Новое об CB-радио
Наконец-то дожили: российские власти
всерьез озаботились увеличением аварийности на
дорогах. Министерство транспорта РФ, в рамках
программы "Повышение безопасности дорожного
движения" (1996-98 гг.), приступила к реализации
проекта первой в России системы бесплатной связи
для автомобилистов в диапазоне частот 27 МГц.
Проект предусматривает создание вдоль
магистралей федерального значения сети
диспетчерских пунктов, поддерживающих
радиосвязь с пользователями СВ-радиостанций.
Связь в экстренных случаях
Пользователи CB имеют возможность
общаться со множеством диспетчерский служб. "Служба
спасения 911" создана для оказания помощи
гражданам в экстремальных ситуациях. Она
учреждена Законодательным собранием и уже не
первый год существует в Петербурге. За ней
закреплен 9 канал сетки С (международный канал 9FM).
На сегодняшний день в Петербурге существуют и
частные аварийно-диспетчерские службы - такие,
как "Спас" и "Крик", специализирующиеся
на оказании помощи автомобилистам.
Международный канал водителей-дальнобойщиков не
является аварийным. Он очень популярен на
трассах. Водитель не только может узнать, где
находится ближайшая АЗС, - он получает информацию
даже о местах, где ему может встретиться
сотрудник ГИБДД с радаром. В СНГ водители-дальнобойщики
работают на 15-м канале, в странах Скандинавии - на
19-м.
Радиослужба "АВТО"
Год назад в Ленинградской области была
создана информационная радиослужба "АВТО".
Служба имеет 5 диспетчерских пунктов,
расположенных вдоль трассы "Скандинавия":
"Авто-Питер", "Авто-Тосно", "Авто-Любань",
"Авто-Рощино" и "Авто-Кирпичное". В
ближайшее время планируется открыть
диспетчерский пункт (ДП) в Выборге. На стадии
строительства в Ленинградской области - еще 9 ДП:
в направлениях на Псков и Вологду. Служба ведет
дежурство в эфире круглосуточно. Зона охвата от
диспетчерского пункта составляет 20 км днем и до 40
км ночью.
Аналогичные информационные системы действуют на
трассе Москва - Санкт-Петербург, а также во
Псковской, Вологодской, Ярославской,
Новгородской, Тверской, Рязанской и других
областях страны.
Главной целью радиослужбы является сбор и
передача сведений о дорожно-транспортных
происшествиях, а задачей - сокращение времени
передачи сообщений о ДТП.
- Бывает и так, что данные об аварии запаздывают
на несколько часов, - говорит начальник службы
сбора информации о дорожно-транспортных
происшествиях ООО "РКК Мобильные Радиосистемы"
Игорь Константинович КАПИЦЫН. - Мы стараемся,
чтобы сообщение поступало в эфир через 10-15 минут
после того, как произошла авария. Но пока у нас
это не всегда получается в виду различных причин.
- Игорь Константинович, какой, на ваш взгляд,
является главная проблема службы?
- Наша главная проблема - достаточно большая
удаленность диспетчерских пунктов (расстояние
от Питера до Тосно составляет 50 км, от Тосно до
Любани - 33 км): повышенная солнечная активность
увеличивает уровень помех, и связь между
пунктами нарушается.
По мнению специалистов, весной будущего года
ожидается спад солнечной активности. Но, в
принципе, она не влияет на дальность радиосвязи в
ночное время (для нашей полосы с 21.00 до 6.00). Обычно
в эти часы помехи практически отсутствуют.
Плюсы
- Прежде всего, "Авто" является
информационной системой диспетчерских пунктов,
охватывающей почти всю трассу "Скандинавия".
Во-вторых, наложен постоянный обмен данными по
цепочке: от одного диспетчерского пункта к
другому. В-третьих, существует телефон, по
которому можно позвонить с просьбой об оказании
какой-либо бесплатной услуги - например, нужно
оставить сообщение, кого-то найти... В СВ-диапазоне
не бывает "занято".
С автомобильной радиостанции 27 МГц пользователь
может выйти в эфир на 19-м канале (27.185 МГц) и
вызвать диспетчера, чтобы, например, получить
информацию о том, где находится ближайшая АЗС,
медпункт и другие полезные сведения. Качество
связи (улучшение или ухудшение) зависит от того,
приближается ли водитель к диспетчерскому
пункту или отдаляется от него.
Если говорить о стоимости СВ-радиостанций; в
зависимости от марки она колеблется от 70 до 1 тыс.
долларов. Автомобильная радиостанция
эксплуатируется независимо от промышленной сети,
возможна подзарядка от обычной аккумулятора (ее
хватает на 7 дней).
СВ-пользователь платит эксплуатационный сбор 1
раз в год. В Петербурге он составляет 300-500 рублей.
В других городах России Госсвязьнадзор
самостоятельно определяет сумму.
Подготовила Елена СМИРНОВА |