Реклама 100 лет назад
Сегодняшние газеты и журналы пестрят
рекламой тех или иных производителей
автомобилей и запасных частей к ним. Интересно
знать: а как обстояло с этим дело в начале века?
Что предлагалось тогда российскому автолюбителю,
чем заинтересовывали и привлекали его внимание?
В начале 1900-х годов, помимо общественно-политической
прессы, автореклама помещалась в основном в
специализированных изданиях - таких, как,
например, журналы "Автомобиль", "Автомобилист"
и "Автомобильное дело". Большую часть всех
рекламных плакатов занимали тогда объявления
зарубежных автомобильных фирм, имевших своих
представителей в России. Поскольку тогда таких
фирм было неизмеримо больше, чем сейчас, то их
реклама отличалась особым разнообразием.
Так, знаменитые американские автомобили Ford
продавали в Росси две фирмы - "М. С. Фриде" и
"Д. Гандельман Лауренс" из Петербурга. Они
имели свои конторы на Невском, 108 и Морской, 15. "Наивысшее
качество за наименьшую цену!" - оповещали их
рекламные листки. В 1910 году 6-местный Ford стоил 3700
рублей и, как уверяли рекламодатели, был построен
из ванадиевой стали. "Где другим автомобилям
хода нет - Ford идет свободно!" - заверяли
продавцы.
Автомобильная фирма Benz имела свое
представительство в Москве и в 1910 году
предлагала покупателям свои легковые "моторы
на повышенных осях, специально для России".
Сообщалось, что ее машины были удостоены Большой
золотой медали Министерства финансов на
автовыставке в Москве 1908 года, высшего
Императорского приза и диплома Министерства
путей сообщения за испытательную поездку
Петербург - Рига - Петербург. Приводились рекорды
скорости автомобилей Benz - 144 версты в час!
А вот господин М. Г. Фомин, "главный
представитель для всей России" из Ростова-на-Дону
компании "Митчелл Мотор Кар", извещал, что
эти машины "не имеют в мире соперников в
прочности и силе и единственно пригодны для
плохих дорог". Автомобилями этого завода в
России, помимо Фомина, торговал еще и А. В.
Саволайн в Петербурге. Его контора располагалась
в Эртелевом переулке (ныне ул. Чехова).
Итальянские автомобили миланского АО "Зюст"
выставлял на продажу представитель этой фирмы в
Москве З. М. Мейерович.
Некоторые русские предприниматели не
ограничивались продажей автомобилей одной
иностранной фирмы и являлись официальными
дилерами сразу нескольких автозаводов. В Москве
этим занималось АО "Экипажно-автомобильная
фабрика "П. Ильин". В его салоне стояли
новенькие машины таких марок, как "Мерседес",
"Панар и Левассор", "Бюир", "Клеман
Байар" и "других лучших заводов". У П.
Ильина также можно было купить шины фирмы "Мишлен".
Своих представителей в России имели также
автомобильные фирмы Hupmobile, Pierce Arrow, Olds Motor Works, Singer,
Marmon, Chalmers и другие французские, американские,
итальянские и немецкие крупные и мелкие
производители самоходных экипажей.
Из отечественных в начале века рекламировали
себя в основном три фирмы, производившие
автомобили. Акционерное общество механических
передвижений "В. А. Лебедев" предлагало свои
легковые и грузовые машины "Лебедь",
изготовленные в Ярославле. Представительство
этой фирмы в Петрограде располагалось на Невском
11, а в доме 13 по улице Гоголя была контора целого
автогиганта - АО "Русско-Балтийский вагонный
завод" из Риги, выпускавшего знаменитые "Руссо-Балты".
Акционерное общество "Машиностроительный",
чугунолитейный и котельный завод "Г. А. Лесснер",
располагавшееся в Петербурге на Выборгской
стороне, до того как приступило к выпуску
собственных машин, ввозило в Россию "Мерседесы"
- как легковые, мощностью от 35 до 65 лошадиных сил,
так и грузовые, грузоподъемностью от 45 до 400 пудов.
Помимо этого, "Г. А. Лесснер" рекламировал и
свою продукцию: моторы для лодок, локомобили,
вагоны и дрезины.
Многие зарубежные компании успешно торговали в
России различными автомобильными
принадлежностями и запасными частями. Так,
Герман Беккель в Москве снабжал автомобилистов
"счетчиками километров, отсчитывающими
пройденное расстояние только вперед", и
немецкими электрическими гудками модели
"ERRTEE-D.T.W". Знаменитая английская фирма "Дэнлоп",
как и сейчас, предлагала свои покрышки, а их
соотечественники из АО "Воксхолл" успешно
реализовывали "...кляксоны, колеса "Степней"
и цепи Парсона".
Электрооборудование в Россию тогда тоже
поставляли в основном иностранцы. Торговый дом
"Паровая турбина Лаваля" на Галерной улице в
Петрограде уверял автолюбителей в 1916 году, что
реализуемые им аккумуляторы фирмы "Юнгер"
имеют "неограниченную продолжительность
работы". Фары, свечи и провода можно было
купить на Гороховой, 15 в АО "Зельтен".
Единственным отечественным предприятием,
производившим тогда автомобильные покрышки,
было Т.Р.А.Р.М. - Товарищество Русско-Американской
Резиновой Мануфактуры в Петербурге. Продукция
этого предприятия носила торговую марку "Треугольник"
(ныне "Красный треугольник"). На его
рекламных плакатах был изображен забавный
человечек с бородкой и непомерно длинными
бровями, похожий на кузнечика, сидевший за рулем
автомобиля. Надпись внизу гасила: "Треугольник
- шины всюду!".
Проблема гаражей уже тогда волновала
автовладельцев. Она решалась двояко: можно было
купить в Торговом доме "Плюйм-Окс" разборный
гараж из гальванической стали на Казанской улице,
или же поставить машину в охраняемый бокс. Такие
услуги предлагало, например, Общество "Георгий
Жемличка и К" на Садовой.
Вне всякой конкуренции в России была продукция
Товарищества нефтяных заводов братьев Нобель. Ею
пользовались все, и в значительных количествах
вывозили за рубеж. "Нобель" в 1910 году
производил помимо высококачественного бензина и
керосина, более 70 сортов технических масел и 434
сорта смазки!
Для привлечения внимания покупателей
рекламодатели часто использовали различные
уловки, расхваливая те или иные достоинства
своего товара. Французские производители
автомобилей "F.L." утверждали, например, что
их машины "разбираются просто, как винтовка".
Фирма Sunbeam вещала, что ее двигатели "несравненны
в конструкции", а фабриканты Napier делали акцент
на то, что их автомобили пользуются
исключительным спросом среди африканских и
индийских властелинов, так как их продукция
пришлась по душе королям Сиама и Уганды, а также
некоторым магараджам в Индии.
Краткий экскурс в прошлое авторекламы
показывает на засилье тогда на российском рынке
иностранной продукции. Это же, к сожалению,
происходит и сейчас. Жаль... |