Мяккинен "сорвал банк" в
Монте-Карло
Пока пилоты "Формулы 1" только
готовятся к предстоящему сезону, тестируя свои
болиды на европейских трассах, их коллеги -
гонщики-раллийщики - уже разыграли первый
комплект наград. Местом выяснения отношений
стало маленькое, но богатое и знаменитое
княжество Монте-Карло. В третий раз подряд победу
в этом мини-государстве одержал Томми Мяккинен.
Финн принадлежит к той кагорте гонщиков, о
которых принято говорить только в превосходной
степени. Пожалуй, в чемпионате мира по ралли
заявить о себе гораздо труднее, чем в "Формуле
1", где на викторию претендуют максимум 3-4
человека. Их имена обычно известны еще до начала
чемпионата. Борьба за Кубок конструкторов тоже
представляется раздутой. Есть Шумахер, Хаккинен,
Култхард и Баррикелло; позади них, причем очень
далеко, - все остальные. Тем самым первенство как
бы поделено на 2 части: в одной сражаются за "вершки",
в другой делят между собой "корешки".
Подобную картину невозможно даже представить в
ралли! Здесь никто не берется предсказывать
победителя еще до начала чемпионата просто
потому, что слишком силен состав участников, да и
технические возможности команд приблизительно
равные.
Несколько лет назад сильнейшим гонщиком
объективно считался Канкунен, потом появились
Сайнс, Ориоль, Макрей, чуть позже - Барнс. А
сколько шума наделал своей победой финн Маркус
Гронхольм, буквально раздавивший всех
конкурентов в прошлом году! Между прочим, все
перечисленные персонажи - чемпионы мира и даже
неоднократные. И всем этим почетным дяденькам
предстоит доказывать - прежде всего, хозяевам
команд - свою состоятельность как гонщиков. Иначе
с любым из них могут поступить точно так же, как
поступили с Франсуа Делякуром, бывшим лидером
французской "конюшни" Peugeot, у которого
прошлый год выдался черным: за первые 7 гонок ни
одного очка. Естественно, подобный результат не
добавил пилоту вистов; плюс напряженные
отношения гонщика с руководством команды, и как
итог - увольнение и безработица. Спасибо,
американский автогигант Ford подобрал медленно
опускающегося рулевого, предоставив ему одну из
трех своих призовых машин.
Ралли Монте-Карло - старейшее из всех этапов
чемпионата. Выиграть здесь мечтает каждый.
Правда, подняться на высшую ступень пьедестала
дано не каждому. Во многом, из-за погодных условий.
Будь ты хоть трижды чемпионом мира, добраться до
финиша крайне сложно: трасса, проложенная в горах,
температура 0-2оС, снег - все это в немалой степени
осложняет жизнь гонщикам. Даже преимущество на
большинстве специальных участков не гарантирует
пилоту общей победы: слишком много факторов, из-за
которых пилот может не добраться до заветной
ленточки. Все это в полной мере испытали на себе
Колин Макрей и Жиль Паницци.
Первый день сложился неудачно для Peugeot Sport.
Поначалу пилоты этой команды лидировали. Им даже
удалось создать отрыв в 8 секунд. И тут Фортуна
отвернулась от французов - очевидно, посчитав,
что дело сделано. Отнюдь. Сначала сошел
действующий чемпион мира Маркус Гронхольм: на
машине финна отказал водяной насос и начал
перегреваться двигатель. Оставалось надеяться
на два других экипажа. Но надежда, эта ветреная
особа, как правило, иллюзорна и разрушается под
действием каких-нибудь неожиданных факторов.
Peugeot 206 под управлением Жиля Паницца выделывает
несколько рискованных пируэтов на обледенелой
трассе, после чего кубарем катится в пропасть и
падает с высоты 14 метров. И это еще не все: другой
пилот Peugeot, Ориоль, повреждает у машины полуось,
ударившись днищем о край скалы, и прекращает
борьбу. В итоге все, кто выступает за Peugeot,
остались у разбитого корыта, и на следующий этап
в Швецию направляются с твердым намерением
реабилитироваться за "великолепное"
выступление в Монте-Карло.
