Автопробег Петербург -
Севастополь
В начале ХХ века в России существовало
несколько объединений автолюбителей. Самым
массовым из них было Императорское
Автомобильное общество. Оно активно
пропагандировало идеи автомобилизма в стране и
часто устраивало автопробеги, один из которых
состоялся в 1911 году.
Первый автопробег Императорское Автомобильное
общество организовало в 1909 году по трассе
Петербург - Рига - Петербург; второй, в 1910 году:
Петербург - Киев - Москва - Петербург. Налицо
увеличение дальности маршрутов автопробегов.
Очередной, уже ставший традиционным, автопробег
1911 года было решено протянуть на целых 2000 тысячи
верст "от моря до моря" - из Петербурга в
Севастополь.
В среде автомобилистов началось бурное
обсуждение правил предстоящих состязаний. Было
решено, что все автомобили-участники автопробега
будут разделены на 4 категории: по объему
цилиндров. Максимальная скорость движения не
ограничивалась, но головной командорский
автомобиль, которой должен был следовать со
скоростью 65 верст в час, обгонять запрещалось. В
экипаж каждой машины должен был входить
контролер, ему в обязанность вменялось ведение
хронометража пробега. В пути разрешались
остановки машин для ремонта своими
инструментами без посторонней помощи.
Маршрут этого автопробега был следующим:
Петербург - Вышний Волочек - Москва - Тула - Орел -
Курск - Харьков - Екатеринослав - Симферополь -
Севастополь. Обратно участники автопробега
должны были вернуться по железной дороге вместе
со своими машинами.
Целью пробега было "испытание на прочность и
выносливость автомобилей". Особо отмечалось,
что участок маршрута от Харькова до Симферополя,
протяженностью 750 верст, будет проходить по
грунтовой дороге, "почему рекомендуется иметь
машины, высоко расположенные над землей, и цепи
на шины".
К состязаниям допускались машины "без
ограничения сил", не менее чем 3-местного типа
кузова с сиденьями "лицом к ходу", и 4-мя
щитами от грязи (крыльями) из твердого материала".
Каждый автомобиль должен был "непременно"
иметь: 2 не зависимых друг от друга тормоза,
задний ход, глушитель, 3 фонаря, из которых один,
задний, - для освещения номера. Экипаж машины
должен был состоять не менее чем из 3-х взрослых
мужчин, включая шофера и контролера.
Лица, пожелавшие управлять автомобилем во время
пробега, должны были предъявить свидетельство на
право вождения, выданное по месту жительства.
Записаться для участия в автопробеге можно было
в Императорском Автомобильном обществе или в
редакции журнала "Автомобиль" на Литейном,
36. Для этого лишь нужно было внести 100 рублей и
заполнить соответствующий бланк, в котором,
помимо всего прочего, указывались технические
характеристики автомобиля. Записавшийся брал на
себя обязательство строго придерживаться правил
состязаний.
В пути автомобилями или его участников
подстерегали непредвиденные обстоятельства,
поэтому все они подлежали страхованию, которое
было обязательным. Автомобили-претенденты на
участие в этих соревнованиях тщательно
осматривали члены Комитета автопробега и только
после этого выдавали стартовые номера, которые
крепились на машину сзади и спереди. Контролеры в
экипажи участников автопробега назначались по
жребию, причем в пути они, объективности ради,
менялись местами.
Старт автопробегу был дан 7 сентября 1911 года, в 7
часов утра, в Михайловском манеже. Машины
пересекали стартовую линию с интервалом в 1
минуту. Во время соревнований за нарушение
правил их участники могли быть
дисквалифицированы или оштрафованы. На
промежуточных остановках экипажи могли
пополнить запасы бензина и масла. Об этом заранее
позаботился организационный Комитет.
Автопробег 1911 года был объявлен Международным,
потому что в нем принимали участие иностранцы.
Общественные объединения автомобилистов были
представлены: Императорским Российским
Автомобильным обществом - 4 машины, Санкт-Петербургским
Автомобиль-клубом - 5, 1-м Русским Автомобильным
клубом (Москва) - 4, Московским Автомобильным
обществом - 6, Императорским Австрийским
Автомобиль-клубом - 3, Висбаденским Автомобиль-клубом
- 3 и Рейнским Автомобиль-клубом - 3 экипажа. Помимо
этого, в автопробеге принимали участие и команды
автомобильных фирм - таких, как Русско-Балтийский
завод, "Адлер", "Хорьх" и других.
Всего в Петербурге 7 сентября 1911 года стартовало
57 автомобилей, а в Севастополь 16 сентября прибыло
45. Остальные экипажи по разным причинам сошли с
дистанции. Из автомобильных клубов
Императорский приз получила команд 1-го Русского
Автомобильного клуба в Москве, а Рейнскому
Автомобиль-клубу был вручен особый подарок -
имени Его Императорского Величества. Из команд
автомобильных фирм первых призов удостоились
"Бреннабор" и "Комник". Второй приз
получила команда фирмы "Лаурин-Клемент".
Кроме того, выдавались и личные призы. Так, в I
категории победителем стал господин Филиппов на
Mercedes, во II - господин Миронов на "Бразье", в III
- господин Нагель (редактор журнала "Автомобиль"
на "Руссо-Балте", и в IV - гонщик Мюллер на "Бенце".
Автопробег 1911 года стал большим событием для
русских автомобилистов. Поскольку в то время
автомобили были еще в диковинку, то его участники
стали настоящими героями, преодолевшими
расстояние в 2000 верст с невозможной для других
средств передвижения скоростью - всего за 10 дней. |