Славный COLTчуган
Для большинства наших
читателей слово "Кольт" ассоциируется с
эпохой становления Соединенных Штатов Америки.
Однако и в автомобильном мире оно хорошо
известно. В первую очередь, благодаря наличию в
семействе автомобилей Mitsubishi компактной модели
Colt, имеющей весьма богатую историю...
Угловатые прародители
Одна из старейших японских
автокомпаний, Mitsubishi Motors, традиционно начинает
свой экспортный модельный ряд небольшим по
размерам переднеприводным хэтчбеком Colt, который
на местном рынке имеет название Mirage. Второе
поколение автомобиля, который изредка можно
увидеть на питерских улицах, автомир увидел в
октябре 1983 года. В пику автомобильной моде тех
лет, дизайн кузова Colt/Mirage отличался острыми
углами. В так называемую заводскую серию С10 вошли
3- и 5-дверный хэтчбеки, а также 4-дверный седан Lancer
(с 1985 года - и 5-дверный универсал с приподнятой
задней частью крыши). Ничем особым ни одна из этих
моделей покупателей не привлекала до тех пор,
пока в 1987 году не появился дешевый
полноприводный универсал, который имел
определенный успех на рынке. Внутри он выглядел
примерно так же как снаружи: угловатый и
сравнительно недорогой. Гамма предлагаемых к
нему моторов состояла из 1,8-литрового 60-сильного
дизеля и трех бензиновых версий рабочим объемом
1,3, 1,5 и 1,6 л. Причем мощность последнего
турбированного двигателя доходила до 120 л. с.
Следующее, с более солидной внешностью,
поколение Colt/Mirage (заводской индекс С50) появилось
осенью 1987 года. Интересно, что универсал решено
было не модернизировать и сохранить в так
называемой устаревшей версии. В январе 1988 года
свет увидел обновленный седан Lancer, который
покупатели североамериканского рынка знают как
Eagle Summit. 5-дверный Lancer с кузовом "хэтчбек"
появился годом позже.
Считается, что 3-дверные хэтчбеки неудобны для
входа-выхода сидящих сзади пассажиров, так как
двери недостаточно широки и открываются на не
слишком большой угол. Зато при откинутом заднем
кресле вместимость багажного отделения
увеличивается до 1050 л, что для компактного
автомобиля не так уж и плохо. Правда, следует
признать, что процесс погрузки могут затруднить
большие задние фонари. Багажник Lancer несколько
скромнее: без откинутого заднего сиденья его
полезный объем составляет каких-то 337 л. Салон
автомобиля серии С50 уже не имеет тех острых
углов, которые присущи машинам с индексом С10.
Кроме того, он достаточно просторный, в нем
относительно удобно могут разместиться даже
высокорослые пассажиры. Рулевая колонка
регулируется по высоте, однако руль не снабжен
гидроусилителем. Само же рулевое колесо может
показаться несколько скользким. Сиденья
принадлежат к явно спортивному типу. Они жесткие
и с низкими спинками, но в целом довольно удобные.
Обзор с водительского места вполне
удовлетворительный - правда, некоторые нарекания
вызывают боковые зеркала с электроприводом: они
маловаты по площади. Не жалуются владельцы
старых Colt и на управляемость автомобилем: он
вполне устойчив в поворотах и имеет стабильный
выбег по прямой. Подвеска достаточно
комфортабельна даже на не совсем ровной дороге и
при полной нагрузке. Гамма силовых агрегатов Colt
серии С50 осталась прежней. Более мощным (145 л. с.)
стал разве что 1,6-литровый бензиновый турбомотор.
Миловидная "мордочка"
Четвертое поколение Colt/Mirage, более-менее
знакомое российскому потребителю, появилось на
свет осенью 1991 года. Серия САО отличалась
миловидную "мордочкой" и откровенно
скругленными очертаниями кузова. Модель Lancer с
3-объемным кузовом типа "седан" в 2-дверном
(для рынка Северной Америки) и 4-дверном вариантах
предстала перед публикой летом 1992 года -
одновременно с новым универсалом, который, в свою
очередь, получил название Libero.
Потребительские качества предшественников были
бережно сохранены автопроизводителем. Кузов с
хорошим качеством сборки и подгонки всех панелей
по-прежнему имел достаточную жесткость и высокую
стойкость к коррозии. Плюс, ко всему этому, в
серии САО напрочь отсутствуют какие-либо
проблемы в техническом обслуживании и ремонте.
