ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

# 03 (59) март 2001 г.

Автопробег Петербург - Севастополь

В начале ХХ века в России существовало несколько объединений автолюбителей. Самым массовым из них было Императорское Автомобильное общество. Оно активно пропагандировало идеи автомобилизма в стране и часто устраивало автопробеги, один из которых состоялся в 1911 году.

Первый автопробег Императорское Автомобильное общество организовало в 1909 году по трассе Петербург - Рига - Петербург; второй, в 1910 году: Петербург - Киев - Москва - Петербург. Налицо увеличение дальности маршрутов автопробегов. Очередной, уже ставший традиционным, автопробег 1911 года было решено протянуть на целых 2000 тысячи верст "от моря до моря" - из Петербурга в Севастополь.

В среде автомобилистов началось бурное обсуждение правил предстоящих состязаний. Было решено, что все автомобили-участники автопробега будут разделены на 4 категории: по объему цилиндров. Максимальная скорость движения не ограничивалась, но головной командорский автомобиль, которой должен был следовать со скоростью 65 верст в час, обгонять запрещалось. В экипаж каждой машины должен был входить контролер, ему в обязанность вменялось ведение хронометража пробега. В пути разрешались остановки машин для ремонта своими инструментами без посторонней помощи.

Маршрут этого автопробега был следующим: Петербург - Вышний Волочек - Москва - Тула - Орел - Курск - Харьков - Екатеринослав - Симферополь - Севастополь. Обратно участники автопробега должны были вернуться по железной дороге вместе со своими машинами.

Целью пробега было "испытание на прочность и выносливость автомобилей". Особо отмечалось, что участок маршрута от Харькова до Симферополя, протяженностью 750 верст, будет проходить по грунтовой дороге, "почему рекомендуется иметь машины, высоко расположенные над землей, и цепи на шины".

К состязаниям допускались машины "без ограничения сил", не менее чем 3-местного типа кузова с сиденьями "лицом к ходу", и 4-мя щитами от грязи (крыльями) из твердого материала". Каждый автомобиль должен был "непременно" иметь: 2 не зависимых друг от друга тормоза, задний ход, глушитель, 3 фонаря, из которых один, задний, - для освещения номера. Экипаж машины должен был состоять не менее чем из 3-х взрослых мужчин, включая шофера и контролера.

Лица, пожелавшие управлять автомобилем во время пробега, должны были предъявить свидетельство на право вождения, выданное по месту жительства. Записаться для участия в автопробеге можно было в Императорском Автомобильном обществе или в редакции журнала "Автомобиль" на Литейном, 36. Для этого лишь нужно было внести 100 рублей и заполнить соответствующий бланк, в котором, помимо всего прочего, указывались технические характеристики автомобиля. Записавшийся брал на себя обязательство строго придерживаться правил состязаний.

В пути автомобилями или его участников подстерегали непредвиденные обстоятельства, поэтому все они подлежали страхованию, которое было обязательным. Автомобили-претенденты на участие в этих соревнованиях тщательно осматривали члены Комитета автопробега и только после этого выдавали стартовые номера, которые крепились на машину сзади и спереди. Контролеры в экипажи участников автопробега назначались по жребию, причем в пути они, объективности ради, менялись местами.

Старт автопробегу был дан 7 сентября 1911 года, в 7 часов утра, в Михайловском манеже. Машины пересекали стартовую линию с интервалом в 1 минуту. Во время соревнований за нарушение правил их участники могли быть дисквалифицированы или оштрафованы. На промежуточных остановках экипажи могли пополнить запасы бензина и масла. Об этом заранее позаботился организационный Комитет.

Автопробег 1911 года был объявлен Международным, потому что в нем принимали участие иностранцы. Общественные объединения автомобилистов были представлены: Императорским Российским Автомобильным обществом - 4 машины, Санкт-Петербургским Автомобиль-клубом - 5, 1-м Русским Автомобильным клубом (Москва) - 4, Московским Автомобильным обществом - 6, Императорским Австрийским Автомобиль-клубом - 3, Висбаденским Автомобиль-клубом - 3 и Рейнским Автомобиль-клубом - 3 экипажа. Помимо этого, в автопробеге принимали участие и команды автомобильных фирм - таких, как Русско-Балтийский завод, "Адлер", "Хорьх" и других.

Всего в Петербурге 7 сентября 1911 года стартовало 57 автомобилей, а в Севастополь 16 сентября прибыло 45. Остальные экипажи по разным причинам сошли с дистанции. Из автомобильных клубов Императорский приз получила команд 1-го Русского Автомобильного клуба в Москве, а Рейнскому Автомобиль-клубу был вручен особый подарок - имени Его Императорского Величества. Из команд автомобильных фирм первых призов удостоились "Бреннабор" и "Комник". Второй приз получила команда фирмы "Лаурин-Клемент". Кроме того, выдавались и личные призы. Так, в I категории победителем стал господин Филиппов на Mercedes, во II - господин Миронов на "Бразье", в III - господин Нагель (редактор журнала "Автомобиль" на "Руссо-Балте", и в IV - гонщик Мюллер на "Бенце".

Автопробег 1911 года стал большим событием для русских автомобилистов. Поскольку в то время автомобили были еще в диковинку, то его участники стали настоящими героями, преодолевшими расстояние в 2000 верст с невозможной для других средств передвижения скоростью - всего за 10 дней.

AutoBanner.ru 468x60
AutoBanner.RU

TopList