissan Regulus) с самым богатым оснащением салона.

Terrano популярен благодаря прочности, долговечности и относительной дешевизне, а двигатели Nissan пользуются репутацией надежных и неприхотливых. Специалисты разве что советуют избегать подержанных версий с Ближнего Востока и из Африки, так как они совершенно не приспособлены к российским климатическим условиям; к тому же, износ двигателя и трансмиссии у них обычно изрядный. Нежелательна и покупка моделей с фаркопом - слишком много предлагают машин с изношенным сцеплением, трансмиссией и силовым агрегатом.

Педали высоковаты

Интерьер Nissan Terrano, как и его кузов, напоминает средний японский легковой автомобиль. Ни одного намека на роскошь и изысканность, все только самое необходимое: серый пластик, яркие тканевые вставки, ковровое покрытие пола в задней части - под которой, кстати, в зимнее время любит собираться вода.

Панель приборов в типичном для "японцев" середины 80-х годов прямоугольном стиле ничего особенного собой не представляет. Некоторому "облагораживанию" переднюю панель подвергли на Terrano второго поколения. Заметно сглаженные углы козырька и центральной консоли индивидуальности интерьеру автомобиля не добавили. Над средней частью панели, как и положено японскому внедорожнику, возвышается небольшой кожух, который как бы объединяет в себе поперечный и продольный кренометры и совершенно бесполезный на равнинной местности альтиметр. Все приборы хорошо читаемы, а все рычаги, включая рычаг "раздатки", легко доступны - что, в общем-то, неудивительно.

Некоторые претензии у владельцев Terrano возникают к водительскому сиденью, посадка в которое, несмотря на многочисленные регулировки наклонов спинки и подушки сиденья, далека от оптимальной. Человек среднего роста за рулем вынужден вытягивать шею, словно в "Таврии", иначе трудно различить "нос" машины. Высокому же человеку, из-за слишком близко расположенных педалей, просто некуда девать ноги. Через несколько минут движения у водителя появляется жгучее желание выйти из автомобиля и размять ноги. При этом даже регулировка рулевой колонки помогает мало.

"Бедная" вентиляция

Рулевое колесо Terrano имеет небольшой недостаток - кнопка звукового сигнала. Она имеет размер с обычную пуговицу и при этом еще утоплена в ступицу. Попасть в нее пальцем в экстренной ситуации без определенной тренировки крайне трудно. Проделать это всей ладонью также непросто - кнопка сидит глубоко. Ко всему прочему, кнопка в некоторых случаях залипает. Случается это, как показывает практика, после частых "бибиканий" днем. Поэтому есть примеры непроизвольного срабатывания звукового сигнала под окнами домов ночью. Говорят, ревет Terrano на манер разъяренного Шерхана, и беда, если ваш сосед припас для такого случая увесистый кирпич на балконе.

На фоне этого милого "пустячка" остальные особенности салона Terrano можно назвать мелочью. Ну что такое, к примеру, пепельница? Расположена она под воздушным дефлектором системы отопления и вентиляции. Но при некоторых положениях рычажка направления обдува донести пепел сигареты до пепельницы практически невозможно. Поток воздуха быстро подхватывает его, и в этом случае никто не даст ломаного су, что ваш белоснежный свитер останется первозданно чистым.

Тут надо заметить, что в целом система вентиляции салона Nissan Terrano зарекомендовала себя не самой лучшей стороны. С наступлением холодов очевидным становится тот факт, что в режиме забора наружного воздуха тепла от "печки" не дождешься. При внутренней же циркуляции дует совсем даже неплохо. Причиной этого могут служить забитые листвой, семенами, тополиным пухом и пр. воздухозаборники. Из вентиляционных решеток в низу дверей, наоборот, сифонит всегда. Бывалые автовладельцы рекомендуют на зиму заклеивать их липкой лентой.

Вентиляция Terrano преподносит и другие сюрпризы. Под ковриками переднего пассажира и водителя зимой всегда сыро. Это вполне естественно, и поэтому приходится их периодически поднимать для просушки теплым воздухом из отопителя. Примерно та же история - с багажником. Под его мягким ковриком, наклеенным на водонепроницаемую основу, постоянно скапливается конденсат. Особенно характерно это явление у задней двери, что даже может привести к появлению ржавчины.

Вентиляционные отверстия задних фонарей выходят в салон, откуда в них поступает теплый воздух. Летом это, конечно, удобно: ни дождь, ни брызги не страшны. Зато зимой внутренности фонарей отпотевают, и понемногу скапливается конденсат, который в итоге может привести к коррозии.

