"Американец" в нескольких лицах
Выпустив в 1993 году на
рынок автомобили серии LH, концерн Chrysler заставил
многих изменить свое отношение к американским
автомобилям. LH легко узнается в городском потоке
машин во многом благодаря своей неповторимой
элегантности. Однако модель удивляет и другим:
при всей своей роскоши она вполне доступна по
цене. Если повезет, Chrysler 6-7-летней давности можно
приобрести за 4800-5000 долларов, что, согласитесь,
делает автомобиль реальной покупкой.
Кто есть кто?
Предложения о продаже подержанных Chrysler
серии LH в России встречаются не так часто.
Автомобили приобретают в основном ярые
поклонники марки. В этой связи, думается,
актуальнее рассмотреть все модификации
"американца".
Как мы уже сказали, серия LH увидела свет 8 лет
назад. Сначала покупателям представили
собранные на данной платформе Chrysler Concorde, очень
похожий на него Dodge Intrepid и явно нацеленный на
европейского потребителя Eagle Vision, который
поставлялся под торговой маркой Chrysler Vision. Иногда
на наших улицах можно увидеть и Chrysler Intrepid. По
сути, он является канадской версией Dodge Intrepid.
В 1995 году под маркой Chrysler появились версии класса
псевдо-люкс New Yorker и LHS. Первая модель
просуществовала до 1997 года и шла только в
европейской комплектации. Внешне New Yorker мало чем
отличался от LHS - разве что соответствующими
шильдиками и молдингами, которые имели
хромированную отделку и являлись, по сути,
обводкой вокруг фар и кромки капота.
Просуществовав в своем первоначальном обличье
без малого 5 лет, автомобили серии LH подверглись
"косметической операции". Так, Chrysler Concorde
специфическую переднюю часть, которая заметно
отличалась от Dodge Intrepid (особенность этой модели -
новая форма воздухозаборника радиатора со
вписанными в него противотуманками).
Серия LH продолжает выпускаться в Северной
Америке и сегодня. В 1998 году в эту базу влился
Chrysler 300М, получивший новый и довольно
оригинальный кузов. Сначала "трехсотый"
предложили европейскому покупателю
(спецнастройка подвески, более экономичные
двигатели), а чуть позже автомобиль стали
продавать и в Америке. Кузов для своего рынка
американцы менять не стали. Заокеанскую версию
300М можно отличить по отсутствию повторителей
поворотов на крыльях и по бронзовому цвету
стекол.
Словно комнатка
Серия LH интересна тем,
что во всех моделях и модификациях, имеет только
один тип кузова - 4-дверный 5-местный седан со
специально сдвинутой назад кабиной (т. н. Cab Forvard).
Причина, по которой Chrysler остановился на нем,
лежит на поверхности. Для перевозки грузов
американцы выбирают пикап, для купе этот
автомобиль великоват, ну а хэтчбеки у дизайнеров
корпорации испокон веков не в фаворе.
Все автомобили поражают своими габаритами. Тот
же Intrepid представляет собой полноразмерный седан
длиной 5175 и шириной 1900 мм. Понятно, что при таких
показателях салон - словно уютная комнатка, где
можно не только поспать, но и поесть. Сзади трое
взрослых мужиков, не стесняя друг друга, могут
ехать вместе сколь угодно долго. Впечатляет и
багажник объемом 520 л. Кузов изготовлен
качественно; при покупке изрядно подержанного
экземпляра нужно обратить особое внимание разве
что на пластиковые соединения кузова (на предмет
разболтанности) да на внутреннюю обивку (на
предмет замены).
Справедливости ради надо отметить, что
придраться к оформлению интерьера может лишь
человек со сварливым характером. Все модели, как
правило, имеют в стандарте кожаную обивку (велюр -
в исключительных случаях), кондиционер,
климат-контроль, электропакет, а версии LHS и New Yorker
оснащены куда лучше.
Претензий к антикоррозионной стойкости кузова
Chrysler, как правило, не возникает. Случаи продажи
ржавых машин редки, однако, чтобы железо дольше
служило в наших условиях, не поленитесь
установить брызговики. Это необязательно, но вы
будете застрахованы от повреждения
лакокрасочного покрытия зоны за передними
колесами от летящих с дороги мелких камешков и
песка. Если царапины здесь явно различимы, смело
можно предположить, что данный автомобиль в
России не новичок.
Воздействию того же песочка подвержен и сильно
наклоненный вперед капот. Защитить его
лакокрасочную облицовку можно установкой
спереди козырька или наклеиванием на кромку
специальной защитной пленки.