Новая, аккуратно выполненная панель приборов с
хорошо просматривающимися приборами приятна не
только на вид, но и на ощупь. Все материалы
отделки имеют отменное качество и выглядят
весьма пристойно даже в подержанных автомобилях.
Рулевая колонка, наконец-таки получившая в
стандарт гидроусилитель, по-прежнему
регулировалась по высоте. Водительское кресло Colt
серии САО позволяет удобно расположиться далеко
не маленькому по комплекции человеку. Обзорность
с рабочего места водителя не самая плохая - под
рукой есть все необходимые регулировки. Это
касается, прежде всего,
электростеклоподъемников, боковых зеркал, а
также прерывистого режима работы
стеклоочистителя. Но на заднем сиденье 3-дверного
хэтчбека Colt так же тесно, как и в предшествующих
моделях. Причем доступ назад опять-таки
получился крайне неудобным. Теснота сзади
характерна и для родственной модели Lancer. И здесь
ничего не поделаешь: таковы принятые в классе
данной размерности (сегмент "С") стандарты.
Более практично выглядел универсал Libero, особенно
в полноприводном варианте.
Жесткость подвески Colt серии САО возросла, что, по
мнению специалистов, не пошло автомобилю на
пользу. К тому же, на плохой дороге Lancer может
начать "вилять хвостом". На европейский
рынок поставлялись модели с 12-клапанным
75-сильным 1,3-литровым и 16-клапанным 1,6- и
1,8-литровыми двигателями. Силовой агрегат с
12-клапанной головкой блока цилиндров несколько
слабоват на малых оборотах и обеспечивает
необходимый "подхват" разве что после 3000
об/мин. Наибольшей популярностью у покупателей
пользовался 1,6-литровый 113-сильный двигатель 4G92,
который, ко всему прочему, до сих пор считается
самым надежным из предлагаемых к установке на Colt.
Выбор японских вариантов двигателей
простирается от того же 75-сильного до
экзотических на таком компактном автомобиле
2-литровых 260-сильных турбомоторов, которые
агрегатировали также с полноприводной
трансмиссией (Lancer GSR Evolution). Специалисты советуют,
подобные модели не покупать, тем более
подержанные. Дело в том, что в случае поломки их
просто невозможно будет отремонтировать. Лучше
присмотреться к 68-сильному дизелю и 88-сильному
турбодизелю - эти моторы на порядок практичнее.
Шестое по счету поколение Colt/Mirage (заводское
обозначение - CJO) появилось осенью 1995 года.
Примечательно, что дизайн универсала Libero
инженеры Mitsubishi Motors вновь не тронули,
довольствуясь разработкой прежнего поколения.
Все основные типы кузовов сохранились
неизменными - в очередной раз поменялся лишь
стайлинг автомобиля. В основном, это все тот же,
уже хорошо знакомый покупателям Colt/Lancer: он
бесшумен, относительно комфортен и удобен.
Явный "плюс" автомобилей серии CJO -
повышенный уровень активной и пассивной
безопасности. Серийная комплектация отныне
подразумевала наличие подушек безопасности и
антиблокировочной системы тормозов. Кстати,
работа ABS вызывает некоторые критические
замечания, связанные, в первую очередь, со
слишком ранним срабатыванием и заметной отдачей
на педаль тормоза.
Гамма двигателей серии CJO поменялась
незначительно. На полноприводной спортивной
версии Lancer Evolution V мощность 2-литрового
турбированного мотора японские инженеры сумели
увеличить до немыслимых 280 л. с. Хорошо
"переварив" эту мощь, можно уверенно
сказать, что, кроме профессиональных раллистов, с
таким автомобилем вряд ли кто справится. В 1997
году серия CJO пополнилась автоматической
трансмиссией нового поколения INVECS II, которая
отличается электронным управлением коробки
передач. Автоматика подстраивается под
конкретный стиль вождения и позволяет
переключать передачи либо плавно, в
"экономичном" режиме, либо ускоренно - в
стиле "спорт". Прочие же конструкции
автомобиля унаследованы от предыдущей, 5-й серии
Colt/Mirage/Lancer. При эксплуатации этой модели нередко
возникают претензии к очень маленькому (всего 12
см) дорожному просвету, из-за которого иногда
ломаются пластиковые брызговики и царапаются
пороги. К тому же, нынешнее поколение Lancer (даже
так называемый "секонд хэнд") стоит не очень
дешево. Так что, лучше обратить внимание на
более-менее "свежий" экземпляр предыдущей
серии, который ничем не хуже и при этом гораздо
дешевле.