Советы на зиму

Nissan TerranoПосле ночной стоянки, изобиловавшей снегопадом, прежде чем открыть дверь Terrano, приходится сметать с крыши снег. Дело в том, что верхняя часть двери образует с крышей своеобразную горизонтальную площадку. И если не использовать щетку, ком снега неминуемо окажется на сиденье.

Обильный снегопад оказывает негативное воздействие на работу щеток лобового стекла. Они быстро покрываются коркой льда и в таком состоянии способны лишь размазывать грязь. Подвода теплого воздуха к ним нет - впору останавливаться и скалывать льдинки подручными средствами. На фоне этой "беды" заметно преимущество щетки задней двери. В исходном положении она ставится на специальный упорчик-ступеньку и самого стекла не касается, в связи с чем к нему и не примерзает. Правда, надо признать, что пользоваться задней щеткой приходится крайне редко. Дефлектор на крыше автомобиля отклоняет поток воздуха таким образом, что стекло всегда остается чистым. Однако так бывает лишь при наличии задних брызговиков. Без них никакой дефлектор не спасет - стекло и запасное колесо мгновенно покрываются грязью.

Единственное, с чем не у владельца Nissan Terrano будет проблем, так это с чистотой наружных фар: ее поддерживают мощные водяные форсунки. Их струи способны сбить даже комья засохшей грязи. Признаться, это большой плюс - в слякоть не надо выскакивать из автомобиля и протирать фары вручную.

Изредка хлопоты может доставить зимняя мойка. Пористые уплотнители дверей впитывают воду и примерзают к проемам. Если автомобиль сразу не высушить, открыть дверь будет проблематично. Как правило, уплотнитель вырывается из пластмассовых держателей на дверях и остается на том месте, где примерз. Так же коварны и дверные замки. Иной раз после мойки их приходится отогревать кипятком. Чтобы не иметь со всем этим лишней головной боли, "резинки" и замки можно пропитать водоотталкивающей смазкой типа WD-40. Ею же можно обработать защелку и лючок топливного бака - явно не повредит.

Запаздывание переднего моста

5-местный полноприводный Nissan Terrano на мощной лонжеронной раме с 2-ступенчатой раздаточной коробкой и блокировкой заднего дифференциала вполне отвечает современным понятиям о внедорожниках, однако, с Patrol ему на полном бездорожье лучше не меряться силами. Передний мост подключается с запаздыванием, зато он оснащен разъединяемыми автоматическими муфтами, встроенными в ступицы колес. Поэтому переход к заднеприводному "шоссейному" состоянию много времени не занимает и позволяет значительно экономить топливо.

Рулевое колесо с гидроусилителем в меру легкое и не пытается вырваться из рук даже на полномасштабных выбоинах дороги - с которыми, кстати, эффективно борется подвеска Terrano. Она имеет 2 уровня жесткости: спортивный (когда кузов меньше кренится в поворотах) и комфортный (когда все неровности дорожного покрытия длинноходная подвеска как бы не замечает). Переключение режимов электрическое - посредством клавишей возле рычага селектора коробки передач.

Рядом с последним расположен рычаг управления раздаточной коробкой. Они имеет несколько положений: 2Н - включен задний мост, в "раздатке" повышенная передача; 4Н - то же, но включен и передний мост; 4L - оба моста и демультипликатор; N - нейтраль. Такой широкий диапазон регулировки тяги более чем достаточен - полностью реализовать его можно, разве что буксируя легкий грузовик. Удобным можно назвать и то, что в положении 2Н передний мост отключается полностью. В отличие от нашего "Уазика", где для этого необходимо снимать колпаки ступиц и вручную ключом разводить муфты, на Terrano они автоматические. Иными словами, включаются только под нагрузкой, а без таковой не крутят почем зря трансмиссию переднего моста.

Правда, есть и обратная сторона медали. Дело в том, что раскачивать автомобиль в грязи, попеременно включая первую и заднюю передачи, очень трудно. Во-первых, передний мост включается с заметным запаздыванием, а, во-вторых, гидротрансформатор коробки передач не так "скор", как жесткая механическая связь в обычных КПП. Этой-то малости порой и не хватает для попадания в резонанс.

Впрочем, чтобы так крепко лечь на "брюхо", надо оказаться как минимум на танковом полигоне поздней осенью. Любителям таких экстремальных поездок по бездорожью лучше всего иметь в багажнике Terrano надежную совковую лопату - компактной армейской в случае чего не обойтись.