При выборе автомобиля специалисты советуют
внимательно посмотреть ему в "глаза". Со
временем пластиковые колпаки фар имеют
обыкновение истираться, в результате чего
освещение дороги несколько ухудшается.
Положение исправляется элементарно: полировкой
стекла на автосервисе.
В связи с тем, что дорожный просвет автомобилей
серии LH невелик (у Dodge Intrepid он равен 13 см) удары о
днище неизбежны. Первый же из них должен
напомнить владельцу о проведении регулярной
антикоррозионной обработки. Что касается
установки защиты картера двигателя - это по
желанию автовладельца. Каких-либо обязательных
рекомендаций по этому поводу специалисты не
дают, подчеркивая, что возможные удары принимают
на себя подрамник, и расположенная за ним коробка
передач, как правило, не страдает. На фирменном
автосервисе нам сказали, что в течение года им
приходится устанавливать две - максимум три
защиты картера.
Немалое значение инженеры Chrysler уделили
безопасности LH. Речь, в частности, идет о
бамперах, которые эффективно поглощают удары,
при этом не деформируясь и защищая кузов и
пассажиров. Для безопасности последних
предусмотрены различные по конструкции ремни и
подушки безопасности, которые в некоторых
модификациях требуют отдельной цифры в VIN-кодах
автомобиля.
Своевременно меняйте масло
Основу российского
парка автомобилей серии LH составляют модели с
двигателями 3,3 и 3,5 л, причем последние заметно
превалируют.
3,3-литровая продольно расположенная V-образная
12-клапанная "шестерка" обладает мощностью 163
л. с. при 5300 об/мин. Этот верхнеклапанный, с
верхним расположением распредвала и центральным
впрыском двигатель по своим характеристикам
пересекается с 3,3-литровым агрегатом,
устанавливавшимся на Chrysler Voyager. 163 сил вполне
хватает для того, чтобы разогнать полуторатонную
машину до максимальной скорости 180 км/час,
набирая при этом "сотню" за 11 с.
С точки зрения динамических характеристик,
несколько предпочтительнее выглядит 218-сильный
24-клапанный V6 - мотор объемом 3,5 л. 100 км/час он
позволяет набирать за 10,5 с, а потолок скорости
равен 215 км/час. Средний расход топлива обоих
двигателей составляет 12-14 л/100 км в городском
режиме, что относительно немного для тяжелого
автомобиля, имеющего запас топлива 68 л.
И тот, и другой силовые агрегаты наиболее
уверенно работают на 95-м бензине. Езда на нем
благоприятна для свечей, форсунок и положительно
сказывается на динамике автомобиля. В то же время
опыт эксплуатации LH в России показывает, что
большинство автовладельцев "кормят" своего
"коня" А-92 и при этом не испытывают особых
проблем. Единственное, надо быть уверенным в
качестве заливаемого топлива. Датчик кислорода
(меняется через каждые 50-60 тыс. км пробега)
снимает показания с качества смеси, и если оно
плохое, это может привести к повышенному расходу
топлива и к быстрому выходу из строя свечей
накаливания. На автомобиле применяются обычные,
не платиновые свечи (в оригинале Champion), которые
меняются раз в 20-25 тыс. км пробега. Замена
воздушного фильтра производится, как правило, по
мере его загрязнения (раз в 10 тыс. км). Топливный
фильтр, расположенный вблизи бензобака, в идеале
служит 40 тыс. км, однако, учитывая наши условия,
этот интервал реально сокращается до 20-25 тыс. км
пробега.
Будущим владельцам 3,5-литровых LH 1993-1995 годов
выпуска следует знать, что на этих автомобилях
встречаются подтекания в топливной рейке. Это
связано с тем, что направляющие, в которые
вставлены инжекторы, изначально шли в слабом,
пластиковом варианте. Вскоре завод от пластика
отказался, и проблема решилась сама собой. Если
же на старых машинах имеются подтекания с торцов
рейки меняется, вся рейка в сборе. Причем данную
сервис-операцию выполняют, как правило,
фирменные СТО.
Система питания LH, как мы уже упомянули, -
распределенный впрыск, зарекомендовавший себя
как вполне надежный. Иногда он требует
профилактического вмешательства - промывки
форсунок. Работа на дилерском сервисе занимает
от 40 мин до 3 час. и стоит 30-100 долларов - в
зависимости от применяемых технологий и
компонентов очистки (т. е. с полным снятием
форсунок или без снятия).
