Автомобильные музеи Финляндии
По числу жителей Санкт-Петербург и
Финляндия, в которой проживает немногим более 5
миллионов человек, примерно равны, но по числу
автомобилей наши северные соседи опережают нас в
несколько раз. Как развивался автотранспорт в
стране, которая, кстати, более 100 лет назад на
правах Великого княжества входила в состав
Российской Империи?
В Финляндии имеется несколько музеев, в
экспозициях которых представлены автомобили.
Наиболее крупные из них:
- Автомобильный музей в Хельсинки;
- Автомобильный музей в Экспоо;
- Музей авто- и мотоспорта Финляндии.
Историю развития автомобилизма Финляндии,
начиная с 1910 года, можно узнать, посетив
Автомобильный музей в Хельсинки. В нем, кроме
около 30 экземпляров уникальных машин,
экспонируется и множество других заслуживающих
внимание моделей автомобилей.
Автомобильный музей в Эспоо, города-спутника
Хельсинки, - самый большой и старый музей средств
передвижения в Финляндии. В нем представлены
автотранспортные средства (автомобили,
мотоциклы, мопеды, велосипеды), изготовленные в
1900-1960-х годах. Музейная коллекция автомобилей
насчитывает около 100 экспонатов. Здесь имеются
неплохие образцы дорогих авто США и спортивных
машин. Очень интересно довольно полное собрание
советских автомобилей: "Москвич", "Победа",
"Волга", "Ялта" и "ИФА", - завезенных
в Финляндию после Второй Мировой войны.
Флагманом этой исторической группы является "Чайка".
Этот экспонат, некогда один из самых
комфортабельных автомобилей своего времени,
нередко участвует в различных мероприятиях в
Финляндии и за ее пределами.
В мае 2000 года в Хельсинки открылся Музей авто- и
мотоспорта Финляндии. Посетить его будет
интересно не только почитателям авто- и
мотоспорта, но и любознательным любителям
истории. По его стендам можно легко проследить
хронологию автомобилизации Финляндии.
1895 г. - По финской земле проехал первый автомобиль.
Он принадлежал представительству французской
нефтяной компании.
1901 г. - 22 сентября появилось объявление о завозе в
Финляндию первой партии машин. Это были
автомобили Phoebus, развивавшие скорость до 40 км/час.
Продавались они по 2 тыс. финских марок за штуку. (Финляндия,
хотя до декабря 1917 года и входила в состав
Российской Империи, но имела собственную валюту).
Что примечательно: в эту сумму входила оплата
уроков вождения с инструктором.
1902 г. - Существующая и ныне фирма Stockmann начала
завоз в Финляндию автомобилей Ford.
1910 г. - На льду Выборгского залива были проведены
первые на территории Финляндии автомобильные
гонки на автомобиле Adler. Победил гонщик Николаев.
1913 г. - Народный умелец из региона Раума изготовил
первый финский автомобиль.
1918 г. - Власти запретили движение на автомобилях и
мотоциклах без специальных разрешений. У
нарушителей конфисковали бензин.
1921 г. - Начали развиваться государственные
автомобильные дороги: 23800 км дорог было, по сути
говоря, национализировано.
Ввели налог на владельцев транспортных средств,
который составлял:
- 50 марок за мотоцикл;
- 100 марок за грузовик;
- 300 марок за легковой автомобиль.
С владельцев автомашин с двигателем мощностью
более 15 л. с. взимался прогрессивный налог.
1922 г. - Стало обязательным прохождение техосмотра.
1926 г. - Вышел закон, согласно которому водители-нарушители
наказывались:
- за превышение скорости - 3 месяца тюрьмы;
- за вождение в пьяном виде - 1 год тюрьмы.
1939 г. - Большая часть автомобилей была
реквизирована для нужд армии.
1940 г. - В Вооруженных Силах Финляндии
насчитывалось 10 тыс. автомобилей.
1944 г. - Финская армия, для которой война
закончилась, располагали 20 тыс. автомобилей.
1945 г. - Правительство вернуло хозяевам
реквизированные автомобили и выплатило
компенсацию за амортизацию:
- 40 пени за 1 км пробега легкового автомобиля;
- 50 пени за 1 км пробега грузовика.
1949 г. - В стране начинался автомобильный бум, но из-за
нехватки валюты (Финляндия выплатила репарации,
по нынешнему курсу равные 500 миллионов долларов
США) покупали, в основном, автомобили,
изготовленные в СССР.
2000 г. - В Финляндии зарегистрировано 3.568.704
автомобиля, из них 2.069.222 находятся в личном
пользовании.
Александр КИЛИПЕНКО
За помощью в подготовке материала
автор благодарит секретаря по маркетингу Центра
по развитию туризма Финляндии госпожу Кристину
Серышеву. |