Выигрывает лишь дизайн
Предложений о
покупке-продаже Mitsubishi Colt не так уж и много. Чего
греха таить: парк этих машин в нашем городе, по
некоторым оценкам, едва ли превышает 100 единиц. В
России охотнее покупают дорогие внедорожники
Mitsubishi (тот же Pajero), нежели машины компакт-класса.
Это одна из причин слабой распространенности Colt
в нашей стране. Есть и вторая: в сегменте "С",
где позиционирует герой нашей публикации, -
большая конкуренция, и многие автопроизводители
предлагают модели (к примеру, тот же VW Polo), которые
гораздо больше устраивают покупателей с точки
зрения насыщенности тем или иным оборудованием и
элементами комфорта.
Действительно, Mitsubishi Colt начала
середины 90-х годов, в сравнении со своими
конкурентами, выглядел, грубо говоря, топорно:
невзрачная обивка салона, не всегда удачная
компоновка приборов и т. п. Плюс к этому, не очень
"подъемная" стоимость модели, доходившая в
нашей стране (в ценах середины 90-х) до 14-15 тыс.
долларов. Лишь в последние годы
автопроизводитель начал уделять повышенное
внимание обустройству внутреннего пространства
своего самого маленького автомобиля. Примером
тому может служить Colt последнего поколения,
вполне соответствующий духу современности.
Козырями Colt на тот момент были оригинальный,
каплевидный дизайн кузова "хэтчбек",
устойчивость автомобиля во время движения и
надежность конструкции в целом, которая в
немалой степени объясняется военным характером
корпорации Mitsubishi.
Весьма жизнеспособные моторы
Как мы уже говорили, Colt оснащался
разными силовыми агрегатами. Все двигатели -
одновальные, ременные, с гидротолкателями,
малообслуживаемые. На рынке встречаются и так
называемые "заряженные" версии моторов, но
они крайне редки. Система зажигания - блочная,
необслуживаемая.
И 1,3-, и 1,6-, и 2-литровый бензиновые двигатели при
постоянном к ним внимании способны прослужить от
300 до 400 тыс. км без каких-либо серьезных
вмешательств. Необходимо помнить лишь о
своевременной (до 100 тыс. км пробега) замене
зубчатого ремня ГРМ и планомерной (через каждые 10
тыс. км) замене моторного масла. Несмотря на то,
что рынок смазочных материалов сегодня принял
более-менее цивилизованные рамки, нарваться на
некачественное масло вполне реально, и этот факт
нельзя сбрасывать со счетов. Как всякий
современный силовой агрегат, мотор Colt
предпочитает полусинтетические и синтетические
сорта масла. Если же естественная старость
двигателя налицо, можно попотчевать его и
"минералкой" - правда, повторимся, делать это
нужно регулярно, через определенные интервалы
времени.
Свой конкретный срок службы
имеют и свечи накаливания. Применительно к Mitsubishi
Colt, автопроизводитель рекомендует их заменять
примерно через 30-40 тыс. км пробега. Как показывает
практика, российские автомобилисты делают это
гораздо реже, что не всегда идет на пользу мотору
(он теряет в мощности, неуверенно заводится и т.
п.). Хотя, будем откровенны: свечи способны
прослужить и два отведенных срока. Что касается
"аппетита" силовых агрегатов Colt, то он
весьма и весьма умеренный: в условиях
напряженной городской езды автомобиль расходует
7-7,5 л/100 км пути.
Система питания двигателей Mitsubishi Colt -
электронно-распределенный впрыск, отличающийся
простотой конструкции (форсунка, регулятор
давления, насос в баке) и ремонтопригодностью. В
идеале, автомобиль потребляет высокооктановый
бензин Аи-95, однако, в силу его дороговизны,
большинство владельцев Colt (впрочем, как и других
иномарок) предпочитают ездить на более доступном
"девяносто втором". Автомобили шли как с
каталитическим нейтрализатором газов, так и без
оного. В Россию в основном поставлялись модели
без катализатора, ремонт которого, как правило,
стоит недешево. Дефект в работе каталитического
нейтрализатора (если он присутствует)
определяется довольно-таки просто: на высокой
скорости движения автомобиль становится
несколько "туповатым".