На машинах с двигателями 3,5 л 1993-1994 годов выпуска
иногда подлежат замене пластиковые ролики
натяжения ремня ГРМ. При выходе ролика из строя
(возможен через 60-70 тыс. км пробега) автомобиль,
как правило, останавливается посреди дороги.
Ставший выпускаться позднее металлический ролик
подобных проблем не имеет. Сам ремень ГРМ в
автосервисе рекомендуют менять также через
каждые 60-70 тыс. км.
Мотор объемом 3,3 л более простой и хлопот с ним
меньше. Используемая на этих машинах цепь ГРМ
долговечна (ходит за 200 тыс. км). Проблемы в цепном
приводе могут возникнуть разве что из-за
неправильной эксплуатации двигателя - в
частности, из-за несвоевременной замены масла.
Специалисты автосервиса рекомендуют: через
каждые 5 тыс. км пробега менять минеральное масло,
через 7,5 тыс. км - полусинтетическое, через 10 тыс.
км - полностью синтетическое. На заводе в
двигатель заливают "минералку", что связано
с более мягким, по сравнению с нами, климатом в
Америке. В России же минеральные сорта
утрачивают свои свойства гораздо быстрее, и
автовладельцы предпочитают заливать
"полусинтетику" и "синтетику", которые
не только реже подлежат замене, но и имеют ряд
свойств, улучшающих работу силового агрегата.
Двигатели серии LH практически не требуют
специального ухода. Сальники коленчатого вала
подтекают крайне редко. Кроме того, нет особой
необходимости в регулировке тепловых зазоров
клапанов, поскольку в двигателях используются
гидравлические компенсаторы. Объем систем
смазки - 4,8 л для 3,3-литрового мотора и 5,3 л для
3,5-литрового. Еще раз стоит повторить, что все
проблемы двигателей появляются из-за плохого
качества заливаемых масел. В автосервисе
рассказывают случаи, когда при замене смазки
старая имела непонятную консистенцию и еле
вытекала из двигателя. Из-за этого приходится
менять поршневые и шатунные вкладыши. Если же
регулярно и планомерно заезжать на ТО, двигатели
верой и правдой прослужит более 300 тыс. км.
"Новобранцы"
Новое поколение
силовых агрегатов появилось в 1998 году. Теперь их
гамма состоит из трех V-образных "шестерок"
рабочим объемом 2,7, 3,2 и 3,5 л. Мощность моторов
составляет соответственно: 203 л. с. при 5800 об/мин,
228 л. с. при 6300 об/мин и 257 л. с. при 6400 об/мин.
Для всех двигателей характерна высокая степень
форсировки, предельная частота вращения
ограничена 6800 об/мин. Широко используется
система распределенного впрыска топлива.
Благодаря новым двигателям автомобили стали
заметно динамичнее. Так, разгон 2,7-литрового Intrepid
до 60 миль/час (около 100 км/час) составляет 9,4 с, а
Intrepid 3,2 - 8,8 с. Была искусственно ограничена и
максимальная скорость - до 200 и 210 км/час
соответственно.
Как утверждают инженеры Chrysler, новые моторы стали
более тихими и более надежными. Кроме того,
специалистами удалось снизить расход топлива, а
заодно уменьшить объем топливного бака (до 64 л),
сэкономив немного в весе.
Только "автоматы"
Все модификации серии LH
довольно богато оснащены электрооборудованием.
Понятно, что это повышает уровень комфорта для
водителя и пассажиров и, в то же время, повышает...
вероятность выхода из строя тех узлов и
агрегатов, которые управляются электроникой.
Причем такое положение дел свойственно
практически всем мировым производителям
современных автомобилей.
Из наиболее жизненно важных систем LH чаще других
отказыают электронные блоки управления
распределенным впрыском топлива и
коробка-"автомат". Иногда могут возникнуть
сбои и в работе кондиционера. В случае поломок
электронного оборудования лучше всего
обращаться на фирменный сервис, где есть
соответствующее оборудование для ремонта и
квалифицированный персонал, имеющий опыт работы
с маркой Chrysler.
Обратившись к ним за консультацией, вы узнаете,
что на автомобили серии Chrysler LH изначально
устанавливались только 4-диапазонные АКПП.
Отсутствие ручных коробок передач даже на
машинах, предназначенных для европейского рынка,
можно объяснить разве что имиджем LH как
солидного автомобиля, где все должно служить
комфорту. Правда, с 1996 года на машины начали
монтировать автоматическую КПП Autostick (на все
седаны, кроме модификации TSi - по заказу) с
пневматической системой переключения ступеней.
