МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

# 01 (57) январь 2001 г.

Новое об CB-радио

Наконец-то дожили: российские власти всерьез озаботились увеличением аварийности на дорогах. Министерство транспорта РФ, в рамках программы "Повышение безопасности дорожного движения" (1996-98 гг.), приступила к реализации проекта первой в России системы бесплатной связи для автомобилистов в диапазоне частот 27 МГц. Проект предусматривает создание вдоль магистралей федерального значения сети диспетчерских пунктов, поддерживающих радиосвязь с пользователями СВ-радиостанций.

Связь в экстренных случаях

Пользователи CB имеют возможность общаться со множеством диспетчерский служб. "Служба спасения 911" создана для оказания помощи гражданам в экстремальных ситуациях. Она учреждена Законодательным собранием и уже не первый год существует в Петербурге. За ней закреплен 9 канал сетки С (международный канал 9FM). На сегодняшний день в Петербурге существуют и частные аварийно-диспетчерские службы - такие, как "Спас" и "Крик", специализирующиеся на оказании помощи автомобилистам. Международный канал водителей-дальнобойщиков не является аварийным. Он очень популярен на трассах. Водитель не только может узнать, где находится ближайшая АЗС, - он получает информацию даже о местах, где ему может встретиться сотрудник ГИБДД с радаром. В СНГ водители-дальнобойщики работают на 15-м канале, в странах Скандинавии - на 19-м.

Радиослужба "АВТО"

Год назад в Ленинградской области была создана информационная радиослужба "АВТО". Служба имеет 5 диспетчерских пунктов, расположенных вдоль трассы "Скандинавия": "Авто-Питер", "Авто-Тосно", "Авто-Любань", "Авто-Рощино" и "Авто-Кирпичное". В ближайшее время планируется открыть диспетчерский пункт (ДП) в Выборге. На стадии строительства в Ленинградской области - еще 9 ДП: в направлениях на Псков и Вологду. Служба ведет дежурство в эфире круглосуточно. Зона охвата от диспетчерского пункта составляет 20 км днем и до 40 км ночью.

Аналогичные информационные системы действуют на трассе Москва - Санкт-Петербург, а также во Псковской, Вологодской, Ярославской, Новгородской, Тверской, Рязанской и других областях страны.

Главной целью радиослужбы является сбор и передача сведений о дорожно-транспортных происшествиях, а задачей - сокращение времени передачи сообщений о ДТП.

- Бывает и так, что данные об аварии запаздывают на несколько часов, - говорит начальник службы сбора информации о дорожно-транспортных происшествиях ООО "РКК Мобильные Радиосистемы" Игорь Константинович КАПИЦЫН. - Мы стараемся, чтобы сообщение поступало в эфир через 10-15 минут после того, как произошла авария. Но пока у нас это не всегда получается в виду различных причин.

- Игорь Константинович, какой, на ваш взгляд, является главная проблема службы?

- Наша главная проблема - достаточно большая удаленность диспетчерских пунктов (расстояние от Питера до Тосно составляет 50 км, от Тосно до Любани - 33 км): повышенная солнечная активность увеличивает уровень помех, и связь между пунктами нарушается.

По мнению специалистов, весной будущего года ожидается спад солнечной активности. Но, в принципе, она не влияет на дальность радиосвязи в ночное время (для нашей полосы с 21.00 до 6.00). Обычно в эти часы помехи практически отсутствуют.

Плюсы

- Прежде всего, "Авто" является информационной системой диспетчерских пунктов, охватывающей почти всю трассу "Скандинавия". Во-вторых, наложен постоянный обмен данными по цепочке: от одного диспетчерского пункта к другому. В-третьих, существует телефон, по которому можно позвонить с просьбой об оказании какой-либо бесплатной услуги - например, нужно оставить сообщение, кого-то найти... В СВ-диапазоне не бывает "занято".

С автомобильной радиостанции 27 МГц пользователь может выйти в эфир на 19-м канале (27.185 МГц) и вызвать диспетчера, чтобы, например, получить информацию о том, где находится ближайшая АЗС, медпункт и другие полезные сведения. Качество связи (улучшение или ухудшение) зависит от того, приближается ли водитель к диспетчерскому пункту или отдаляется от него.

Если говорить о стоимости СВ-радиостанций; в зависимости от марки она колеблется от 70 до 1 тыс. долларов. Автомобильная радиостанция эксплуатируется независимо от промышленной сети, возможна подзарядка от обычной аккумулятора (ее хватает на 7 дней).

СВ-пользователь платит эксплуатационный сбор 1 раз в год. В Петербурге он составляет 300-500 рублей. В других городах России Госсвязьнадзор самостоятельно определяет сумму.

Подготовила Елена СМИРНОВА

AutoBanner.ru 468x60
AutoBanner.RU