"Формула 1" в Индии -
фантазии?!
В прошлом году Берни Экклстоун заявил,
что в будущем он планирует провести ряд "Гран
При" в Азии и Африке. В числе претендентов на
проведение нескольких гонок назывались такие
страны, как Китай, Египет, Алжир и Индия. Кстати,
по данным социологов, через 50 лет самой
густонаселенной страной будет именно Индия. На
ее территории, по разным оценкам, будет проживать
от 1,8 до 2 млрд человек. Хороший рынок для
продвижения товаров! Особенно сигарет.
Впервые соревнования по автомотоспорту
состоялись в Индии в 70-х годах и проводились они
на взлетных полосах аэродромов в Мадрасе и
Бомбее. Машины, на которых выступали гонщики,
заметно уступали в техническом плане своим
европейским аналогам, да и внешний облик "колясок
с мотором" напоминал скорее транспортные
средства Мэла Гибсона из фильма "Безумный Макс"
- настолько архаичны и незатейливы они были.
Возросшая популярность автогонок сподвигла
федерацию автомотоспорта Индии выделить деньги
на строительство автодрома недалеко от Мадраса.
Длина трека составила 3.75 км, а открывал трассу 3-кратный
чемпион мира Джекки Стюарт.
Ну, а раз есть собственная трасса, значит, самое
время приступить к созданию собственного
гоночного болида. За его разработку взялись две
легенды индийского автомотоспорта - Каривардан и
Кхандок. В итоге получилось что-то похожее на
машины, участвующие в "Формуле Ford". Тут же
был организован собственный чемпионат под
названием Formula India Single Seater Maruti Engine (FISSME).
Каривардан и Кхандок приняли участие в
соревнованиях, чем привлекали к чемпионату
повышенное внимание прессы и болельщиков,
которые толпами устремились в Мадрас - поглазеть
на захватывающее зрелище, все еще остававшееся
диковинным.
Но с уходом местных Лауды и Пике интерес индийцев
к автоспорту, казалось, исчез навсегда. Вернул
зрителей на трек племянник Каривардана -
Картикейн. Он стал героем кольцевых автогонок,
принимая участие во всевозможных турнирах. И
везде он становился триумфатором. Вундеркинд
привлек внимание богатых соотечественников -
Вижжай Маллиа, крупнейшего производителя пива, в
90-х годах спонсировавшего Benetton в "Формуле 1",
и JK group: шинного гиганта. Новой ступенькой в
карьере Картикейна стал чемпионат Азии. Гонщик
поразил организаторов турнира тем, что, с
легкостью выиграв чемпионат, стал первым
индийцем-победителем чемпионата Азии. В 1998 году
Картикейн подписал контракт с командой Intersport,
выступавшей в то время в британской F3. Однако по
ходу турнира индиец выглядел крайне
неубедительно; к тому же, у него закончились
деньги и он вернулся на родину. Все изменилось в
жизни Картикейна, когда, в конце 1998 года, он
подписал контракт с Carlin Motosport. Окрыленный новыми
перспективами, индиец одержал свою первую
большую победу, затем - еще одну.
А в Индии тем временем в буквальном смысле слова
свершилась автомобильная революция: в страну
приехали два гиганта автоиндустрии - Ford и General
Motors. Стоило Ford прикупить команду Джекки Стюарта в
"Формуле 1", как глава индийского отделения
Ford подписал контракт с Картикейном, тем самым
открыв индийцу дверь в "Ф1". Правда, прежде
ему предстояло вжиться в роль тест-пилота, а уж
потом, быть может, - роль призового гонщика.
Увы, но даже эта ноша оказалась непосильной для
Картикейна: он проиграл чемпионат "F3" такому
же молодому Томасу Шектеру - сыну Джоди Шектера,
чемпиона мира в "Ф1" 1979 года. Мечта посидеть
за рулем болида "Ф1" оказалась слишком
иллюзорной. Неудачи, свалившееся на него,
Картикейн объяснил происками врагов в лице
инженеров команды, которые, по его мнению, по-разному
подходили к настройкам машин пилотов. Дескать,
Шектеру они уделяли куда больше внимания. Но
неудачник не скрывал своего желания когда-нибудь
снова окунуться в атмосферу современной "Формулы
1" - хотя бы в качестве тест-пилота. И Картикейн
с головой ушел в перипетии японской серии Nippon и
даже провел несколько тренировочных сессий за
команду Impul.
Но все успехи Картикейна остались пустым звуком
для Правительства Индии, словно специально
устранившегося от государственной поддержки
автомотоспорта в стране. А без правительственной
программы автоспорт поднять невозможно даже с
помощью Ford и General Motors.
В Индии сегодня куда большей популярностью, чем
"Ф1", пользуются соревнования по картингу
(Gocarting). Возведение трасс для этого вида автогонок
не требует громадных вложений, и практически
любой индиец может позволить себе посидеть за
рулем мини-болида во время гонки.
И все же поклонникам "Формулы 1" из Индии не
стоит отчаиваться. Консорциум, куда вошли
выходцы из "чайной страны", проживающие в
разных странах мира, готовы выделить средства
ради того, чтобы в 2002 году один из этапов
чемпионата "F1" прошел в Калькутте. Проблема
в том, что денег нужно слишком много, и реальная
дата проведения "Гран При Индии" - конец
первого десятилетия XXI века. |