Такая трансмиссия по своим характеристикам и
алгоритму работы максимально приближена к
механическим коробкам передач, чем заслужила
много хороших отзывов автовладельцев.
Рычаг переключения режимов АКПП на моделях для
американского рынка традиционно располагается
на рулевой колонке. На Chrysler LHS предусмотрено и
более привычное нам расположение - между
передними сиденьями.
Насколько соответствует истине бытующее среди
автомобилистов мнение, будто у всех
"американцев" коробка передач является
традиционно слабым местом, судить, конечно же,
самим владельцам этих машин. Мастера автосервиса
его не разделяют. Если в работе АКПП наблюдаются
ошибки, она может быть проттестирована
электронным способом. При сигнале спецдатчика о
выходе из строя того или иного компонента
электроника блокирует переключение на высшей
передаче, что позволит автомобилю доехать до
ближайшего сервиса на первом диапазоне.
Как показывает практика, в последнее время
основной причиной поломки АКПП является
забывчивость (или незнание) автовладельца, что в
коробке применяется только минеральное масло ATF,
которое нужно менять с периодичностью 20 тыс. км, а
не по мере возникновения тех или иных проблем.
Пожалуй, чаще всего встречаются подтеки
дифференциальных сальников приводов АКПП. Это
характерно в основном для машин старше 7 лет
(естественный износ). Один оригинальный сальник
стоит 12-15 долларов, а работа по их замене - 40
долларов с каждой стороны.
"Автомат" имеет охлаждение встроенного
радиатора. При замене масла коробку следует
осмотреть на наличие подтеков. Замена масла в
коробке требует специального аппарата, который
промоет систему охлаждения АКПП и заодно
проведет диагностику ее состояния. Если
обнаружится засорение радиатора (не пропускает
жидкость в коробку), придется менять и его. Дело в
том, что перегрев жидкости способен вывести из
строя и саму АКПП. Восстанавливать же
сломавшуюся коробку профессионалы автосервиса
автовладельцам не рекомендуют. Стоимость нового
"автомата", вместе с ее установкой, на
фирменной СТО обойдется в 2400-2500 долларов. Это
примерно на 400 долларов дороже, чем если
использовать восстановленную, однако на
перебранную дают гарантию 5-10, а на новую - 20 тыс.
км пробега. Как говорится, почувствуйте разницу.
И тормозит надежно, и поворачивает
неплохо
Вернемся к
предубеждениям, свойственным людям, мало
знакомым с американскими автомобилями. Так вот:
многие полагают, что громоздкие Chrysler, Dodge, Eagle на
наших дорогах будут чувствовать себя, мягко
говоря, некомфортно. Мол, радиус разворота
чрезмерно высок, да и подвеска вряд ли в
состоянии бороться с повсюду встречающимися
дорожными выбоинами. Надо сразу сказать, что
подобное суждение весьма и весьма спорно.
Подвеска (и это проверено временем) не пасует
перед такими грозными преградами, как, скажем,
трамвайные пути или брусчатка. Водитель вряд ли
вообще обратит на них внимание, однако это не
значит, что можно пренебрегать периодическим
осмотром ходовой части. При этом, правда, не
следует загонять машину на крупную аппарель -
кузов автомобилей серии LH посажен низко, а угол
продольной проходимости у них не меньше, чем у
правительственной "Чайки". При прохождении
поворотов на высокой скорости могут наблюдаться
некоторые раскачивания кузова, однако подобное
происходит разве что при экстремальных режимах
езды.
Да, быть может, диаметр поворота машин этой серии
не слишком подходит для тесных улочек центра
города (11,5/12,2 м), однако особых жалоб на это
владельцы LH не высказывают. Рулевое управление в
Chrysler - реечного типа, с обязательным наличием
гидроусилителя руля. Как говорят в автосервисе,
система проста и надежна. Отсутствие больших
проблем в рулевом управлении вам гарантировано.
Обратить внимание, стоит, пожалуй, лишь на
состояние наконечников рулевых тяг да на
возможные подтекания трубок ГУР. Этим грешат
исключительно старые машины (1993-1994 годов
выпуска).
Не возникает больших проблем и с тормозной
системой LH. В стандартном исполнении автомобили
1993 года выпуска оснащались передними дисковыми и
задними барабанными тормозами. Дисковые тормоза
сзади устанавливались только под заказ и лишь на
моделях 1998 года выпуска дисковые тормоза на всех
колесах вошли в стандартную комплектацию
(диаметр передних дисков - 29,7 см, задних - 27 см).
Ручной тормоз имеет традиционный привод на
задние колеса. Антиблокировочная система
тормозов почти повсеместно встречается в
"стандарте" - ее не оснащаются лишь очень
редкие автомобили.