А вот кто действительно творил чудеса в первый
день, так это Делякур на Ford Focus, Томми Мяккинен на
Mitsubishi и Колен Макрей, буквально летавший над
дорожным полотном. Шотландец объяснил этот
локальный успех довольно просто, сказав, что он
угадал с выбором резины, которая была обильно
сдобрена шипами. Забавно, но напарник Колина по
команде, Карлос Сайнс, напротив, корил механиков
за ошибочный выбор обувки. Вот такие вот разборки
внутри "конюшни". В целом для всех команд
первый день выдался трудным и напряженным. Но,
наверное, именно таким и должен быть первый день
первого этапа чемпионата.
Тут самое время прерваться и самую малость
рассказать о регламенте каждого этапа.
Соревновательная сессия длится 3 дня. За это
время пилоты преодолевают специальные участки
на время. В Монте-Карло таковых было 14. В конце дня
по мало кому понятной системе результаты
суммируют, судьи их сравнивают и объявляют
лидера.
Второй день подарил зрителям захватывающую
дуэль между Мяккиненном и Макреем. На СУ8 финну
удалось сократить свое отставание с 20 до 2-секундного!
А на СУ9 скандинав вышел в лидеры гонки. Карлос
Сайнс, пытавшийся угнаться за лидерами, понял всю
бесполезность этой затеи и сконцентрировался на
удержании третьего места. Но ночной спецучасток,
собравшись, выиграл Макрей, развив невероятную
скорость. Мяккинен показал гораздо худшее время
и попрощался с первым местом. Сайнс проиграл
Макрею более 55 секунд.
Третий день ралли начался с победы горца на СУ11,
что позволило ему не вспоминать о финне. Но уже на
этом участке у Макрея возникли проблемы с
машиной: во-первых, начала барахлить коробка
передач, поэтому Колину приходилось по нескольку
раз дотыкать вылетавшие передачи; а во-вторых, у
него возникли неприятности с электронным
дросселем. На СУ12 Колину даже пришлось
остановиться, чтобы попытаться отключить
электронику.
Отремонтировать электронику Макрею такси не
удалось: он лишь потерял 13 минут и больше на
трассу не выезжал. Но у Ford на этапе оставались две
машины, реально претендовавшие на подиум. Сайнс
раз за разом показывал лучшее время на
спецучастках. Из 14 участков на 7 самыми быстрыми
были пилоты команды Ford. Читатель уже наверняка
заметил, что речь идет в основном о призерах. А
кто же на первом месте? Мяккинен никому не
позволил усомниться в своем превосходстве,
доведя общее количество побед до 21, чуть-чуть
недотянув до Канкунена и Сайса - у них по 23
виктории.
С нулевым багажом уезжают из Монте-Карло и пилоты
Subaru, чьи три экипажа не добрались до финиша. У экс-чемпиона
мира Ричарда Барнса сгорел двигатель, Маркко
Мартина постигла та же участь, а машина Петера
Солберга завертелась на трассе как волчок и
врезалась в скалу.
Спустя несколько часов после окончания ралли
Монте-Карло 4-кратный чемпион мира улыбался,
посылал прохожим воздушные поцелуи и излучал
положительные эмоции: "Мы точно подобрали
резину, я провел гонку без серьезных ошибок, ну а
машина вела себя просто великолепно! Скорей бы
Швеция!".
Радужного настроения финна не разделял Макрей:
"Не думаю, что в таких погодных условиях стоит
проводить гонку. По такой скользкой трассе гнать
на скорости в 160 км/ч - сумасшествие. Скорее всего,
в следующем году мы не приедем сюда". А еще
Макрею не понравились болельщики, из-за чего
часто выбегавшие на трассу шотландцу
приходилось все время жать на клаксон.
Кубок пилотов:
Мяккинен - 10 очков
Карлос Сайнс - 6 очков
Франсуа Делякур - 4 очка.
Кубок конструкторов:
Marlboro Mitsubishi - 13 очков
Ford Martini - 6 очков
Skoda Motorsport - 5 очков.
Вот так закончилось ралли Монте-Карло - первый
этап чемпионата. Результат следует признать
скорее закономерным, чем неожиданным. Хотелось
бы, чтобы в Швеции за победу боролись не только
Mitsubishi и Ford, но и решившие к тому времени все свои
технические проблемы Subaru и Peugeot.
Максим БАРАНОВ |