Однако если лавры крутого джипера вас не прельщают, лучше всего вернуться на асфальт. Все же на твердом, ровном покрытии автомобиль проводит большую часть своей "жизни". Здесь поведение Terrano вызывает лишь положительные эмоции, и практически все владельцы модели в этом солидарны. Будем откровенны: поездка на Nissan, пусть даже 7-10-летней давности, куда приятнее, чем на ульяновском "козелке". Устойчивость на шоссе вполне достаточна для движения в любую погоду с высокой скоростью. На автомобиль, в зависимости от исполнения, ставили и узкие, и широкие колеса, что сильно влияет на управляемость. Правда, и на асфальте "японец" выказал небольшой "грешок" - высокий расход бензина. При аккуратном и неторопливом (до 90 км/час) движении по трассе еще можно уложиться в 12 литров на "сотню", однако в условиях реальной городской эксплуатации едва хватает 16 л. А если постоянно устраивать спринтерские гонки у светофоров, расход топлива увеличится до 20 л/100 км. В этом плане может утешить лишь одно: аппетиты нашего УАЗа, считающегося одноклассником Terrano, ничуть не меньше (при этом внутренний комфорт на порядок ниже). До идеала обоим автомобилям далеко. Таковым можно считать разве что Емелину печку, но она не из этой жизни.

Из разряда "неубиваемых"

Как мы отметили чуть раньше, подвеска Terrano оставляет самые хорошие впечатления. В немалой степени благодаря простоте своей конструкции. Независимая 2-рычажная схема спереди в определенной степени напоминает подвеску вазовской "классики", только в более мощной версии: такие же раздельные передние амортизаторы, две шаровые опоры, редуктор переднего моста, стабилизатор поперечной устойчивости с 2-мя вертикальными (нешарнирными) стойками, вместо пружин - торсионы.

О надежности элементов подвески свидетельствуют цифры их бесперебойной работы до полной или частичной замены. Так, шаровые опоры ходят, как правило, 100 тыс. км пробега, сайлент-блоки - до 150 тыс. км, ступичные подшипники (требующие лишь периодической регулировки и смазки при ТО) - до 200 тыс. км. Последнего показателя достигают и амортизаторы, которые в базовой комплектации идут в гидравлическом варианте. Нередки случаи, когда автовладельцы меняют их на газовые. Для Nissan Terrano это вполне оправдано - на высоких скоростях кузов меньше раскачивается. Редко когда дефекты имеет редуктор переднего моста. Если своевременно смазывать его крестовины, они прослужат до 250 тыс. км. Здесь стоит уточнить, что таких пробегов можно достичь при использовании лишь оригинальных запчастей. Неоригинальные детали, хоть и дешевле, служат в 2-3 раза меньше. Вышеприведенные цифры дают право специалистам автосервиса отнести Nissan Terrano к классу так называемых "неубиваемых" машин. Не случайно простую и надежную конструкцию подвески этого внедорожника позаимствовали инженеры Tоyota при создании роскошного Land Cruiser 100.

Своевременная смазка

Не отличается особыми изысками инженерной мысли и задня подвеска. В отличие от Terrano II (с самоблокирующимся мостом), мост "первого" Terrano классический: редуктор, сателлиты, полуоси с сальниками и подшипниками. Компанию четырем продольным реактивным и одной поперечной тягам составляет стабилизатор поперечной устойчивости, который не позволяет тяжелому автомобилю сильно раскачиваться. Своеобразное виляние "кормы" внедорожника может проявиться при пробеге свыше 100 тыс. км. Это первый признак износа штанг задних тяг. Покупая автомобиль, следует покрутить рулем вправо-влево и определить степень "подвиливания" (возникает кратковременное ощущение невесомости). Если оно налицо, желательно заменить все штанги (10 штук) сразу. Стоимость каждого элемента - 20 долларов.

Руль, как мы уже говорили, охотно откликается на действие водителя - во многом благодаря наличию гидроусилителя, устанавливавшегося на всех модификациях Terrano. Конструкция рулевого управления - классическая: смазываемый маятниковый рычаг, 2 наконечника рулевых тяг и средняя тяга. Эти элементы достаточно долговечны и способны прослужить 100 и более тысяч километров. Крестовина подлежит смазыванию каждые 10 тыс. км пробега; что же касается непосредственно тяг, автомеханики советуют врезать в них масленочки и также периодически смазывать.

