СПОРТ: РАЛЛИ

# 02 (58) февраль 2001 г.

Мяккинен "сорвал банк" в Монте-Карло

Пока пилоты "Формулы 1" только готовятся к предстоящему сезону, тестируя свои болиды на европейских трассах, их коллеги - гонщики-раллийщики - уже разыграли первый комплект наград. Местом выяснения отношений стало маленькое, но богатое и знаменитое княжество Монте-Карло. В третий раз подряд победу в этом мини-государстве одержал Томми Мяккинен.

Финн принадлежит к той кагорте гонщиков, о которых принято говорить только в превосходной степени. Пожалуй, в чемпионате мира по ралли заявить о себе гораздо труднее, чем в "Формуле 1", где на викторию претендуют максимум 3-4 человека. Их имена обычно известны еще до начала чемпионата. Борьба за Кубок конструкторов тоже представляется раздутой. Есть Шумахер, Хаккинен, Култхард и Баррикелло; позади них, причем очень далеко, - все остальные. Тем самым первенство как бы поделено на 2 части: в одной сражаются за "вершки", в другой делят между собой "корешки". Подобную картину невозможно даже представить в ралли! Здесь никто не берется предсказывать победителя еще до начала чемпионата просто потому, что слишком силен состав участников, да и технические возможности команд приблизительно равные.

Несколько лет назад сильнейшим гонщиком объективно считался Канкунен, потом появились Сайнс, Ориоль, Макрей, чуть позже - Барнс. А сколько шума наделал своей победой финн Маркус Гронхольм, буквально раздавивший всех конкурентов в прошлом году! Между прочим, все перечисленные персонажи - чемпионы мира и даже неоднократные. И всем этим почетным дяденькам предстоит доказывать - прежде всего, хозяевам команд - свою состоятельность как гонщиков. Иначе с любым из них могут поступить точно так же, как поступили с Франсуа Делякуром, бывшим лидером французской "конюшни" Peugeot, у которого прошлый год выдался черным: за первые 7 гонок ни одного очка. Естественно, подобный результат не добавил пилоту вистов; плюс напряженные отношения гонщика с руководством команды, и как итог - увольнение и безработица. Спасибо, американский автогигант Ford подобрал медленно опускающегося рулевого, предоставив ему одну из трех своих призовых машин.

Ралли Монте-Карло - старейшее из всех этапов чемпионата. Выиграть здесь мечтает каждый. Правда, подняться на высшую ступень пьедестала дано не каждому. Во многом, из-за погодных условий. Будь ты хоть трижды чемпионом мира, добраться до финиша крайне сложно: трасса, проложенная в горах, температура 0-2оС, снег - все это в немалой степени осложняет жизнь гонщикам. Даже преимущество на большинстве специальных участков не гарантирует пилоту общей победы: слишком много факторов, из-за которых пилот может не добраться до заветной ленточки. Все это в полной мере испытали на себе Колин Макрей и Жиль Паницци.

Первый день сложился неудачно для Peugeot Sport. Поначалу пилоты этой команды лидировали. Им даже удалось создать отрыв в 8 секунд. И тут Фортуна отвернулась от французов - очевидно, посчитав, что дело сделано. Отнюдь. Сначала сошел действующий чемпион мира Маркус Гронхольм: на машине финна отказал водяной насос и начал перегреваться двигатель. Оставалось надеяться на два других экипажа. Но надежда, эта ветреная особа, как правило, иллюзорна и разрушается под действием каких-нибудь неожиданных факторов. Peugeot 206 под управлением Жиля Паницца выделывает несколько рискованных пируэтов на обледенелой трассе, после чего кубарем катится в пропасть и падает с высоты 14 метров. И это еще не все: другой пилот Peugeot, Ориоль, повреждает у машины полуось, ударившись днищем о край скалы, и прекращает борьбу. В итоге все, кто выступает за Peugeot, остались у разбитого корыта, и на следующий этап в Швецию направляются с твердым намерением реабилитироваться за "великолепное" выступление в Монте-Карло.