Трансмиссия и электрика
На Mitsubishi Colt/Mirage/Lancer
устанавливали как механические 5-скоростные КПП,
так и 4-диапазонные "автоматы", причем
последние явно доминировали. В немалой степени
это связано с тем, что изначально автомобиль
предназначался для эксплуатации в городских
условиях, где использование "механики" (в
связи с частыми переключениями передач)
доставляет больше хлопот и отрывает внимание
водителя от процесса вождения.
Опасения некоторых водителей относительно
надежности автоматических коробок передач Colt, по
утверждению специалистов автосервиса, абсолютно
необоснованны. Если не насиловать коробку и
предотвращать несанкционированный доступ к ее
содержимому, АКПП способна прослужить довольно
долгое время. Заводские дефекты практически
сведены к нулю. Интервал замены масла в
"автомате" (а это известный всем Dixtron)
составляет примерно 40-60 тыс. км. Кроме того, не
стоит забывать и о периодической замене фильтра
АКПП, который со временем имеет обыкновение
засоряться. Дефект в работе АКПП Mitsubishi Colt
состоит, как правило, в ее "зависании" либо в
несвоевременном переключении передач. Что
касается ремонта "автомата", то он
относительно недорогой - в пределах 300 долларов.
Срок замены трансмиссионного масла в
механической КПП аналогичен установленному
автопроизводителем для АКПП.
Как вполне жизнеспособное можно
охарактеризовать сцепление Colt. Это значит, что
оно эффективно будет работать на протяжении
примерно 150 тыс. км пробега. Если появится
необходимость в его замене, то лучше это делать в
комплекте (диск, корзина, выжимной подшипник).
Заплатив 250 долларов за узел в сборе, вы можете
быть уверены, что в ближайшее время вам не
придется вновь заезжать на СТО для замены
какого-либо элемента сцепления. Стоимость работы
по замене сцепления на рядовой станции едва ли
больше прейскуранта на тот же ВАЗ 2108. Если ваш Colt -
древний, как мир, то при замене комплекта
сцепления лучше сделать ревизию сальников
приводов на предмет их подтекания. Каждый
сальник в отдельности стоит в среднем 7-8
долларов.
Электрооборудование Mitsubishi Colt, даже весьма
подержанного, достойно самых добрых слов. Отказы
проводки - явление крайне редкое, да и те же щетки
генератора при отсутствии чрезмерных нагрузок
способны верой и правдой прослужить не менее 200
тыс. км пробега. Любителям обвесить свой
автомобиль гирляндами всевозможных фар и
дополнительных лампочек можно посоветовать
обязательно обратиться за помощью к
профессионалам. Как показывает практика, в связи
с несанкционированным доступом к элементам
электрооборудования часто происходит
возгорание автомобиля. При установке тех же
дополнительных фар или автосигнализаций
необходимо рассчитать мощность электрической
цепи под конкретный автомобиль, дабы исключить
возможность ее замыкания. Генератор рассчитан на
определенную нагрузку, которую нельзя
увеличивать до бесконечности. В противном случае
неизбежны повышенный износ колец ротора, выход
из строя щеток генератора, проблемы с
аккумуляторной батареей.
Важен визуальный контроль
Небольшой дорожный
просвет Mitsubishi Colt вряд ли можно отнести в актив
этого компактного автомобиля. Зато его
маневренность в условиях перегруженного
транспортом города выше всяких похвал. Радиус
поворота составляет около 5 метров, и здесь свою
положительную роль играет необслуживаемый и
неприхотливый в работе гидроусилитель руля.
Чтобы ГУР не подвел в нужный момент, следует хотя
бы 1 один в 3 года поменять в его бачке смазывающую
жидкость. Процесс ее замены занимает около 40
минут и не требует каких-либо специальных
приспособлений. Главное - надо помнить, что при
сливе жидкости нельзя крутить двигатель.
Рулевое управление Colt представляет собой широко
распространенную на многих других иномарках
рейку, имеющую возможность регулировки. Стук
рейки - явление довольно редкое, встречающееся,
как правило, при пробеге автомобиля более 80-90 тыс.
км. Примерно около 100 тыс. км беспроблемно ходят
наконечники рулевых тяг. Правда, они требуют
регулярного осмотра во время проведения ТО.