Тяжелый автомобиль должен иметь надежные тормоза, и с этой точки зрения Nissan жаловаться не на что. Даже без ABS (были и такие модификации) внедорожник демонстрирует завидное торможение. Этому в немалой степени способствуют передние дисковые вентилируемые тормоза, оригинальные тормозные колодки которых беспроблемно служат до 30 тыс. км пробега. Самоустанавливающиеся колодки задних барабанных тормозов и вовсе можно назвать "долгожителями" - при более-менее щадящем режиме вождения они способны проходить до замены 200-250 тыс. км, при этом износ колодок до 1,5 мм вполне допускается. Тормозная система в целом имеет так называемую разводку по заднему мосту: регулятор тормозов расположен сзади, используемая тормозная жидкость - ДОТ-4.

Выбор небольшой, но надежный

Выбор двигателей на внедорожниках, по сравнению с легковыми моделями, как правило, не очень большой. Так, для японского рынка Terrano оснащали 2,7-литровым 85-сильным дизелем и 2,4-литровым 101-сильным карбюраторным мотором Z24S от полутонного пикапа. На экспорт же шли преимущественно модели со 100-сильным турбодизелем и инжекторным 103-сильным двигателем тех же объемов, а также 3-литровым 136-сильным (для рынка США - 147-сильным) V6.

Передняя часть силового агрегата Terrano защищена небольшим стальным картером, задняя. Двигатель имеет 3 точки крепления: 2 опоры расположены спереди и одна - на коробке передач. Последняя, в свою очередь, имеет две степени амортизации: сама, как таковая, выступает в роли амортизатора и в то же время крепится к поперечной через сайлент-блоки. Данная схема крепления свойственна дизельному двигателю - у бензинового она заметно проще в связи с его меньшей детонацией.

Дизельные Nissan Terrano I встречаются на улицах реже своих бензиновых аналогов. Это связано с тем, что пик продажи этой модели пришелся на те времена, когда отношение населения ко всем дизелям было, мягко говоря, предвзятым. На деле же, как показывает практика, дизельные Terrano достаточно надежны и долговечны. Во всяком случае, свои 200 тыс. км и турбина, и свечи накаливания служат без каких-либо проблем. Единственное, не стоит "угощать" дизельный мотор некачественной соляркой: от этого увеличиваются вибрация и шумность работы.

Критически относятся к смесям топлива и бензиновые двигатели Terrano. Характерный признак плохой заправки - подергивания автомобиля. Чтобы этого избежать, следует определиться в выборе приемлемой, на ваш взгляд, АЗС и, по возможности, заправляться на ней. Следя, таким образом за "здоровьем" своего двигателя, вполне реально продлить его "жизнь" до 300 и даже 500 тыс. км пробега. Согласитесь, внушительные цифры.

Наиболее предпочтительной и, как выяснилось, самой распространенной у нас является 3-литровая версия автомобиля. Именно этот "литраж" способен обеспечить отнюдь не легкому внедорожнику достаточную динамику. Особых претензий к моторам предъявить нельзя - как известно, Nissan славится своими движками. Рецепт их долголетия банален: своевременная замена свечей зажигания, масла, фильтров, ремней ГРМ (каждые 80-100 тыс. км пробега). При соблюдении этих рекомендаций, пожалуй, единственной головной болью двигателей Terrano может стать течь сальников (особенно переднего), дающая о себе знать исключительно от времени. И еще один совет: помните о топливном баке. Расположен он не совсем удачно - не сбоку, как у большинства внедорожников, а в заднем свесе. Поэтому при соскоке с высокого поребрика вероятна возможность удара о его защиту.

Автомобиль -"работяга"

Устойчивость кузова Terrano (крепящегося 10 подушками к раме) к появлению коррозии можно охарактеризовать как высокую. Заводская оцинковка является неплохой гарантией сохранности железа в первозданном виде даже после 10 лет эксплуатации автомобиля. (Естественно, при отсутствии явных признаков попадания в ДТП).

Давая нашему герою финальную характеристику, Terrano I можно порекомендовать тем людям, кто видит в автомобиле не просто средство передвижения, а добротно исполненного "работягу" на каждый день, обеспечивающего приемлемый комфорт вкупе с так востребованными в наших условиях внедорожными способностями. Причем все это - за вполне реальные деньги (3,9-5,5 тыс. $ за автомобиль 1989-1991 гг.).

Андрей ИВАНОВ

Благодарим за консультационную поддержку специалистов фирмы "Знамя-Мегасервис".