Автосалон - 1913
Начиная
с 1907 года в России стали регулярно проводиться
автомобильные выставки, последняя из которых, - IV
Международная, состоялась в мае 1913 года.
Автомобильные выставки начала века разительно
отличались от нынешних.
Каждая имела государственный статус. О них
писали все без исключения газеты, и каждую
"изюминку" выставки потом долго обсуждали
даже люди, далекие от автомобилизма.
Традиционным местом проведения автосалонов в
России был Михайловский манеж в Петербурге. IV
Международная автомобильная выставка начала
свою работу 5 мая 1913 года. К 12 часам дня, помимо
праздного люда туда прибыл премьер-министр В. К.
Коковцов, а также члены Двора - великие княгини
Мария Павловна и Виктория Федоровна, герцог
Павел-Фридрих Мекленбург-Шверинский, Великий
князь Дмитрий Павлович и другие высокие особы. На
торжественном открытии выставки Коковцов
объявил, что под свое покровительство ее взял сам
император Николай II.
Поскольку Россия на автомобильном рынке своими
отечественными автомобилями не блистала, и
практически все выставленные в Манеже машины
были зарубежного производства, то в качестве
"гвоздя сезона" публике было предложено
осмотреть два авто из Императорского гаража. Это
были 6-цилиндровые Rolls-Royce с двигателем мощностью
60 лошадиных сил и 40-сильный Renault, поражавшие
изящностью и роскошью отделки кузовов, которые
сделали петербургские фирмы А. Кельнера и Ф.
Кельнера.
Большинство выставленных в Михайловском манеже
машин было германского производства. Особенно
выделялась своими автомобилями самая популярная
тогда фирма Benz. На то время все мировые рекорды
скорости и выносливости были поставлены на
машинах именно этой марки. Стенд фирмы Benz
привлекал внимание выставленным на специальном
подиуме гоночным автомобилем, увенчанным
лавровым венком. Он имел 200-сильный мотор и на
испытаниях показал мировой рекорд скорости - 17
секунд за версту. К продаже эта чудо-машина
предлагалась также за рекордную сумму - 20 тысяч
рублей! Интересно, что представители этой фирмы
не показывали посетителям сам двигатель, объявив
это коммерческой тайной.
Еще один спортивный автомобиль этой фирмы
оценивался в 11,5 тысячи рублей, а элегантные
лимузины Benz стоили еще дороже. Все отмечали, что
автомобили этой марки хотя и красивы,
удивительны по своим формам, но очень дороги.
Поражал воображение, например, лимузин с
расписным потолком, многочисленными фарфоровыми
вазочками и раскладывающимися в виде кровати
креслами за 14 тысяч рублей. Его так никто и не
купил.
Второе место по количеству и качеству
представленных автомобилей занимала фирма
"Адлер". Ее моторы отличались бесшумностью,
и как на нововведение можно было посмотреть на
двойные широкие удлиненные рессоры "Адлер",
совершенно "уничтожающие тряску во время
хода". Эти машины были сравнительно дешевы,
посетители отмечали, что "спортивное
двухместное дубль-торпедо" стоит всего 3,7
тысячи рублей, а лимузин с роскошной отделкой,
динамо-машиной и телефоном - 8,4 тысячи. На третий
день выставки фирма успела продать уже несколько
своих машин.
Далеко не последнее место на выставке 1913 года
занимали автомобили марок Opel Adam и Mercedes Daimler.
Последней фирме к этому времени уже исполнилось
25 лет, и за все время своего существования она
продала более 30 тысяч автомашин, что тоже было
рекордом.
Молодая еще фирма Audi привезла на показ в
Петербург новейшей конструкции фаэтон за 12 тысяч
рублей. Автомобильная фабрика "Ллойд"
удивляла тем, что на машинах ее сборки ко всем
механизмам был свободный доступ, что облегчало
ремонт, их "высокий ход удобен для
передвижения по русским дорогам".
Около половины всех представленных на выставке
автомобилей были снабжены шинами уже тогда
знаменитой фирмы Mishelin. Она тоже имела свой стенд,
привлекавший к себе внимание забавными
надувными толстяками, сложенными из резиновых
камер разного диаметра. С именитым иностранцем
успешно конкурировало петербургское
товарищество "Треугольник", представившее
новые нескользящие шины "Елка".
Помимо спортивных и легковых автомобилей,
значительное место на выставке занимали
грузовики и спецмашины. Очевидно, сказывалось
веяние времени - вовсю полыхала Балканская война,
и все явственнее ощущалось дыхание I Мировой.
Экспонировались грузовики грузоподъемностью от
50 до 350 пудов, санитарные фургоны, автомобильные
электростанции с гигантскими прожекторами,
легкобронированные машины с пулеметами, а также
походная кухня, "дающая обед на 250 человек".
Фирма Opel демонстрировала пожарные машины с
выдвижными 35-метровыми лестницами и 8 рукавами,
через которые можно было подавать до 2 тысяч
литров воды в минуту. Учебно-автомобильная рота
Петербургского гарнизона приобрела для себя
несколько грузовиков новейшей конструкции.
IV Международная выставка работала целый месяц - с
5 мая по 6 июня 1913 года. Интерес к ней был огромным -
только в день открытия, несмотря на довольно
приличную входную плату (3 рубля), ее посетило
более трех тысяч человек. Император Николай II
нашел время заехать в Михайловский манеж 15 мая и
внимательно осмотрел экспонаты.
Помимо восторгов, у посетителей выставки вызвал
сожаление тот факт, что на ней было очень мало
общедоступных автомобилей. "Все для
миллионеров", - сокрушался "Петербургский
листок".
Международные салоны в Петербурге никогда не
обходились без автошоу. Так было и на этот раз - на
Волхонском шоссе около станции Александровской,
были устроены гонки на 1 версту, в которых могли
принять участие все желающие. Первое место занял
спортивный автомобиль фирмы Benz, выполненный в
форме лодки с заостренным носом. Он показал
рекордное время - 19 секунд за версту!
Перечень фирм, получивших награды на этой
выставке, звучит как гимн пионерам
автомобилестроения и в то же время отражает все
особенности той неординарной выставки далекого
1913 года. Так, главный приз - медаль Его
Императорского Величества получил... трактор
изобретателя Болоховского. Большие золотые
медали были вручены за грузовики Daimler и Benz, а
также радиостанцию на шасси "Бюссинг".
Малые золотые медали достались грузовикам
"Мулаг", "Альбион", "Дион-Бутон" и
"Пежо".
Серебряных медалей были удостоены
ангар-мастерская "Спа", походные кухни
"Зауэр" и "Ла-Бюир", провиантский фургон
и грузовик "Адлер", гусеничный трактор
"Хольт", а также прожекторная установка
"Лорен-Дитрих".
Почетные дипломы от Военного министерства были
присуждены санитарному фургону и прожекторной
станции FIAT, а еще - грузовику Renault.
Текст под фото: Вход на IV Международную
автомобильную выставку в Михайловском манеже. 1913
год.
|