Вообще, следует сказать, что для автомобилей
класса Mitsubishi Colt большое значение имеет
визуальный контроль всех систем. В заводской
инструкции по эксплуатации автомобиля нет
четкого предписания, когда и что нужно менять -
все определяется характером езды и условиями
эксплуатации данного транспортного средства.
Сказанное в полной мере относится и к тормозной
системе Colt/Mirage. Она - разделенная, 2-контурная,
диагональная, с регулятором тормозов. Последние,
между прочим, - дисковые: как спереди, так и сзади.
Если двигатель мощный, то передние дисковые
тормоза имеют вентиляцию. Мощность силового
агрегата, к слову, отражается и на интервалах
замены тормозной жидкости. Чем больше под
капотом автомобиля лошадиных сил, тем
напряженнее работа тормозов и тем чаще (примерно
раз в 2 года) возникает необходимо менять
тормозную жидкость. Предельный же срок замены
"тормозухи" составляет 3 года.
Замена тормозных колодок на
Mitsubishi Colt не представляет особых затруднений и
производится за каких-то 30-40 минут. Передние
колодки служат, как правило, 30 тыс. км пробега,
задние - в пределах 50 тыс. Следует уточнить, что
эти цифры оринетировочные, так как
завод-изготовитель не конкретизирует интервал
замены, дабы не портить тормозные диски. При
прохождении ТО механик станции определит
степень износа колодок на данный момент и, приняв
во внимание средний характер эксплуатации
данного автомобиля, подскажет, через какое время
следует заменить колодки. Опыт показывает, что
колодки, установленные на автомобиль на заводе,
исправно ходят 30-40 тыс. км пробега. Последующие, в
том числе, оригинальные, служат примерно на 30%
меньше. Объяснение этому простое: изделиям нужно
определенное время на так называемую притирку,
ведь тормозной диск к этому времени уже
износился под определенные колодки. В этой связи
специалисты советуют первые 50-80 км после
установки новых колодок ездить предельно
осторожно, так как в это время эффективность
тормозов на 50% ниже положенной. Что касается
передних и задних ступичных подшипников, то к ним
претензий нет - элементы эти нерегулируемые и
ходят, как правило, очень долго.
Жесткость - только во благо
Говоря о подвеске Mitsubishi Colt, следует во
главу угла поставить полную массу автомобиля,
которая едва превышает 1400 кг. Согласитесь,
автомобиль, не кривя душой, можно назвать легким.
Это, естественно, на руку жесткой подвеске,
которая прекрасно ведет на себя на
многочисленных ухабах российских дорог.
Передняя подвеска являет собой классическую
схему McPherson с одной шаровой опорой, которая
считается достаточно долговечной (служит более
120-150 тыс. км). Неубиваемыми можно назвать и стойки
амортизаторов - срок их службы нередко доходит до
250-300 тыс. км пробега. Изначально Mitsubishi
устанавливает фирменные амортизаторы, однако
впоследствии Colt не побрезгует изделиями таких
фирм, как, например, Sachs или Monroe. Надо признать, что
спектр подходящих к данной модели амортизаторов
достаточно широк, причем годятся как
оригинальные изделия, так и доброкачественные
неоригинальные. Резиновые элементы
стабилизаторов поперечной устойчивости ходят,
как правило, 70-90 тыс. км пробега.
Задняя полузависимая, подвешенная подвеска
отличается своей жесткостью и имеет ход. По
оценке специалистов автосервиса, в эксплуатации
она еще менее прихотлива, нежели McPherson. В ее
конструкции основное внимание следует уделить
состоянию сайлент-блоков. Опыт показывает, что
после пробега в 100 тыс. км они подлежат замене,
поскольку втулка закисает (не проворачивается
внутри на болту), вследствие чего происходит
отрыв резинок от корпуса сайлент-блока. Это
негативно отражается на боковой устойчивости
автомобиля: при перестроении задняя часть Colt
начинает подвиливать и слышится характерный
стук.
Задние амортизаторы долговечны в той же степени,
что и передние. Винтовые пружины с течением
времени почти не проседают - как никак автомобиль
легкий. В редких случаях у задних амортизаторов
могут естественным образом изнашиваться нижние
резиночки: на это желательно обращать внимание
при визуальном осмотре во время прохождения ТО.
Андрей ИВАНОВ
Выражаем благодарность за помощь в
подготовке материала специалистов СТО
"Знамя-Мегасервис". |