В наших дорожных и климатических условиях
передние тормозные колодки, как правило, ходят 30
тыс. км пробега, задние - в 2 раза дольше. Если
автомобиль уже в "возрасте" или долгое время
простаивал, то при замене тормозных колодок
следует обращать внимание на состояние
тормозных поршней. Если они "закисли" или
просто неэффективно работают, необходима замена
поршня в сборе с манжетами (использование
специального ремкомплекта), поскольку
"закисший" поршень приводит обычно к износу
тормозного диска.
Выбирайте Mopar
По свой надежности подвеска Chrysler серии LH
ничуть не уступает известным европейским
моделям. Независимая спереди и сзади, она, быть
может, кому-то покажется слишком мягкой. Однако
это мнение субъективное и продиктовано личными
ощущениями.
В передней подвеске нижний опорный рычаг на
"растяжке" служит, как правило, 50-60 тыс. км.
Внутренняя резиновая втулка для "растяжки"
и опорная к кузову меняются через 30 тыс. км
пробега. Шаровая опора запрессована в рычаг и
отдельно не меняется. По рекомендации
автопроизводителя, замену рычага лучше
производить в сборе. В этом случае на узел будет
распространяться гарантия 20 тыс. км.
Опоры стабилизатора поперечной устойчивости
сверху и снизу имеют шарниры, которые примерно
через 30-40 тыс. км пробега могут выйти из строя.
Первый признак этого - легкое постукивание.
Стойка с двумя шарнирами у официального продавца
стоит 40-45 долларов, замена на одну сторону
оценивается в 12 долларов.
Примерно раз в год приходится извлекать ШРУС при
замене ступичного подшипника. Это продиктовано
не столько качеством применяемых в конструкции
сплавов, как думают некоторые, сколько тем, что
автомобиль был ввезен к нам с севера Канады, где
на дорогах также применяют солевые смеси. Не
застрахованы владельцы Chrysler и от возможного
выхода из строя втулок внутренних рулевых тяг,
срок службы которых составляет в среднем 50 тыс.
км.
Если вы приобретаете автомобиль 1993-1995 годов
выпуска, проверьте состояние амортизаторов. LH -
довольно тяжелая "игрушка", поэтому они
ходят, как правило, 50-60 тыс. км. При замене
амортизаторов лучше выбрать оригинальные,
масляные, производства американской компании
Mopar, поставляющей на заводы Chrysler большой спектр
комплектующих и запчастей. Менять амортизаторы
выгоднее у официального дилера Chrysler, так как он
дает гарантию, в 2 раза превышающую ту, что даст
"серый" продавец или сервис. Что касается
замены масляных амортизаторов Mopar на
газонаполненные Monroe, это дело вкуса. Главное
здесь - не нарваться на турецко-польскую
подделку. В этом случае никто не даст вам
гарантии, что с виду фирменный амортизатор
откажется работать через каких-нибудь 5-10 тыс. км
пробега.
Независимая задняя подвеска практически не
вызывает нареканий. Она многорычажная: с каждой
стороны установлено 2 поперечных рычага, один из
которых регулируемый. Винтовые пружины со
временем проседают. Однако это происходит
нечасто: в год автосервис меняет пружины у 1-2
машин. Операция по регулировке развал-схождения
колес стоит около 40 долларов. При этом можно
заметить "закисшие" задние регулируемые
тяги (на старых автомобилях). Сайлент-блоки
впрессованы в рычаги и служат довольно долго.
Дорогой с виду, дешевый в
эксплуатации
Поводя итог всему
вышесказанному, можно констатировать, что
владелец любой из моделей серии LH способен, в
хорошем смысле слова, вызвать зависть у знакомых
и соседей, при этом не сильно подорвав бюджет
семьи. Большой седан, размерами не уступающий
любому "Мерсу" с приличным набором опций и
оборудования, имеющий запоминающийся внешний
вид, - этот автомобиль производит впечатление
куда более дорогого лимузина. Что важно для нас,
"американец" абсолютно ремонтопригоден - за
его техобслуживание возьмутся многие рядовые
СТО. При этом не ахти как велики и годовые расходы
по эксплуатации автомобиля. По оценкам
специалистов, они составляют от 250 до 500 долларов.
Сюда, естественно, не входит замена сложных узлов
и агрегатов.
Андрей ИВАНОВ
Автор выражает благодарность за
содействие в подготовке материала специалистам
фирмы "Норд-Линстек", официальному дилеру
Chrysler, Jeep. |