ПУТЕШЕСТВИЯ

# 01 (57) январь 2001 г.

Автомобильные музеи Финляндии

По числу жителей Санкт-Петербург и Финляндия, в которой проживает немногим более 5 миллионов человек, примерно равны, но по числу автомобилей наши северные соседи опережают нас в несколько раз. Как развивался автотранспорт в стране, которая, кстати, более 100 лет назад на правах Великого княжества входила в состав Российской Империи?

В Финляндии имеется несколько музеев, в экспозициях которых представлены автомобили. Наиболее крупные из них:

- Автомобильный музей в Хельсинки;

- Автомобильный музей в Экспоо;

- Музей авто- и мотоспорта Финляндии.

Историю развития автомобилизма Финляндии, начиная с 1910 года, можно узнать, посетив Автомобильный музей в Хельсинки. В нем, кроме около 30 экземпляров уникальных машин, экспонируется и множество других заслуживающих внимание моделей автомобилей.

Автомобильный музей в Эспоо, города-спутника Хельсинки, - самый большой и старый музей средств передвижения в Финляндии. В нем представлены автотранспортные средства (автомобили, мотоциклы, мопеды, велосипеды), изготовленные в 1900-1960-х годах. Музейная коллекция автомобилей насчитывает около 100 экспонатов. Здесь имеются неплохие образцы дорогих авто США и спортивных машин. Очень интересно довольно полное собрание советских автомобилей: "Москвич", "Победа", "Волга", "Ялта" и "ИФА", - завезенных в Финляндию после Второй Мировой войны. Флагманом этой исторической группы является "Чайка". Этот экспонат, некогда один из самых комфортабельных автомобилей своего времени, нередко участвует в различных мероприятиях в Финляндии и за ее пределами.

В мае 2000 года в Хельсинки открылся Музей авто- и мотоспорта Финляндии. Посетить его будет интересно не только почитателям авто- и мотоспорта, но и любознательным любителям истории. По его стендам можно легко проследить хронологию автомобилизации Финляндии.

1895 г. - По финской земле проехал первый автомобиль. Он принадлежал представительству французской нефтяной компании.

1901 г. - 22 сентября появилось объявление о завозе в Финляндию первой партии машин. Это были автомобили Phoebus, развивавшие скорость до 40 км/час. Продавались они по 2 тыс. финских марок за штуку. (Финляндия, хотя до декабря 1917 года и входила в состав Российской Империи, но имела собственную валюту). Что примечательно: в эту сумму входила оплата уроков вождения с инструктором.

1902 г. - Существующая и ныне фирма Stockmann начала завоз в Финляндию автомобилей Ford.

1910 г. - На льду Выборгского залива были проведены первые на территории Финляндии автомобильные гонки на автомобиле Adler. Победил гонщик Николаев.

1913 г. - Народный умелец из региона Раума изготовил первый финский автомобиль.

1918 г. - Власти запретили движение на автомобилях и мотоциклах без специальных разрешений. У нарушителей конфисковали бензин.

1921 г. - Начали развиваться государственные автомобильные дороги: 23800 км дорог было, по сути говоря, национализировано.

Ввели налог на владельцев транспортных средств, который составлял:

- 50 марок за мотоцикл;

- 100 марок за грузовик;

- 300 марок за легковой автомобиль.

С владельцев автомашин с двигателем мощностью более 15 л. с. взимался прогрессивный налог.

1922 г. - Стало обязательным прохождение техосмотра.

1926 г. - Вышел закон, согласно которому водители-нарушители наказывались:

- за превышение скорости - 3 месяца тюрьмы;

- за вождение в пьяном виде - 1 год тюрьмы.

1939 г. - Большая часть автомобилей была реквизирована для нужд армии.

1940 г. - В Вооруженных Силах Финляндии насчитывалось 10 тыс. автомобилей.

1944 г. - Финская армия, для которой война закончилась, располагали 20 тыс. автомобилей.

1945 г. - Правительство вернуло хозяевам реквизированные автомобили и выплатило компенсацию за амортизацию:

- 40 пени за 1 км пробега легкового автомобиля;

- 50 пени за 1 км пробега грузовика.

1949 г. - В стране начинался автомобильный бум, но из-за нехватки валюты (Финляндия выплатила репарации, по нынешнему курсу равные 500 миллионов долларов США) покупали, в основном, автомобили, изготовленные в СССР.

2000 г. - В Финляндии зарегистрировано 3.568.704 автомобиля, из них 2.069.222 находятся в личном пользовании.

Александр КИЛИПЕНКО

За помощью в подготовке материала автор благодарит секретаря по маркетингу Центра по развитию туризма Финляндии госпожу Кристину Серышеву.

<