А вот кто действительно творил чудеса в первый день, так это Делякур на Ford Focus, Томми Мяккинен на Mitsubishi и Колен Макрей, буквально летавший над дорожным полотном. Шотландец объяснил этот локальный успех довольно просто, сказав, что он угадал с выбором резины, которая была обильно сдобрена шипами. Забавно, но напарник Колина по команде, Карлос Сайнс, напротив, корил механиков за ошибочный выбор обувки. Вот такие вот разборки внутри "конюшни". В целом для всех команд первый день выдался трудным и напряженным. Но, наверное, именно таким и должен быть первый день первого этапа чемпионата.

Тут самое время прерваться и самую малость рассказать о регламенте каждого этапа. Соревновательная сессия длится 3 дня. За это время пилоты преодолевают специальные участки на время. В Монте-Карло таковых было 14. В конце дня по мало кому понятной системе результаты суммируют, судьи их сравнивают и объявляют лидера.

Второй день подарил зрителям захватывающую дуэль между Мяккиненном и Макреем. На СУ8 финну удалось сократить свое отставание с 20 до 2-секундного! А на СУ9 скандинав вышел в лидеры гонки. Карлос Сайнс, пытавшийся угнаться за лидерами, понял всю бесполезность этой затеи и сконцентрировался на удержании третьего места. Но ночной спецучасток, собравшись, выиграл Макрей, развив невероятную скорость. Мяккинен показал гораздо худшее время и попрощался с первым местом. Сайнс проиграл Макрею более 55 секунд.

Третий день ралли начался с победы горца на СУ11, что позволило ему не вспоминать о финне. Но уже на этом участке у Макрея возникли проблемы с машиной: во-первых, начала барахлить коробка передач, поэтому Колину приходилось по нескольку раз дотыкать вылетавшие передачи; а во-вторых, у него возникли неприятности с электронным дросселем. На СУ12 Колину даже пришлось остановиться, чтобы попытаться отключить электронику.

Отремонтировать электронику Макрею такси не удалось: он лишь потерял 13 минут и больше на трассу не выезжал. Но у Ford на этапе оставались две машины, реально претендовавшие на подиум. Сайнс раз за разом показывал лучшее время на спецучастках. Из 14 участков на 7 самыми быстрыми были пилоты команды Ford. Читатель уже наверняка заметил, что речь идет в основном о призерах. А кто же на первом месте? Мяккинен никому не позволил усомниться в своем превосходстве, доведя общее количество побед до 21, чуть-чуть недотянув до Канкунена и Сайса - у них по 23 виктории.

С нулевым багажом уезжают из Монте-Карло и пилоты Subaru, чьи три экипажа не добрались до финиша. У экс-чемпиона мира Ричарда Барнса сгорел двигатель, Маркко Мартина постигла та же участь, а машина Петера Солберга завертелась на трассе как волчок и врезалась в скалу.

Спустя несколько часов после окончания ралли Монте-Карло 4-кратный чемпион мира улыбался, посылал прохожим воздушные поцелуи и излучал положительные эмоции: "Мы точно подобрали резину, я провел гонку без серьезных ошибок, ну а машина вела себя просто великолепно! Скорей бы Швеция!".

Радужного настроения финна не разделял Макрей: "Не думаю, что в таких погодных условиях стоит проводить гонку. По такой скользкой трассе гнать на скорости в 160 км/ч - сумасшествие. Скорее всего, в следующем году мы не приедем сюда". А еще Макрею не понравились болельщики, из-за чего часто выбегавшие на трассу шотландцу приходилось все время жать на клаксон.

Кубок пилотов:

Мяккинен - 10 очков
Карлос Сайнс - 6 очков
Франсуа Делякур - 4 очка.
Кубок конструкторов:
Marlboro Mitsubishi - 13 очков
Ford Martini - 6 очков
Skoda Motorsport - 5 очков.

Вот так закончилось ралли Монте-Карло - первый этап чемпионата. Результат следует признать скорее закономерным, чем неожиданным. Хотелось бы, чтобы в Швеции за победу боролись не только Mitsubishi и Ford, но и решившие к тому времени все свои технические проблемы Subaru и Peugeot.

Максим БАРАНОВ

AutoBanner.ru 468x60
AutoBanner.RU